Рецензия на «Квислинг. Последние дни»: великолепная историческая драма об угрозе демократии со стороны крайне правых

Рецензия на «Квислинг. Последние дни»: великолепная историческая драма об угрозе демократии со стороны крайне правых

Как киноэнтузиаст, глубоко ценящий исторические драмы, раскрывающие сложности человеческой натуры, я считаю, что «Квислинг. Последние дни» — захватывающий и заставляющий задуматься шедевр. Я пережил последствия Второй мировой войны и стал свидетелем последствий коллаборационизма и авторитаризма, и этот фильм нашел во мне глубокий отклик.


Фильм «Квислинг. Последние дни», представляющий собой мощное сочетание исторической глубины и глубокого психологического анализа, представляет собой захватывающий образ бредового авторитарного деятеля, мастерски созданный норвежским режиссером Эриком Поппе («1000 раз спокойной ночи»). Эту работу можно рассматривать как своего рода дополнение к «Выбору короля», его успеху 2016 года, в котором основное внимание уделяется первым трем дням вторжения Германии в Норвегию в 1940 году. Пять лет спустя «Квислинг» возвращается в эпоху оккупации и его последствия, сосредоточив внимание на Видкуне Квислинге (Гард Б. Эйдсвольд), исторической фигуре, которая во время войны служила марионеточным лидером и сотрудничала с нацистами. С тех пор его имя стало синонимом предательства.

Этот фильм предлагает уникальный и заставляющий задуматься взгляд на свою главную тему, как ее изобразили Поппе и его команда сценаристов. Они исследуют это через контекст тайных разговоров между Квислингом и пастором Педером Ольсеном (которого играет Андерс Даниэльсен Ли, известный по фильму «Самый худший человек в мире»), которому епископ Осло поручил вести Квислинга к покаянию и прощению. Эти обсуждения, записанные в ранее нераскрытом дневнике Олсена того периода, послужили основой для сценария. Фильм углубляется в пугающую актуальность сложной психики диктаторского лидера, демонстрируя выдающуюся игру двух главных героев, потрясающие визуальные эффекты и аутентичный дизайн декораций того периода. Это захватывающее кинематографическое путешествие, которое должно понравиться дистрибьюторам арт-хауса по всему миру.

8 мая 1945 года, в ознаменование окончания пятилетнего правления Германии над Норвегией, министр-президент Квислинг был задержан и заключен под стражу. Его желание домашнего ареста было в лучшем случае нереалистичным. Нация жаждала возмездия и требовала от Квислинга ответственности за его действия и преступления, совершенные во имя нацистских убеждений. Среди тех, кто горячо желал справедливости, был молодой тюремный надзиратель Арвид (Артур Хакалати), чей брат был среди бойцов норвежского сопротивления, убитых при режиме Квислинга. Он стремился сделать заключение Квислинга как можно более неудобным для него.

Понимая, что Норвегии придется признать свои исторические ошибки в процессе исцеления, но обеспокоенный тем, что этот процесс может превратить Квислинга в мученика, епископ Бергграв (Лассе Кольсруд) выбирает больничного капеллана Олсена в качестве духовного наставника заключенного из-за его способности различать характеры. Чтобы скрыть свою роль от жены Хайди (Лиза Ловен Конгсли, «Форс-мажор»), Олсен поначалу испытывает надежду, но их обсуждения подталкивают его близко к потере веры.

Столкнувшись с обвинениями в государственной измене и других правонарушениях, Квислинг заявил в суде, что его действия были на благо нации, игнорируя совет своего адвоката Хенрика Берга объявить себя психически недееспособным. Однако, поскольку экстравагантные заявления Квислинга были опровергнуты доказательствами как в зале суда, так и за его пределами, Олсен был полон неуверенности в себе – в своем призвании, своих убеждениях и судьбоносном решении, которое он принял во время войны в отношении своей семьи.

Когда Видкун Квислинг хвастается тем, что помог большему количеству евреев, чем кто-либо другой в Норвегии, его замечание тревожным образом перекликается с преувеличенными заявлениями конкретного кандидата в президенты США. Однако обвинение опровергает утверждения Квислинга, используя пугающий рассказ выжившего норвежского еврея в концлагере, доктора Лео Эйтингера (Бенджамин Л. Рёслер). Эйтингер указывает на антисемитские речи Квислинга и сообщает, что из примерно 1000 евреев, депортированных из Норвегии, выжили только 12. Более того, сильный страх Квислинга перед большевизмом, который у него развился во время работы в Советском Союзе, напоминает опасения Владимира Путина по поводу предполагаемых «нацистов» на Украине.

В этом захватывающем повествовании я путешествую по тюрьме, залу суда, резиденции Олсена и дому украинской жены Квислинга Марии, как она изображена в «Эмигрантах». Этот замысловатый танец раскрывает два резко контрастирующих союза. Взгляд Хайди Олсен на Квислинга отражает точку зрения многих норвежцев; она считает, что он сознательно совершил отвратительные действия, и желает, чтобы он унижался и просил прощения перед казнью. Несмотря на мое первоначальное замешательство, Хайди в конце концов демонстрирует свою непоколебимую поддержку. И наоборот, Мария Квислинг, похоже, разжигает пламя самых темных порывов и искаженного мышления своего мужа, призывая его никогда не уступать и не отказываться от своих убеждений.

Поскольку Квислинг происходил из четырех поколений священников, его дебаты с Олсеном представляют собой интригующие интеллектуальные столкновения по поводу интерпретации Нового Завета. В своей дебютной главной роли в кино исключительный Эйдсвольд, чей собственный отец был трагически замучен при режиме Квислинга, часто взрывается гневом и бравадой, когда его действия и решения подвергаются тщательному анализу. В то же время Ли в столь же мощной, но менее яркой роли демонстрирует глубокое сострадание.

Несмотря на обилие диалогов, Поппе и его команде удается сохранять захватывающие впечатления от просмотра с кинематографической точки зрения. В отличие от некоторых режиссеров, которые выбирают сепию или морозный синий цвет в исторических произведениях, этот фильм демонстрирует яркий визуальный спектр зеленого и красного, который идеально дополняет обстановку. На кадрах крупным планом, сделанных шведским оператором-оператором Йонасом Алариком, Квислинг запечатлен в замкнутом, тускло освещенном пространстве, создавая впечатление, будто стены давят на него. В то же время нервная музыка Йонаса Колструпа вселяет ощущение надвигающейся гибели, заставляя мир казаться нестабильным и находящимся на грани краха.

Смотрите также

2024-09-09 06:46