Как опытный профессионал киноиндустрии с более чем двадцатилетним опытом работы за плечами, я должен сказать, что нынешнее состояние независимого кинопроката в Великобритании является, мягко говоря, непростым. Утрата систем поддержки и финансирования в сочетании с постоянно меняющимся ландшафтом предпочтений аудитории и потребительских привычек сделали навигацию в этом пространстве более коварной, чем когда-либо прежде.
Спустя несколько месяцев после того, как первый художественный художественный фильм Сандхья Сури «Сантош» был хорошо принят в Каннах, где он был показан в рамках боковой панели «Особый взгляд», он был выбран для представления Соединенного Королевства в международной категории фильмов «Оскара». Этот выбор означает, что «Сантош» пойдет по стопам «Зоны интереса», который стал первым британским фильмом, получившим награду ранее в этом году.
Криминальный триллер «Сантош», первоначально на хинди, рассказывает о вдове, которая занимает должность полицейского своего покойного мужа. Этот фильм углубляется в такие социальные проблемы, как класс, религия и женоненавистничество в сельской Индии. «Сантош» получил «Золотую лягушку» за свой режиссерский дебют на Camerimage, был номинирован на Европейскую кинопремию и выиграл две премии Британского независимого кино. Во Франции он имел успешные летние кассовые сборы и на сегодняшний день собрал более 150 000 зрителей. Совсем недавно он был включен в список международных кинопретендентов AMPAS.
Однако «Сантошу» удалось выполнить большую часть задач, не найдя заранее дистрибьютора в Великобритании, поскольку команда Mk2, включая продюсеров, потратила значительное время на поиск подходящего партнера.
действительно, ближе к концу декабря в последнюю минуту произошла борьба за достижение соглашения и соблюдение крайнего срока подачи заявок на премию BAFTA. В конце концов, Vertigo Releasing объединила усилия с индийским продюсерским домом Civic Studios, чтобы заключить сделку.
Несмотря на широкое признание, которое когда-то получил «Сантош», я обнаружил, что пытаюсь найти покупателя на этот фильм, и этот опыт разделяют многие инсайдеры отрасли. Нас сдерживало не качество фильма; на самом деле, всего несколько лет назад его бы раскупили почти сразу. Напротив, проблема заключается в хаотичном состоянии британского проката артхаусных фильмов или фильмов на иностранных языках, как рассказали EbMaster два человека. Один из руководителей кратко выразил это затруднительное положение, заявив, что «ситуация с «Сантошем» подчеркивает кризис в британском инди-дистрибуции… никто не покупает, и все невероятно осторожны.
Сантош, возможно, не уникален в этом отношении, но он определенно выделяется. Замбийский фильм-второкурсник номинанта BAFTA Рунгано Ньони под названием «Как стать цесаркой», который является продолжением ее получившего признание критиков дебюта «Я не ведьма» (британская номинация на «Оскар» в 2018 году), был одним из самые обсуждаемые и популярные фильмы в Каннах в этом году. В предыдущие годы такие высоко оцененные фильмы часто заключали сделки по прокату еще до начала фестиваля. Хотя A24 получила права на фильм в США, сделка с Picturehouse Entertainment в Великобритании не была завершена до октября.
Дэнни Перкинс, ранее возглавлявший StudioCanal UK, а теперь возглавляющий дистрибуцию и производство Elysian Film Group, выделяет несколько проблем, которые обострились в Великобритании. К ним относятся давняя традиция, когда доходы от билетов в кино отдают предпочтение кинотеатрам, а не дистрибьюторам, а также неэффективное окно Pay-One. для менее популярных фильмов по сравнению с другими рынками, а видео по запросу (VOD) не может компенсировать падение доходов от продаж DVD. Более того, он отмечает, что эти проблемы возникают на фоне снижения доходов от продажи контента, в то время как стоимость контента продолжает расти, из-за чего дистрибьюторы зарабатывают меньше денег.
