‘Женщина и Ребенок’: В Иране Одинокая Мама Бросает Вызов Патриархату Нонсенсомными и Саморазрушительными Способами

Как киноман я всегда радуюсь возможности погрузиться в фильмы разных культур, поскольку поразительно видеть, насколько универсальны наши мечты и эмоции. Однако бывают случаи, когда сталкиваешься с фильмом, который кажется инородным — его сюжет лишен привычной логики, а поступки персонажей кажутся необъяснимыми или сверхъестественными, заставляя задуматься о том, не оказались ли мы в научно-фантастическом повествовании. Фильм Саида Рустаи «Женщина и ребенок», несмотря на современность городской среды и наиболее голливудский стиль среди иранских режиссеров, оставил меня немного растерянным. Несмотря на его современную постановку и западный влияние режиссера, я испытывал трудности с тем, чтобы уловить связь со сюжетом и персонажами, чьи действия порой выходили за рамки логики.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


После того как его фильм ‘Братья Лейлы’ был раскритикован в Каннах в 2022 году, Рустае кажется невозмутимым относительно вынесенного ему шестимесячного тюремного заключения и ранее наложенного правительством запрета на создание фильмов. Учитывая его историю создания лент с сильными женскими персонажами, не удивительно, что иранские власти находят феминизм Рустае тревожным — ‘Женщина и ребенок’ является третьим фильмом режиссера, рассказывающим о стойкой и независимой женщине, начиная от ‘Жизнь и день’. Примечательно, что он также вызвал споры другим образом, сняв этот фильм с одобрения правительства. Таким образом, ‘Женщина и ребенок’ был создан под определенными ограничениями, такими как законы, требующие ношения хиджаба его женскими персонажами, хотя главная героиня Махназ (которую сыграла Париназ Изадьяр в фильме ‘Жизнь и день’) могла бы считать это неприемлемым в реальной жизни. Можно ли рассматривать ее короткую стрижку как форму протеста?

После смерти мужа Мангаз одна воспитывает двух детей и работает медсестрой в ближайшем госпитале. В свободное время она общается с обычным водителем скорой помощи по имени Хамид, которого играет Пайман Маади во всех фильмах Роустаи. Ее сын Алияр, еще подросток, часто доставляет неприятности: опаздывает в школу, чтобы поиграть в кости на местном заводе, что является одним из множества его проступков, за которые он получает недельное исключение от директора Самханяна.

В уникальных обстоятельствах Маназ в иранском обществе остается неясным, какие общественные нормы определяют ее обязанности по отношению к своему свекру (Хассану Пурширази) и предполагается ли обратное распределение ролей. Существует ли социальное давление на нее вступить в повторный брак, или намерение сделать это с Хамидом будет считаться противоречивым? Если они решат пожениться и немедленно начать заводить детей (как желает Хамид), как их потомство от предыдущего брака Маназ впишется в новую семейную динамику? Хотя культуры обычно имеют конкретные ожидания в таких вопросах, отсутствие ясности в фильме может вызвать ощущение дезориентации.

Вместо того чтобы предпринять шаги по исправлению своего непослушного сына, Махназ потакает ему и испытывает злобу к тем, кто пытается исправить его поведение. Ситуация оказывается серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, когда происходит нечто шокирующее с участием Алиара. Фильм внезапно меняет направление, создавая ощущение перехода в альтернативную реальность, напоминающую мыльную оперу. Несмотря на празднование церемонии помолвки, Махназ не готова рассказать об этом своим детям сейчас и оставляет их с пожилым человеком. Это одно из немногих плохих решений, принятых в фильме.

Рустае изображает «Жену и ребенка» как трагическую историю, где попытки Махназ улучшить жизнь своей семьи приводят их к заблуждению. Её связь с Хамидом далека от любовной истории и становится напряжённой, когда Хамид встречает младшую сестру Махназ Мехри (играет Соха Ниасти), что заставляет его пересмотреть своё предложение. Хотя может показаться, будто иранское общество ограничивает её возможности из-за пола, возраста и социального статуса, у Махназ нет силы изменить эту систему, оставляя её в положении, где она вынуждена бороться с теми, кто обладает властью над ней. В сущности, если вы не можете противостоять системе, вам придется столкнуться с мужчинами, которые вас угнетают.

После несчастного случая с Алияром Махназ приходит в ярость и сталкивается со Самханяном, который отстранил его от занятий в школе. Она выражает возмущение Хамиду, взимающему плату за ночёвку бездомных семей в своей машине скорой помощи, угрожая разрушить его бизнес. В редком случае неповиновения патриархальному порядку, который иранское кино часто избегает, она едва не убивает своего свекра, узнав о насилии над Алияром без её согласия. Махназ ведёт себя как свирепая львица, оставляя свой след. Однако её действия кажутся иррациональными, и мужчины сохраняют свою власть: они могут подать жалобы и потенциально лишить её права опеки.

Фильмы Рустаева выделяются благодаря их способности соединить иранскую культуру с западным миром. Его кинематографический стиль, характеризующийся энергичной работой камеры, четким монтажом и нарративно-ориентированным повествованием, более похож на американские студийные фильмы по сравнению с другими иранскими режиссерами, которые чаще используют аллегорический подход для критики своего правительства без риска для себя. Однако в фильме ‘Женщина и ребенок’, несмотря на предполагаемую доступность, психология персонажей кажется непоследовательной. Зрители могут ощутить замешательство вместо сопереживания, поскольку Маназ демонстрирует все более саморазрушительное и иррациональное поведение, что приводит к развязке, которая предлагает чувство облегчения, но не обеспечивает удовлетворительного разрешения.

Смотрите также

2025-05-22 19:05