Как кинокритик с опытом работы в области восточноевропейских исследований, я считаю, что «Прекрасный вечер, прекрасный день» — это острое и мощное исследование репрессивной природы коммунистических режимов и устойчивости искусства и любви перед лицом угнетения.
Поскольку я сам вырос в тени цензуры советской эпохи, я не мог не сочувствовать борьбе, с которой пришлось столкнуться Ловро, Ненаду и их коллегам-художникам, когда они жили в обществе, где свобода творчества подавлялась, а голоса несогласных затыкались. Неустрашимое изображение жизни на острове Бесплодный, исправительной колонии для «нежелательных лиц», служит ярким напоминанием о том, на что готовы пойти тоталитарные режимы, чтобы сохранить контроль и подавить инакомыслие.
Одна из самых сильных сторон фильма заключается в его способности передать ощущение удушающей атмосферы страха и недоверия, которая пронизывала повседневную жизнь при коммунизме, давая понять, что никто не может по-настоящему доверять кому-либо еще. Напряжение между персонажами, подогреваемое коварными попытками Эмира саботировать производство фильма Ловро, ощутимо на протяжении всего фильма, создавая чувство беспокойства, которое держит зрителей в напряжении.
Однако я должен признать, что были моменты, когда сюжетная линия казалась надуманной, а персонажи принимали решения, которые казались нехарактерными. В частности, изображение насилия в отношении маргинализированных сообществ иногда было жестким и лишенным нюансов. Важно помнить, что искусство обязано быть чутким и уважительным при изображении реальной борьбы, и временами мне казалось, что фильм не соответствует этому стандарту.
Несмотря на эти недостатки, «Прекрасный вечер, прекрасный день» в конечном итоге является мощным и заставляющим задуматься фильмом, который говорит о непреходящей силе искусства и любви перед лицом угнетения. Это напоминание о том, что даже в самые мрачные времена есть те, кто осмеливается мечтать, творить и сопротивляться.
И на более легкой ноте: я не мог удержаться от смеха над сценой, где Ловро и Ненад купаются нагишом – это освежающий момент бунта и неповиновения в безрадостном мире и напоминание о том, что даже в самых репрессивных обществах есть всегда способы найти радость. Ведь, как говорят у меня на родине: «Даже в Сибири есть водка!
В «Прекрасном вечере, прекрасном дне» требуется некоторое время, чтобы добраться до Бесплодного острова, печально известной исправительной колонии из бывшей Югославии. В этом месте не требовались камеры, потому что вооруженная охрана полагалась на море, чтобы поддерживать контроль над заключенными. Однако вскоре эта тюрьма без решеток проявилась в резкой, а иногда и чрезмерно напряженной черно-белой драме Ивоны Юки. История разворачивается в 1957 году, вскоре после того, как страна была освобождена от опасности нацистского фашизма, но вскоре оказалась под контролем коммунистического лидера Йозефа Броз Тито, который без колебаний заставил замолчать оппозиционные голоса, в том числе представители сообщества ЛГБТК+.
Во время правления Тито он держал общественность в плену пропаганды. С другой стороны, фильм «Прекрасный вечер, прекрасный день» рисует совершенно иную картину его лидерства, фокусируясь на двух режиссерах, Ловро (Дадо Косич) и Ненаде (Джордже Галич), у которых есть романтические отношения. Поскольку благодаря военной службе у них был союзник на высоких государственных должностях, они могли работать на съемочной площадке без особого вмешательства. Они даже осмелились без беспокойства держаться за руки за семейным обеденным столом Ловро. Однако ситуация, похоже, меняется к худшему, когда Ловро планирует снять сцену, в которой пограничник и солдат Народной армии Югославии вместе бегут в Италию. Этот сценарий привлекает внимание члена цензурного совета на съемочной площадке.
