Тринадцатый этаж: Секретная научная фантастика, которую проигнорировали из-за Матрицы

Если вы рассмотрите знаковые фильмы из 90-х годов, особенно те, что вышли в 1999 году, то часто упоминается фильм «The Matrix». Братья Вачовски произвели революцию в спецэффектах, но именно захватывающий сюжет нашел отклик у зрителей и вошел в массовую культуру. Он даже предшествовал идее о жизни в симуляции, концепции, которая стала популярной в 2003 году благодаря аргументу Ника Бострома.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


В тот же год, что и ‘Матрица’, еще один фильм углубился в концепцию альтернативных реальностей: ’13 этаж’. Выпущенный всего за несколько недель до ‘Матрицы’, ’13 этаж’ был затменен новаторским научно-фантастическим фильмом, меняющим жанры, и потому остался относительно неизвестным. Несмотря на это, он завоевал преданную фанбазу и мог бы иметь большую славу, будь выпущен в другое время. Вот что вам нужно знать о фильме ’13 этаж’, который играет вторую скрипку по сравнению с ‘Матрицей’.

Загадочная научная фантастика с элементами реальности: ‘Тринадцатый этаж’

В Лос-Анджелесе выдающийся компьютерный ученый по имени Ханнон Фуллер создал уникальный мир виртуальной реальности, действие которого происходило в 1930-х годах и населяло себя самосознающие существа, не подозревающие о своей искусственной природе. К сожалению, сразу после создания этого альтернативного ЛА Фуллер был убит, а улики привели к его ученику Дугласу Холлу (Краиг Биерко) как главному подозреваемому. Сомневаясь в собственной невиновности и сталкиваясь со странными событиями, связанными с виртуальной реальностью, Дуглас погрузился в цифровой мир, созданный его наставником, стремясь очистить свое имя от подозрений. Вместе с отчужденной дочерью Фуллера, Джейн (Гречтен Мол), он отправился на поиски истины, их связь укреплялась, и между ними завязывалась романтическая история.

В сравнении с крупнобюджетным фильмом ‘Матрица’, ‘Тринадцатый этаж’ имел поддержку студии Centropolis Entertainment, основанной Роландом Эммерихом, известным своими фильмами вроде ‘День независимости’ и ‘Послезавтра’. Режиссёром этого фильма выступил Йозеф Руснак, ранее работавший ассистентом режиссёра у Эммериха в спорном ремейке ‘Годзиллы’ 1998 года. На сегодняшний день ‘Тринадцатый этаж’ остаётся самой известной работой Руслака. Хотя актёрские работы Крейга Биерко и Гретчена Моль были выдающимися, они ещё не являлись широко узнаваемыми звёздами, когда звёздность была особенно важна для успеха фильма.

Помимо того что представил провокационную картину альтернативных реальностей после выхода фильма «Матрица», фильм «Тринадцатый этаж» оказался в конкуренции с «Звёздными войнами: Эпизод I – Скрытая угроза» на кассовом рынке. Заметно, что картина собрала всего $18,5 миллионов по всему миру при производственном бюджете примерно $16 миллионов и дополнительных расходах на маркетинг; таким образом, её финансовый успех был разочаровывающим. Негативные отзывы критиков из-за неблагоприятных сравнений с «Матрицей» не добавили фильму энтузиазма; в настоящее время его рейтинг составляет 28% на Rotten Tomatoes согласно отзывам 64 критиков. Однако другие рейтинговые платформы отражают рост культового статуса фильма: IMDb присвоило ему оценку 7,0/10, а Letterboxd – 3,2/5.

Сходства и различия между «Тринадцатым этажом» и «Матрицей»

Далее содержатся легкие спойлеры к игре «Тринадцатый этаж»

Оба фильма были быстро и отрицательно сравнены друг с другом, несмотря на временной промежуток между ними, что предполагает их параллельную разработку, возможно без знания одной командой о другой. Это интересно учитывая то, что фильмы имеют общие темы, но также демонстрируют множество различий. В сущности, оба фильма исследуют альтернативные реальности, где персонажи погружены в них и постепенно открывают глубокие истины об их существовании: Нео узнает это рано в фильме, тогда как Тринадцатый этаж раскрывает эту истину ближе к кульминации.

В плане настроения и цветовой схемы два фильма имеют некоторые общие черты несмотря на разные бюджеты. Оба они используют схожую цветовую палитру и мрачную атмосферу. ‘The Matrix’ характеризуется гламурным высокотехнологичным стилем, в то время как ‘Thirteenth Floor‘ больше склоняется к нуару, но оба находятся в одном стилистическом домене компьютерных вдохновленных сцен. Ключевой связью между ними является глубокое исследование философских вопросов и эволюционирующей связи между человеком и технологиями — тем, которые продолжают резонировать в современном мире.

Несмотря на то что оба фильма принадлежат к одному жанру, их различия создают уникальные впечатления от просмотра. «Матрица» сильно опирается на жанр экшена и имеет бюджет примерно в пять раз больше, чем у «Тринадцатого этажа», составляющий 67 миллионов долларов. Кроме того, окружение этих фильмов различается: в то время как «Матрица» представляет мрачный, антиутопический мир, играющий значительную роль в построении мира фильма, «Тринадцатый этаж» перемещает зрителя между двумя реальностями — знакомой и поразительно отличающейся. Наконец, моральные последствия взаимодействия человека с технологиями рассматриваются по-разному: «Тринадцатый этаж» сосредотачивается на теории симуляции, избегая глубоких социальных и религиозных дилемм, обсуждаемых в «Матрице».

Почему стоит посмотреть «Тринадцатый этаж»

Значительная часть зрителей утверждает, что «Тринадцатый этаж» более впечатляющ среди двух фильмов 1999 года, затрагивающих темы научно-фантастических сюжетов о реальности. Однако это мнение во многом обусловлено личными предпочтениями жанров — экшена против загадки — и восхищением перед построением сюжета в фильме «Тринадцатый этаж», завершающимся концовкой, которую некоторые считают провоцирующей на размышления или интеллектуально сложной.

Как настоящий поклонник кино, я не могу не отметить поразительное сходство между ‘Тринадцатым этажом’ и более популярным ‘Матрицей’. Хотя я ясно дал понять, что это два разных произведения, схожесть их тем завораживает. Интересно размышлять о том, как мог бы процветать ‘Тринадцатый этаж’, если бы не влияние ‘Матрицы’, или же он остался бы скрытой драгоценностью, ценимой лишь немногими избранными. Тем не менее, независимо от своего успеха, фильм обязателен к просмотру для всех, кто находит современные технологически обусловленные тревоги созвучными его глубокому исследованию теории симуляции и сложной связи человечества с техническим прогрессом.

Тринадцатый этаж доступен к просмотру на Apple TV, Amazon Prime или YouTube.

Смотрите также

2025-04-06 23:03