Рецензия на «Восемь открыток из утопии»: реклама рассказывает (и продает) все в шутливой постсоциалистической истории Румынии Раду Джуде

Рецензия на «Восемь открыток из утопии»: реклама рассказывает (и продает) все в шутливой постсоциалистической истории Румынии Раду Джуде

Как опытный киноман со склонностью погружаться в глубины социальных комментариев посредством кино, я нашел «Восемь открыток из утопии» интригующим и проницательным исследованием перехода послереволюционной Румынии от социализма к капитализму. Уникальная концепция фильма – использование старинной рекламы в качестве объектива для просмотра этого исторического периода – была не только новаторской, но и увлекательной, предлагая свежий взгляд на тему, которая широко освещалась в других фильмах.


С моей точки зрения как кинорецензента, «Безумцы» прекрасно прославили сферу рекламных агентств, часто захватывая нас сценами, которые прославляли изобретательный и тактический блеск успешных маркетинговых кампаний. Однако не каждая реклама сделана так щедро и экстравагантно, как показано в сериале. Как показывает «Восемь открыток из утопии», даже самые функциональные и качественные рекламные ролики имеют свое культурное значение. Этот интригующий документальный фильм, снятый Раду Джуде и Кристианом Ференц-Флатцем, использует колоссальный архив постреволюционной румынской телевизионной рекламы, чтобы сплести юмористическое, хаотичное повествование. На протяжении более чем 30-ти бурных лет он описывает переход Румынии от социализма к капитализму, предлагая уникальный взгляд на то, как продукты, начиная от пива и стирального порошка и заканчивая банковскими услугами, продавались населению.

Фильм «Восемь открыток из утопии», несмотря на свою творческую новаторскую структуру, следует простой идее: он представлен как настоящая постановка из «найденных кадров» с использованием старой рекламы, которая производит неотшлифованное, необработанное впечатление. Эти рекламные объявления, часто записанные на суровые видеокассеты, похоже, были собраны без особой мысли о будущем анализе. В сотрудничестве с философом из Бухареста, который занимается постсоциалистической рекламой, провокационный режиссер Джуд использует более тонкий стиль повествования по сравнению с его предыдущими художественными работами. Ролики не сопровождаются повествованием или дополнительными комментариями для обеспечения контекста; вместо этого девять названий глав (восемь «открыток» с заголовком плюс эпилог) служат приблизительными рекомендациями по организации этого потока контента в тематически переплетенные разделы.

1. То, как кинематографисты и частый редактор Джуда, Кэтэлин Кристуцю, скомпоновали и смонтировали, казалось бы, обычные отрывки из идеализированного прошлого, заинтриговывают зрителей, пытающихся расшифровать скрытый смысл. Хотя некоторые связи очевидны, другие косвенны, но попытаться разобраться в них приятно. Этот фактор любопытства в сочетании с большой дозой ностальгического юмора в самом содержании должен сделать компактную «Восемь открыток» хитом среди фестивальных программистов за пределами Локарно. Однако с точки зрения распространения он может быть более подходящим для нишевых потоковых платформ — выбор, который не является полностью неуместным, учитывая ощущение, что фильм представляет собой бессвязное путешествие по видео на YouTube. (Фильм был показан в Локарно вместе с «Сном № 2» Джуда, часовым созерцанием круглогодичных занятий на могиле Энди Уорхола в Питтсбурге; хотя они и не связаны напрямую, они хорошо дополняют друг друга, являясь двойным исследованием культурные циклы и ностальгия.)

«В первой сцене фильма реклама гласит: «То, что является общей собственностью, никому не принадлежит» — слоган из «Румынского парадокса». Эту фразу можно интерпретировать по-разному в зависимости от контекста, предлагая либо утопическую идею, либо предупреждение об общественной жизни. Здесь, в связи с объявлением государственной службы 1995 года, в котором говорится о крупнейшей программе приватизации в истории Румынии, она означает переход страны от социалистической. республика, стремящаяся убедить свой народ в возможностях личного обогащения посредством частной собственности».

Таким образом, политическая реклама смешивается с обычной рекламой, объединяя личную свободу с патриотическим пылом, игнорируя современную историю и вместо этого углубляясь в далекое прошлое. В рекламе водки Imperial хвастается фраза «Слава императорской партии» — фраза, не способствующая прогрессу, а, скорее, решительному потаканию эпохе Римской Дакии. Точно так же другие рекламные объявления прославляют воинственную символику, даже если речь идет просто о Pepsi. Однако реклама пива использует уникальный подход, продавая устойчивость к невзгодам, подразумевая вкус, «такой же сильный, как жизнь в Румынии» – не для слабонервных, ни напиток, ни нация.

Эта поза мачо повторяется во многих других главах фильма, хотя наиболее конкретно гендерная тематика представлена ​​в «Мужественном Женственном», где раскрывается преимущественно патриархальная перспектива капитализма. Даже реклама, специально ориентированная на женщин, имеет женоненавистнический уклон: от косой кастрюли над одинаково гибкими женскими ногами в месте, где продаются колготки, до послушной женской домашней жизни, отраженной в рекламе различных моющих средств. (Одно странное исключение, в короткой главе под названием «Магический мираж», показывает, как моряк-мужчина одобрительно разглядывает флуоресцентные белые штаны своего товарища по кораблю: Кажется, только гетеросексуальные румынские мужчины освобождены от соблазна «Аякса».)

Глава под названием «Этапы мужественности» дает представление о том, как рекламщики изображают румынских мужчин, начиная от поддразнивания и заканчивая сочувствием. Это контрастирует с кампанией по призыву в армию, которая пропагандирует жесткую, жестокую мужественность, в то время как реклама риэлторского агентства показывает молодого человека, которого застает его мать вместе со своей девушкой, что символизирует истощающее затруднительное положение, с которым сталкиваются многие молодые люди, которые не могут себе этого позволить. съехать. Экономические преимущества и недостатки жизни в постсоциалистической Румынии наиболее подробно обсуждаются в разделе «Деньги говорят», где одна реклама лотереи призывает зрителей готовиться к богатству, а другая изображает женщину, недавно заработавшую 12,5 миллионов леев, выражающую свои планы инвестировать свой выигрыш в Румынский инвестиционный фонд, подчеркивая, что то, что принадлежит всем, не принадлежит никому.

Последний отрывок, озаглавленный «Зеленый апокалипсис», кажется неполным, намекая на затруднительное положение с окружающей средой, используя слишком драматичные маркетинговые изображения природных пейзажей Румынии. Эта часть могла бы оказать более сильное воздействие, если бы ее поместили в повествование, а не как финал такого живого и анархического произведения. Тем не менее, «Восемь открыток из утопии» производят неизгладимое впечатление как заставляющая задуматься головоломка социальных и политических идей, которую можно интерпретировать по-разному, предлагая разнообразные академические и эмоциональные перспективы: она может изображать реконструкцию или опустошение, оптимизм или нигилистическое отчаяние, в зависимости от точки зрения.

Смотрите также

2024-08-26 15:16