Рецензия на «Волны»: драма Иржи Мадла об окончании «Пражской весны» представляет собой своевременный портрет власти принципиальных журналистов

Рецензия на «Волны»: драма Иржи Мадла об окончании «Пражской весны» представляет собой своевременный портрет власти принципиальных журналистов

Как киноман, потративший бесчисленные часы на изучение анналов истории кино, я должен сказать, что «Волны» — это фильм, который затронул мою душу. Я пережил бурные времена «холодной войны» и стал непосредственным свидетелем борьбы за свободу слова, и драма этого периода глубоко резонирует со мной.


Исторические драмы, особенно те, которые посвящены смелым актам сопротивления репрессивным правительствам, часто служат предостережением. Хотя знаменитая цитата Уинстона Черчилля: «Те, кто не извлекает уроков из истории, обречены повторять ее», может показаться слишком упрощенной, послание такого фильма, как «Волны» Иржи Мадла, трудно игнорировать. Повествование и его исторический фон служат настойчивым напоминанием о жизненной важности свободной прессы. Однако под своей тревожной внешностью история также углубляется в заставляющее задуматься исследование того, как эта необходимость лежит на плечах людей, которые, будучи людьми, по своей сути несовершенны.

Фильм «Волны» начинается с неоспоримого исторического факта: «Советский Союз оказывает свое влияние на страны Восточной Европы», — объясняет голос зрителям образы Иосифа Сталина, СССР, этих наций и их народов (в том числе политических). появляются диссиденты, которые были преследованы и казнены). «Любой намек на свободу подавляется силой», — подразумевает это краткое введение, устанавливающее напряженное, параноидальное настроение, в которое нас быстро погружает «Волны». Цензура в средствах массовой информации – и террор, который она порождает и на котором процветает – широко распространены. В Чехословакии 1967 год, и нет более крупного средства массовой информации, чем Чехословацкое радио.

В преддверии вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию роман «Волны» фокусируется на Службе международных новостей Чехословацкого радио, группе, которая выступала в качестве последнего оплота против растущего авторитаризма, кульминацией которого стал 1968 год. когда танки и войска были задействованы для подавления любой оппозиции Коммунистической партии Чехословакии. История начинается с представления Томаша (которого играет Войтех Водоходский), обычного человека, который случайно оказывается на радиостанции и становится свидетелем того, как Милан Вайнер (Станислав Майер), известный журналист, храбро сопротивляется цензуре и запугиванию со стороны правительства.

Как и многие люди, очарованные его речами, Томаш очень восхищается Вайнером. Однако, в отличие от своего младшего брата Павла (Ондржей Ступка), который выходит на улицы для демонстраций и испытывает сильное чувство гражданской ответственности, которую, по его мнению, необходимо поддерживать (долг, который действительно воплощает Вайнер), Томаш более осторожен. Он более осторожен и, возможно, более практичен. Он из тех граждан, которые отдают приоритет обеспечению еды на столе и одновременно заботе о своем брате, а не участию в протестах, символом которых стало его новое рабочее место. Он не чувствует, что у него есть возможность или моральный компас лично участвовать в движении сопротивления.

Как только Томаш начинает работать на радиостанции, Вайнер и его команда начинают более агрессивно противостоять новостям из Советского Союза и правительства Чехословакии. Быстро становится очевидным, что Вайнер не намерен быть просто еще одним инструментом пропаганды, как предпочел бы его босс. Его твердые убеждения подвергают его и его команду опасности, поскольку правительство и военные становятся все более нетерпимыми к тем, кто не следует линии партии. Когда в их офисе появляется запись студенческого протеста, Вайнер и его коллеги должны решить, как далеко они готовы зайти, чтобы раскрыть правду. Они также задаются вопросом, стоят ли их собственная безопасность и средства к существованию такого риска, особенно после того, как Томаш был завербован Госбезопасностью для шпионажа за деятельностью радио.

Фильм «Волны» напоминает неумолимый отсчет острого шпионского романа. Монтаж Филипа Маласека заслуживает похвалы за сохранение волнующего темпа, несмотря на предсказуемость повествования. История разворачивается на фоне сложных дружеских отношений и запутанных игр в кошки-мышки, проливая свет на доблестные усилия, предпринятые журналистами Чехословацкого радио в год, предшествовавший вторжению. Ритм фильма, представляющий собой смесь поп-мелодий 1960-х годов и захватывающих композиций Саймона Гоффа, придает фильму ощущение захватывающего повествования Джона Ле Карре. В этом фильме принцип свободы прессы — не просто интеллектуальная конструкция; это ощутимый моральный долг, который требует от журналистов принимать трудные личные решения, часто приводящие к разногласиям с коллегами, друзьями и даже семьей.

В глазах Томаша Мадл представляет непоколебимую целостность таких фигур, как Вайнер, и более прагматичный подход Веры Штовичковой (Татьяна Паухофова), ключевого персонажа антиоккупационной передачи, которая составляет кульминацию фильма, как еще более впечатляющие. Это изображение не является боготворением Чехословацкого радио как символа гражданского сопротивления; скорее, это реалистичное, гуманистическое исследование проблем, с которыми человек сталкивается при принятии моральных решений перед лицом авторитарного правления.

Под руководством исключительного актерского состава «Волны» представляют собой динамичный взгляд на историческую драму, сюжет которой несет в себе несложную сюжетную линию с удивительным изяществом и уверенностью, как стилистически, так и повествовательно. Хотя те, кто хорошо знаком с оккупацией 1968 года, могут предвидеть ее исход, намерение Мадла выходит за рамки документирования этого решающего года. Он стремится почтить знаменательный момент в истории, который остается актуальным и в 2024 году, поскольку его основные темы не были омрачены временем, а наоборот, за десятилетия стали еще более актуальными. По сути, «Волны» служат данью историческому событию, вечные проблемы которого продолжают звучать с актуальностью и сегодня.

Смотрите также

2024-10-31 02:16