Рецензия на фильм «На ее месте»: дело об убийстве пробуждает независимость женщины в конкурсе на премию «Оскар» от Чили

Рецензия на фильм «На ее месте»: дело об убийстве пробуждает независимость женщины в конкурсе на премию «Оскар» от Чили

Как киноэнтузиаст, посмотревший немало триллеров, драм и документальных фильмов, я должен сказать, что «На ее месте» представляет собой интригующую смесь жанров, которая заставляет задуматься еще долго после титров. Сюжет фильма, сосредоточенный вокруг жизни Мерседес, женщины, живущей через другую в роскошной квартире Гила, находит отклик у меня на глубоко личном уровне.


В рассказе Рэймонда Карвера под названием «Соседи» блестяще передано жуткое ощущение пребывания в доме другого человека, когда он отсутствует, — мимолетное волнение от проживания чужой жизни, сопровождаемое осознанием того, что она кажется более яркой и обширной, чем ваша собственная. Эта своеобразная смесь эмоций, одновременно соблазнительных и тревожных, отражена в фильме «На ее месте», необычном сочетании реального криминального повествования, бытовой драмы и феминистской истории. Он представляет собой непростой шаг в художественную литературу для Майте Альберди, известного чилийского документалиста, получившего номинацию на «Оскар» за свои работы «Агент-крот» и «Вечная память».

На первый взгляд вы можете этого не осознавать, но последний документальный фильм Альберди «На ее месте» поразительно похож на ее предыдущие работы. Например, как и «Агент-крот», этот спектакль сочетает в себе процедурное повествование, традиционные элементы жанра и восхитительную дозу человеческой комедии в нетрадиционной смеси. В случае с «На ее месте» главная героиня Мерседес (ее играет Элиза Зулуэта) — любопытная работающая мать и секретарь старшего судьи в Сантьяго 1950-х годов. В то время как в суде начинается громкое дело об убийстве, Мерседес оказывается втянутой в собственное частное расследование.

Мария Каролина Гил, также известная как Франсиска Левин, не является вымышленной фигурой: известная и уважаемая чилийская писательница, она смертельно застрелила своего возлюбленного в элегантной столовой столичного отеля Crillón 14 апреля 1955 года. Режиссер-документалист из Альберди находит история захватывающая, как и любое другое: речь идет о страстном преступлении, но то, что последовало за ним — спорный трехлетний приговор, преждевременное президентское помилование, а также написание и публикация Гилом исповедальной автобиографии, находясь в тюрьме, — еще более интригует. Этот материал предоставляет широкий потенциал для кинопроизводства, однако представление его с точки зрения воображаемого поклонника не создает удовлетворительного драматического эффекта: Мерседес служит в первую очередь заменой увлечения режиссера, а не выступает в качестве самостоятельного убедительного персонажа. .

В первых сценах фильма Мерседес изображена как постоянно занятая смотрительница большинства мужчин в ее жизни, включая ее незадачливого, небрежного мужа Эфраина (Пабло Макайя), который занимается портретной фотографией в своем скромном доме; двое ее взрослых сыновей, слишком довольные своими домашними обязанностями, чтобы выходить на улицу самостоятельно; и ее босс, пользующийся большим уважением в своей области, но проигравший без кропотливой административной помощи Мерседес, которая варьируется от сложной документации до рутинных поручений. Казалось бы, обыденная задача приводит к интригующим открытиям, когда ее отправляют забрать одежду Гила для обвиняемого, пока он временно размещается в монастыре за городом.

Неудивительно, что величественный, роскошный дом успешного писателя резко контрастирует со скромным жилищем переутомленного помощника юриста: он просторный, щедро украшен дорогой мебелью, модными вещами и элегантными безделушками. Что больше всего подкупает уставший «Мерседес», так это его пустота. Каким-то образом ей временно отданы ключи от этого дома. Поначалу она посещает его из своих обычных альтруистических инстинктов, ухаживая за растениями и поддерживая порядок. Однако со временем ее любопытство берет верх над ее самоотверженностью. Она ведет роскошный образ жизни, которым наслаждается Гил: читает его книги, спит на его большой кровати, примеряет и носит его дорогую одежду на работу. Эта квартира становится убежищем для Мерседес, предлагая уйти от несовершенства ее собственной жизни, как домашней, политической, так и экзистенциальной. В этих стенах она может стать независимой и сильной женщиной, которой всегда стремилась быть.

Эта аранжировка фильма, кажется, готовит почву для психологической драмы в стиле Хичкока, наполненной двойственностью и тревогой. Кинематография Серхио Армстронга, постановка Родриго Базаеса Ньето и костюмы Мюриэль Парра создают атмосферу, напоминающую дневной нуар, усиливая мечты Мерседес о побеге. Хотя отполированный цифровой вид фильма немного ослабляет иллюзию, Mercedes об этом не подозревает. Есть мрачная ирония в том, что освобождение этой женщины полностью зависит от импульсивного акта насилия мужчины.

Однако интригующий сценарий Инес Бортагарай и Паломы Салас, кажется, уклоняется от исследования более глубоких, более заставляющих задуматься тем, что отражено в ярком и жизнерадостном изображении Мерседес Зулуэтой. Сценарий сохраняет сбалансированный взгляд на одержимость, гарантируя, что она останется здоровой, без серьезных последствий двойной жизни Мерседес, а граница между вымыслом и реальностью остается четкой. «На ее месте», представленный Чили на премию «Оскар» за лучший международный полнометражный фильм в этом году, представляет собой интересную концепцию короткометражного фильма, развернутую на тему, которая лучше подходит для документального фильма или биографического фильма. Несмотря на путь самопознания Мерседес, именно Гил заставляет нас задуматься, а не она.

Смотрите также

2024-10-09 22:48