Раду Джуде рассказывает о том, как фильм Энди Уорхола начался как «шутка», говорит, что кинематографистам нужно «серьезно относиться к TikTok»

Раду Джуде рассказывает о том, как фильм Энди Уорхола начался как «шутка», говорит, что кинематографистам нужно «серьезно относиться к TikTok»

Как киноэнтузиаст, посетивший богатое полотно мирового кинематографа, я глубоко вдохновлен бесстрашными исследованиями и новаторским подходом Раду Джуде к кинопроизводству. Его слова перекликаются с настроениями многих современных режиссеров, борющихся с постоянно меняющимся ландшафтом цифрового повествования.


Румынский режиссер Раду Джуде считает, что кинематографистам пора начать серьезно относиться к TikTok. Во время беседы на Международном фестивале документального кино в Амстердаме Джуд достал свой смартфон и показал зрителям серию TikTok, сказав: «Для меня TikTok — это начало кино. Это как Люмьер. Кинематографисты в беде, потому что это нас ждет впереди. Если вы серьезно относитесь к кинопроизводству, вы должны серьезно относиться к TikTok».

К такому выводу пришел после того, как арт-директор IDFA Орва Нирабия, который модерировал беседу, подчеркнул связующие нити в творчестве Джуда. На это Джуд сказал, что некоторые артисты «очень сознательно» относятся к своей работе, и есть те, кто «снимает фильмы, не задумываясь о том, что их связывает, и я чувствую, что принадлежу к этой [группе]».

Как киноэнтузиаст, пишущий свои мысли, я признаюсь, что меня охватило непреодолимое чувство амбиций. Эта жажда творчества заставляет меня заниматься всеми аспектами кинопроизводства, даже когда я приступаю к проекту с живописными пейзажами Франции. Страх ощутим, но в неопределенности есть определенная прелесть – не зацикливаться на том, украсит ли фильм экраны Берлина или Канн, а, скорее, охватывать ненасытное желание экспериментировать. Я мечтаю окунуться в документальное кино. В прошлом году я осмелился включить изображения, созданные искусственным интеллектом, в свою постановку «Дракулы», выбрав те, которые были далеко не идеальны. Для меня кино охватывает все аспекты художественного спектра.

После просмотра двух последних фильмов, «Сон №2» и «Восемь открыток из утопии», Джуд вступил в дискуссию. Первый фильм представляет собой творческую смесь прямых трансляций с могилы Энди Уорхола в сети Earthcam, а второй, снятый совместно с философом Кристианом Ференц-Флатцем, включает в себя многочисленные румынские рекламные ролики, снятые во время перехода страны от социализма к капитализму.

В культуре Джуда производство фильмов считалось чрезвычайно сложным, дорогостоящим и регулируемым множеством правил – как писаных, так и негласных. Вопрос распределения остается проблематичным; либо вы обеспечите коммерческое распространение, либо вам придется демонстрировать свои работы на фестивалях. Такая обстановка способствует созданию атмосферы напряжения и ограничений. Семь лет назад Джуд наткнулся на фильмы Уорхола и был очарован его методами кинопроизводства. Фильмы Уорхола сложны, его работы обширны, но по большей части неисследованы. Из-за ограниченности доступа мне приходилось смотреть его фильмы нелегально.

Режиссер добавил, что Уорхол — единственный художник, который на вопрос о том, как снимать фильмы, ответил: «Вы берете камеру, нажимаете кнопку — и у вас есть фильм». «Этот человек прав, кинопроизводство могло бы быть таким. С этого все и началось, а затем стало более сложным и наполненным всевозможным давлением. Но если вы сделаете шаг назад, вы обнаружите, что Уорхол прав».

Джуд рассматривает «Сон № 2» как дополнительное примечание или объяснение к культовому фильму Энди Уорхола 1964 года «Сон», в котором представлены повторяющиеся кадры спящего партнера Уорхола, Джона Джорно. Эта концепция возникла из юмористического комментария, который Джуд сделал после обнаружения веб-камеры. Как он объясняет: «Уорхол создал «Сон», и теперь он здесь вечный сон. Я чувствую себя немного застенчивым из-за того, что многие из моих фильмов начинались как шутки – не всегда хорошие – но шутка часто порождает идею.

Он считает [‘Sleep #2’] одной из своих лучших работ. Это импрессионистическое произведение, которое раздвигает границы кино, предлагая понимание сути визуального повествования и концепции наблюдения в том виде, в котором оно было создано», — пояснил он, отметив далее, что эти аспекты кажутся незначительными по сравнению с глобальными проблемами, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Кроме того, «Сон № 2» стал для него важной вехой, поскольку это был его первый американский фильм, несмотря на то, что он никогда физически не ступал в Америку.

Что касается «Восемь открыток из утопии», Джуд упомянул, что выбрал Ференц-Флац для этого проекта, потому что не был уверен в структуре фильма, а также поскольку Ференц-Флатц писал о рекламе. Они оба знали, что собираются создать фильм о современной истории, но в нем был исторический аспект. Забавно и горько осознавать, насколько неосведомленными все были тогда.

После румынской революции режиссер нашел это время не просто хаотичным в политическом и социальном плане, но и временем знакомства с различными культурами. Именно в это время у него возникла глубокая страсть к кино и истории. Этот период пробудил в нем непреходящее любопытство к происхождению нашего общества.

Как кинорецензент, я вспоминаю личную историю из своего прошлого, когда мой отец, сотрудник бывшей государственной компании, ставшей частной, вернулся домой с сертификатом акций в руках. К сожалению, компания распалась, в результате чего ее акции обесценились. Казалось, что весь народ был обманут таким же образом. Этот фильм служит пронзительным исследованием надежд и мечтаний, которые когда-то питали его люди.

Оглядываясь назад, я должен признать, что не все события в Румынии после 90-х годов были пагубными. Членство страны в ЕС является важной вехой, которая продолжает сохранять ценность в сегодняшнем контексте, несмотря на растущую волну настроений по поводу «суверенитета» в Европе и во всем мире. Похоже, на эту волну повлияла администрация Трампа и ее философия, ставящая «Америку на первое место» и стремящаяся снова сделать Америку великой.

Румынский режиссер выразил мнение, что фильмы должны затрагивать проблемы, которые являются проблемными или несовершенными, и рассматривает камеру как инструмент для запечатления таких неотшлифованных реалий.

Джуда часто спрашивают, почему он критикует Румынию или не выделяет ее положительные аспекты. Его ответ последователен: для него единственный действенный подход в кинопроизводстве — это обнажить ошибки и недостатки. По его мнению, цель создания исторических фильмов заключается исключительно в их актуальности для современности.

Смотрите также

2024-11-16 13:17