Словацкий государственный фильм вырос из темного места, говорит историк фестиваля Ji.hlava

Как киноэнтузиаст с особым интересом к малоизвестным уголкам истории кино, я был совершенно очарован кураторством Петры Ханаковой на Фестивале документального кино Ji.hlava — «У нас есть наш фильм!», откровенным исследованием забытого. кинематографические жемчужины Словакии военного времени.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram



Историк Петра Ханакова часто отмечает, что темные начала современного словацкого кино редко признаются в самой Словакии. Именно этот факт побудил ее порыться в архивах в поисках удивительного всплеска фильмов, снятых в Словакии во время Второй мировой войны.

Как заядлый историк, я не могу не подчеркнуть факт, который часто упускают из виду: в то время как чешские земли находились под контролем нацистов в 1939 году, было создано Словацкое государство – марионеточный режим, связанный с гитлеровской Германией. Это государство представляло собой первую официально независимую словацкую нацию в истории, столицей которой была Братислава, а бразды правления держал в руках священник Йозеф Тисо.

Ханакова считает эту конкретную историческую эпоху в Словакии невероятно интригующей, но до конца не понятной», — отмечает она, продемонстрировав 24 открытия, связанные с истерзанным войной истоком словацкого национального кино, на фестивале документального кино Ji.hlava.

Как киноман, я обнаружил, что этот конкретный аспект кинопроизводства остается относительно неясным, особенно за пределами наших границ. Интересно, что недавно я написал книгу на эту тему в Словацком институте кино. Учитывая новизну исследования, мы подумали, что было бы интересно впервые за несколько десятилетий изучить его кинематографические последствия на большом экране.

Во время войны кинематографисты были исключительно плодовиты, создавая разнообразные работы. Снимали постоянно — от вышедшего в 1944 году мультфильма «Таинственный старик», напоминающего диснеевские постановки, прославлявшие электрификацию, до поэтических од вечным сельским пейзажам, казавшимся аполитичными и лишенными всякого политического подтекста.

Картина Евгения Мателички «Лето под горой Кривань» 1943 года художественно изображает ритмичные ритуалы женщин, жнущих урожай на лугах Татр, посредством запоминающихся образов, а портрет прилежных рабочих Юлиуса Ковачевича 1940 года подчеркивает тот факт, что история Словакии формируется руками словаков. .

Ханакова нашла реакцию публики интригующей, хотя иногда и тревожной. После показа молодой зритель поинтересовался одним конкретным персонажем: «Кто был этот персонаж из «Тизо»?

Ханакова отмечает, что примечательным открытием той эпохи является короткометражный фильм Пало Белика 1944 года «На острове бакланов». В этом фильме показано уникальное сосуществование двух групп: создателей фильма и этих необычных птиц. Он излучает потрясающее сияние, предлагая романтический образ пойменного леса возле Дуная. Примечательно, что оно, кажется, почти лишено политического подтекста.

В ходе моего исследования выяснилось, что во многих фильмах, выпущенных словацким фашистским правительством, намеренно игнорируются любые ссылки на их правящую систему, как я заметил. «Это было сознательное решение», — объясняет Ханакова относительно моего кураторского подхода.

Как киноман, углубляющийся в анналы кинематографа, я должен признать, что словацкий кинематографический ландшафт прошлых лет, возможно, был ограничен в количестве, но ему определенно не хватало разнообразия. Хотя сегодня мы часто обращаемся к политическим повествованиям, изучая исторические отчеты стран, которые были союзниками Гитлера во время Второй мировой войны, важно помнить, что история, как и сложный сценарий фильма, редко бывает простой.

Во время войны в Словакии кино часто возникало как тонкий баланс между удовлетворением «потребностей эпохи» и удовлетворением «желаний искусства». По словам Ханаковой, эти фильмы были созданы режиссерами, которые в какой-то степени служили своей стране, но при этом сумели передать свое личное художественное выражение.

«Даже при тоталитаризме искусство существует и может создаваться».

Как и ожидалось, при любом авторитарном режиме упор часто делается на историю. Вот почему неудивительно, что по крайней мере один словацкий фильм из его тревожного прошлого фокусируется на персонаже Яношика, фигуре 15-го века, напоминающей Робин Гуда, и известного преступника, преследовавшего богатых и влиятельных людей.

Фильм Белика «Исчезающий роман» 1942 года является одним из первых из многочисленных фильмов региона, в которых основное внимание уделяется персонажу Яношика. Эта конкретная интерпретация представляет собой документальный фильм, в котором рассказывается о том, как художники создают и украшают пастушьи топоры — символический символ герой-преступник.

По словам Ханаковой, современный образ Яношика был сложным. С одной стороны, его считали национальным героем, лихим мужчиной в костюме. Однако в его основе лежали и коммунистические настроения, поскольку он выступал против «хозяев» и угнетения. Интересно, что этот фильм обрел актуальность во время Словацкого национального восстания. Важно отметить, что этот период, сразу после Первой мировой войны, когда бывшие колонии отделялись от остатков империи Габсбургов, был временем отстаивания демократических ценностей. В это время Яношик фактически выступал против фашизма.

Ханакова объясняет, что озаглавила врезку о словацком кино фашистской эпохи как «У нас есть наш фильм!» как форма заимствования. Первоначально эта фраза была заголовком в словацких государственных газетах или государственных газетах «Гардиста» того периода, где сговорчивые журналисты приветствовали дебют первого полнометражного словацкого государственного фильма («От Татр до Азовского моря»).

Как киноман, я рад сообщить, что это же название украшает мое последнее литературное произведение. Эта книга, рожденная вдохновением, будет представлена ​​в разделе Ji.hlava, частью которого я горжусь.

Смотрите также

2024-11-05 00:18