Рецензия на «Мастера ума»: Келли Райхардт похищает дух 1970-х с изящно потрепанной артхаусной картиной кражи произведений искусства

В своей карьере Келли Райхард показала умение тонко разбирать различные жанры. Однако в её анти-хисторическом фильме ‘MasterMind’ она поднимает этот талант на новый уровень, предлагая необычный и проницательный поворот типичного сюжета о неудавшемся ограблении. Этот фильм представляет экстраординарный акт, который начинает разваливаться при столкновении с обычными трудностями повседневной жизни, обнажая фатальные недостатки обычного человека. Хотя это может быть её самая доступная и приятная работа на сегодняшний день, ‘MasterMind’ остаётся глубоко рейхардтовским исследованием природы нормальности и точек её разрушения.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


1970 год, пригород Массачусетса – место, где куртки-ветровки всегда в моде. Семья Муни отправляется на экскурсию в Художественный музей Фремингема. Отец ЖБ (Джош О’Коннор), кажется странным образом увлечён абстрактными картинами Артура Дава, но нет никаких признаков предстоящего приключения. Тем не менее, энергичная джазовая музыка Роб Мазурека тонко повторяет дух независимого кино 1970-х годов, как если бы Эллиот Гоулд всегда присутствовал, с любопытством наблюдая за происходящим из кулис. Терри (Алана Хайм) идеально вписывается в модный тренд эпохи ‘Licoricie Pizza’, расслабленно сидя на скамейке. Их сын Томми (Джаспер Томпсон) поглощён комиксом, а младший ребёнок Карл (Стерлинг Томпсон) бесконечно болтает об инопланетной загадке: Т всегда говорит правду, Ф всегда лжёт, Р делает это случайно. В семье существует личная шутка – ношение лацканных значков с одиночными буквами; ЖБ носит значок ‘F’.

Терри вместе со всеми остальными не подозревал, что JB во время своего турне по музею искусств маленького городка в 70-х годах на самом деле осматривал здание. Единственным человеком, который знал об этом, был композитор Мазурек, который тонко добавил вибрафон и джазовую трубу, чтобы усилить напряжение. Музей, несмотря на спящего охранника и медлительного швейцара у дверей, не представлял особой сложности для потенциальных воров. Позже в своем подвале JB провел встречу с Гаем (Эли Гелб) и Ларри (Коул Доман), обсуждая свой замысел, который казался сложным, но был довольно простым – быстрое похищение без самого акта кражи. Он также упомянул необходимость угона машины, непредсказуемого персонажа по имени Ронни (Джавион Аллен) и странных масок из чулок, однако главная цель состояла в быстром и тихом похищении ценностей без причинения ущерба.

В большинстве фильмов этого жанра принято включать длинную безмолвную сцену в честь классического фильма о краже со взломом Жюля Дассена ‘Рифиф’. Однако Келли Райхардт подходит к этому иначе. Вместо самого ограбления, которое она представляет с юмором и беспорядком, следует поздняя сцена, наполненная черным юмором. Эта сцена подчеркивает сложности логистики перевозки четырех картин в рамах и их ящика по шаткой лестнице на чердак амбара. Только мы вместе с безразличным поросенком, копошащимся в соломе, знаем об этой борьбе.

После возвращения изнуренным и грязным от того испытания, ДжБ наткнулся на полицейских в своей гостиной. Терри сидела на диване явно нервничая. Гай уже сбежал, Ронни его выдал, а скоро Ларри сделает то же самое. Чтобы получить небольшую передышку, ДжБ упомянул имя своего отца — уважаемого местного судьи, что дало ему достаточно времени собрать Терри и детей и поспешно доставить их в дом своих родителей перед тем, как самому исчезнуть.

В этой роли Джош О’Коннор, кажется, светит ярче всего. В то время как его персонаж напоминает исполнение в ‘La Chimera’, с теми же щетинами, грубым нарядом и странной привязанностью к артефактам, которые он крадет, все еще создается уникальный образ. В отличие от эмоционально тяжелого персонажа, который отражался на его лице в фильме Алисы Роувэрчер, здесь ДжБ предстает тихим, подавленным джентльменом. Однако по мере того, как постепенно обнажаются амбиции и неблагоприятные события за фасадом его добродушного поведения, мы понимаем (хотя он может никогда не признать это), что он не полностью добр и, возможно, никогда таковым не был. Неблагоприятные обстоятельства не делают человека автоматически невиновным.

В этом фильме О’Коннор является центральным персонажем в окружении исключительно хорошо подобранного актёрского состава. Хоуп Дэвис и Билл Кэмп играют его родителей с тонкими нюансами, тогда как Джон Магаро и Гэби Хоффман воплощают его друзей, которые, по его мнению, могут защитить его. Даже второстепенные персонажи, такие как Джерри (Мэтью Малхер), водитель-подручный гангстеров, в которых вовлечен JB, получают тщательное внимание от режиссера Райхардт. В обычных условиях подобные моменты с участием Джерри могли бы быть проигнорированы другими режиссерами, но не здесь. Когда Джерри дает Джэю наставления мягким тоном, сидя на заднем сиденье и нервничая, он советует: ‘Совет от меня — никогда не сотрудничайте с непредсказуемыми личностями’, намекая на возможные трудности в будущем.

На протяжении фильма вокруг живых и подлинных осенних сцен Кристофера Блаувельда мы слышим антивоенные протесты, отсылки к контркультуре и Уолтера Кронкаита на телевидении, обсуждающего эскалацию Вьетнамской войны в Камбоджу. Вначале этот фоновый шум кажется лишь деталями эпохи, так же как отличный дизайн постановки Энтони Гаспарро, который с такой точностью передает эпоху, когда колготки продавались упакованными в маленькие пластиковые яйца, задние окна у универсальных автомобилей открывались вручную, а самым простым способом записать чей-то адрес было вырвать соответствующую страницу из телефонной книги.

По мере развития истории JB фон становится всё более очевидным, создавая атмосферу большей иронии и сатиры, достигающей своего неожиданного апогея в разочаровывающем повороте: JB, человек, день ото дня уменьшающийся в размерах, лишается даже малой победы — права иметь свой собственный конец. Фильм Райхардт ‘The Mastermind‘ не проповедует мораль, но служит мягким предупреждающим шепотом для обычных людей, которые считают, что заслуживают большего, чем уют дома и семьи, к которым привыкли: мир ничего вам не должен; берите от него, и он заберет у вас. И возможно, дорогой зритель, сделает это гораздо лучше.

Смотрите также

2025-05-23 21:29