Роджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправоту

Роджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправоту

Как давний поклонник комиксов и фильмов о Бэтмене, я могу с уверенностью сказать, что Роджер Эберт промахнулся в своей оценке фильма Тима Бертона 1989 года о Бэтмене. Хотя он действительно был известен своим острым взглядом на кино, даже у величайших критиков есть свои «слепые пятна».


У любителей кино могут быть разные мнения по многим темам, но среди них существует общее согласие, когда речь идет о величайшем американском кинокритике: Роджере Эберте. Спустя более десяти лет после его кончины обозревателя Chicago Sun-Times до сих пор с любовью вспоминают за его глубокое понимание кино. В отличие от многих критиков, которые корректировали свою похвалу или критику с учетом общественного мнения, Эберт никогда не сдерживался в выражении своих взглядов. Время от времени он превозносил фильмы, которые были раскритикованы публикой или его коллегами, или критиковал те, которые пользовались широкой любовью или восхищением.

Усердная работа Эберта принесла значительные плоды, и в середине своей карьеры он стал первым кинокритиком, получившим Пулитцеровскую премию за критику. Более того, он был первым человеком, не связанным с индустрией, который был показан в монтаже, посвященном памяти во время церемонии вручения премии Оскар.

Как и любой критик, Эберт одинаково любил все жанры, но, похоже, ему нравились фильмы о супергероях. Он был впечатлен работой, проделанной в Blade II, Superman и Spider-Man 2, среди других. Удивительно, но он упрекнул Бэтмена Тима Бертона, недовольный игрой и мрачным тоном, который он привнес.

Джокер кружит вокруг Бэтмена в фильме «Бэтмен ’89»

Роджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправоту

В манере, напоминающей мрачные детективные комиксы начала 20-го века, Бэтмен изображен в окружении разношерстной команды, состоящей из мелких воров, бандитов, женщин сомнительной добродетели, хитрых крестьян, сотрудников правоохранительных органов и аристократов. Примечательно, что интерпретация Тима Бертона в первую очередь вращается вокруг свежего взгляда на персонажа Джокера, Джека Нэпьера. Было замечено, что наиболее убедительными повествованиями о Бэтмене являются те, в которых злодей представляет для него серьезную проблему. В этой истории Нэпьер — подчиненный криминального авторитета Готэма Карла Гриссома, но их связь ухудшилась из-за взаимного пренебрежения. Гриссом, зная об этом, поручает Нэпиру ограбить Axis Chemicals в поисках компрометирующих улик. Однако намекают, что Гриссом тайно желает смерти Нэпьера, поскольку он был связан со своей любовницей Алисией Хант.

При необычном повороте событий озорство мафии приобретает дополнительный масштаб, когда появляются Бэтмен и комиссар Гордон, который кажется неорганизованным и отстраненным. Позже Нэпьер падает с балкона и приземляется в резервуар, наполненный химикатами. Примечательно, что он выжил, но у него остались шрамы, бледная кожа и ярко-зеленые волосы. Несмотря на медицинское вмешательство, у него постоянная широкая улыбка. Затем повествование принимает непредвиденный поворот, когда Нэпир переживает глубокое осознание, откровение, которое составляет основу истории в руках Бертона.

Охваченный безумием, он начинает преступную деятельность, за что получил прозвище «Джокер». Он убивает Гриссома и его сообщников, а затем мучает жителей Готэма, загрязняя предметы личной гигиены смертельным веществом, известным как «Смилекс». Этот токсин вызывает истерический смех, который в конечном итоге приводит к смерти. К счастью, вмешивается Бэтмен.

Как киноэнтузиаст, позвольте мне сказать вам, я был взволнован, увидев историю, на которую Тодд Филлипс намекал, но так и не представил — и, о боже, Тим Бертон представил! В этом фильме неизгладимый след оставили эпические столкновения Бэтмена и Джокера. Один из таких разговоров: «Вы когда-нибудь танцевали с дьяволом в бледном лунном свете?» будет жить как легендарная цитата. Даже когда Бэтмена нет, Джокер продолжает насмехаться над ним, оставляя нам запоминающуюся фразу: «Он дома… стирает колготки». К сожалению, Роджер Эберт, похоже, не разделял нашего энтузиазма.

Роджер Эберт считает, что «Бэтмен» Тима Бертона — это классический пример стиля, а не содержания.

Роджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправоту

Роджер Эберт не сдержался, рецензируя Бэтмена, поставив ему всего две звезды из четырех. Вместо восторженной и бурной критики, как и следовало ожидать, он сразу же приступил к резкому анализу. Казалось, что его вступление было поводом для хвалебной рецензии, но вместо этого он начал критиковать фильм.