Небрежное пренебрежение Джуки к должному надзору становится очевидным сразу же после начала «Прекрасного вечера, прекрасного дня» с откровенной сексуальной сцены между Ловро и Ненадом, изображения, которое, вероятно, не соответствует стандартам даже сегодняшних наблюдательных комитетов. Интересно, что после того, как режиссер был выбран представителем Хорватии на церемонии вручения премии «Оскар», он заявил, что получил значительно меньшую финансовую поддержку для своей кампании по награждению по сравнению с недавними хорватскими работами. Затем повествование вращается вокруг авторитетной фигуры, Эмира, бюрократа среднего звена, назначенного государством для наблюдения за следующим фильмом Ловро и тайного подрыва производства. Эмир Хаджихафизбегович изображает Эмира со стоической манерой поведения, которая предполагает, что он видел все это, что позволяет поверить в то, что он так же скептически относится к тем, кто находится у власти над ним, как и к тем, кто находится внизу.
В этом фильме Джука умело строит общество, в котором доверия мало, а правительство, кажется, намерено еще больше расширить разногласия, превратив любого в информатора. К сожалению, порой требования повествования затмевают действия персонажей, что приводит к поспешным решениям, которые могут не совсем соответствовать их личностям. Режиссер потенциально мог бы переоценить свое неприятие предрассудков до такой степени, что упустил бы из виду чувствительность, необходимую при изображении маргинализированных групп. Когда насилие вспыхивает в отношении Ловро, Ненада и их друзей Стевана (Славен Досло) и Ивана (Эльмир Кривалич), это вызывает гнев по причинам, отличным от предполагаемых. Особенно напряженная сцена избиения добросердечного гея, похоже, больше сосредоточена на его доброте, а не на его сексуальности как причине ужасающей жестокости. В фильме также отсутствует благородная попытка сделать секс между двумя мужчинами естественным на экране; нет большого различия в том, как изнасилование изображается в сценах, происходящих на Бесплодном острове.
Как режиссер, я считаю «Прекрасный вечер, прекрасный день» увлекательным исследованием свободы творчества и борьбы с репрессивными повествованиями. Проведя много лет в этой индустрии, я могу понять Ловро и его группу представителей богемы, стремящихся аутентично выразить себя, несмотря на социальные ограничения. Отсутствие в фильме бунта против повествовательных условностей для меня менее важно, чем его грубое и нефильтрованное изображение страсти и эмоций.
Моменты, когда фильм переходит к беспричинным танцевальным сценам, могут разочаровывать, но я понимаю смысл, стоящий за ними – отчаянную попытку выразить красоту и свободу, которые Ловро и Ненад чувствуют в момент своего бунта. Сцена, где они купаются нагишом на берегу, — один из самых ярких моментов в фильме, поскольку она символизирует борьбу со стиранием и замалчиванием, борьбу, с которой многие артисты, включая меня, сталкивались на протяжении всей своей карьеры.
Я благодарен Юке за смелость взять камеру и запечатлеть эти моменты, поскольку они служат напоминанием о том, что наши истории важны и заслуживают того, чтобы их рассказали, даже если мы единственные, кто знает об их существовании. «Прекрасный вечер, прекрасный день» — свидетельство силы искусства, бросающего вызов репрессивным повествованиям и утверждающего наше существование.
Смотрите также
- Бета-фильм, премьера эпического фильма Роберта Лантоса «Восстание ворона» на Mipcom Cannes, тизер Drops (ЭКСКЛЮЗИВ)
- Объяснение неожиданного и подрывного финала Аноры
- Продолжение Netflix Monster Movie «Тролль 2» официально выйдет в 2025 году
- Объяснение глубоко тревожной концовки «Носферату»
- Чужой: объяснение концовки Ромула
- Главные персонажи морской полиции, которые покинули шоу (и почему)
- Этот жуткий момент в «Игре про кальмаров» от Netflix чуть не заставил меня перестать смотреть
- Боевик-триллер «Искупление» с Джейсоном Стэтхэмом покажут бесплатно в следующем месяце
- Новый сериал «Павлин» «Локерби: В поисках истины» освещает забытую трагедию
- Все, что мы знаем о «Пчеловоде 2» Джейсона Стэтхема
2024-12-31 06:47