В вымышленном городе Готэм из сериала «Бэтмен» я столкнулся с одним из самых уникальных и капризных мест в фильмах. Разочаровывает то, что в нем не происходит чего-то более впечатляющего. Фильм представляет собой блестящую демонстрацию визуальных и эстетических элементов, но его повествование и эмоциональная глубина оставляют желать лучшего. По сути, Бэтмен представляет собой впечатляющее визуальное зрелище, однако сюжетная линия может не вызвать глубокого отклика у зрителей.

Довольно жестоко.

Меня, как любителя кино, почти все в этом фильме совершенно не впечатлило. Я не мог не посетовать на оглушительные звуковые эффекты и бешеный темп редактирования, который часто больше напоминал отвлечение, чем улучшение повествования. Саспенс заметно отсутствовал, и казалось, что мощная игра Джека Николсона полностью затмила игру персонажа Майкла Китона. Мнение, которое, я думаю, могут разделить многие из нас.

Критик также отметил, что в фильме не раскрыты существенные аспекты. Примечательно, что он сослался на сцену, где Альфред сопровождает Вики Вейл в Бэт-пещеру, но обнаруживает, что Брюс Уэйн — это Бэтмен. Однако в этой ситуации она остается безразличной. Более того, он провел параллели между фильмом и Суперменом и Индианой Джонсом, в конечном итоге обнаружив, что он не вызывает такого же уровня восторга, как эти знаковые персонажи.

Время доказало, что Роджер Эберт ошибался

Роджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправотуРоджер Эберт ненавидел этого Бэтмена (1989), но время доказало его неправоту

Роджер Эберт, возможно, точно предсказал бы судьбу Бэтмена, если бы он пошел по пути фильмов Джоэла Шумахера, уйдя в безвестность. Однако, вопреки оценке Эберта, именно эту версию Бэтмена до сих пор с любовью вспоминают многие энтузиасты франшизы. Эберт считал, что изображение Бэтмена Майклом Китоном не впечатляет, но эту интерпретацию часто считают лучшей. Волнение среди фанатов, когда было объявлено, что Китон будет повторять свою роль в «Флэше», демонстрирует, что по этому персонажу скучали с любовью.

Более того, влияние Бэтмена до сих пор широко заметно. Успех фильма привел к тому, что компания Warner Bros. Animation создала получивший признание критиков «Бэтмен: мультсериал». В результате возникла долговечная Анимационная вселенная DC. На сегодняшний день анимационные постановки DC получили больше похвал от критиков, обеспечивая лучшее повествование и изображение персонажей, чем их аналоги в прямом эфире.

Прежде всего, почти каждый значимый фильм или сериал о Бэтмене неизменно поддерживает задумчивую атмосферу, созданную Бэтменом Тима Бертона. Раньше Бэтмена часто изображали как комического персонажа из-за таких сериалов, как сериал «Адам Уэст», а также некоторых комиксов, которые отклонялись от стиля нуар 1940-х годов. Однако после этого фильма Готэм уже не был игровой площадкой. Вместо этого он превратился в приходящий в упадок мегаполис, остро нуждающийся в восстановлении, и с тех пор эта картина сохраняется.

В беседе с Los Angeles Times Тим Бертон пошутил:

После того, как я сыграл Бэтмена, мне кажется, что я проложил путь к эпохе мрачных и серьезных фильмов по комиксам. Похоже, моя работа побудила других последовать этому примеру.

Выходя за рамки повествования и кинематографического качества, выпуск «Бэтмена» существенно повлиял на киноиндустрию во многих отношениях. Например, это побудило Британский совет по классификации фильмов ввести возрастной рейтинг «12», поскольку его содержание не совсем соответствовало критериям ни «PG», ни «15». Более того, это сыграло решающую роль в подчеркивании важности показателей кассовых сборов в выходные дни. Кроме того, Бэтмену приписывают популяризацию нетипичного кастинга, поскольку Майкл Китон изначально считался нетрадиционным выбором на эту роль. Наконец, это способствовало сокращению разрыва между выпуском фильма в кинотеатрах и его доступностью на видео.

В настоящее время авторы комиксов не могут не черпать вдохновение из фильмов 80-х. В начале 2024 года на прилавках появился роман Джона Джексона Миллера Бэтмен: Воскрешение. Эта книга является продолжением фильма, действие которого разворачивается на фоне разрывов в повествовании между «Бэтменом» и «Бэтменом возвращается». Видно, как Темный рыцарь усердно работает над разрушением того, что осталось от организации Джокера, одновременно обнаруживая намеки, которые предполагают, что Джокер, возможно, все-таки не погиб. До этого была выпущена ограниченная серия комиксов под названием Бэтмен ’89.

Понятно, что Бэтмен Тима Бертона не был таким обычным, каким его первоначально представлял Роджер Эберт. К счастью, его взгляды со временем изменились, и в конце концов он начал восхищаться Бэтменом, начиная с «Бэтмен: Начало», а затем осыпая похвалами Темного рыцаря на более позднем этапе.

Бэтмен
доступен для потоковой передачи в США на Max

Смотрите также

2024-11-10 22:32