Фильм под названием «Сантош» не производился в Великобритании, но был сопродюсирован BBC Film, как и фильм «Как стать цесаркой». Эта договоренность означает, что права на распространение местного телевидения были недоступны, поскольку они уже принадлежали BBC. Как объясняет один из руководителей, по этому вопросу возник конфликт между спонсорами (такими как BBC Film и Film4, которые входят в число основных спонсоров независимых фильмов в Великобритании, наряду с Британским институтом кино) и дистрибьюторами. По сути, BBC и Film4 утверждают, что требование бесплатных телевизионных прав является их обязанностью, в то время как дистрибьюторы заявляют, что не будут покупать эти фильмы, если у них нет телевизионной поддержки. Они боятся инвестировать 100 000 фунтов стерлингов в маркетинг (P&A) без поддержки телевизионного распространения. Тогда возникает вопрос, кто еще будет финансировать эти фильмы?
В большинстве случаев службы платного телевидения не покупают фильмы на неанглоязычных языках. Это означает, что для такого фильма, как «Сантош», артхаусной постановки на иностранном языке, поддерживаемой BBC Film, единственный реальный вариант распространения — это кинотеатры.
В Соединенном Королевстве независимым фильмам, особенно тем, которым не хватает звездной силы или значительной поддержки со стороны крупного дистрибьютора, становится все труднее завоевывать популярность на театральном рынке.
В 2023 году произошло значительное снижение кассовых сборов независимых фильмов в Великобритании: они упали почти вдвое по сравнению с 2022 годом и составили всего 3,8% от общего дохода. Беглый взгляд на список за этот год показывает, что рынок преимущественно контролируется голливудскими студиями. Из 50 лучших фильмов 2024 года подавляющее большинство 46 были проданы этими крупными студиями, и только фильм StudioCanal «Паддингтон в Перу» (фильм, который обычно не относят к инди или артхаусу) сумел войти в топ-25.
Однако, когда дело доходит до этой конкретной ситуации, Великобритания, похоже, является исключением среди крупных европейских рынков, поскольку другие крупные кассы по всему континенту добились множества успехов вне студии. Например, во Франции такие фильмы, как «Нечто особенное» и «Граф Монте-Кристо», возглавляют чарты 2024 года, а в Германии такие фильмы, как «Шанталь в сказочной стране» и «Школа волшебных животных 3», поднимаются вверх. в топ-10. По кассовым сборам в Италии «Мальчик в розовых брюках», «Un Mondo a Parte» и «Партенопа» попали в топ-15 с «Завтра еще есть» продолжает иметь успех в 2023 году.
По словам торгового представителя из Великобритании, ситуация стала настолько ужасной, что если бы дистрибьютор приобрел еще один независимый британский фильм, это могло бы привести к бунту сотрудников. Сотрудники выразили намерение уйти в отставку, поскольку они вложили огромные усилия в монетизацию этих фильмов, но вместо этого понесли убытки.
По мнению Зиги Камасы, бывшего главы Lionsgate UK, который в прошлом году запустил бренд дистрибуции и производства True Brit Entertainment, британский рынок разделился на два лагеря: артхаусный сектор и сектор иностранных языков, который в значительной степени зависел от дополнительных доходов, которых сейчас больше нет. — определенно тот, который борется.
В цифровой сфере такие компании, как Sky, Amazon, iTunes и Google, обычно отдают приоритет 30 самым популярным играм. Более того, традиционные партнеры платного телевидения, такие как Netflix, Amazon и Sky, не покупают эти фильмы в значительной степени, а если и покупают, то компенсация минимальна», — объясняет он.
Что касается независимого британского кино, то в первую очередь это более масштабные, более коммерчески ориентированные фильмы, которые продолжают находить аудиторию, но эти возможности относительно скудны. В качестве показательных примеров Камаса приводит предстоящие релизы StudioCanal «Back to Black» (кассовые сборы 15,7 миллиона долларов) и «Wicked Little Letters» (12,1 миллиона долларов). Он отмечает, что эти фильмы хорошо показываются в кинотеатрах, имеют место на платном телевидении и востребованы стриминговыми платформами; однако он подчеркивает увеличивающийся разрыв между инди-индустриями со средним бюджетом. Он объясняет, что этот рынок становится все более фрагментированным: фильмы слишком малы, чтобы иметь коммерческий успех, но недостаточно малы, чтобы квалифицироваться как малобюджетные, и для них остается мало места на рынке.
В 2007 году, работая в Lionsgate, Камаса сыграл значительную роль в выпуске немецкоязычного блокбастера «Жизни других», который собрал около 5,5 миллионов долларов кассовых сборов в Великобритании. Он добавляет, что с фильмом также было продано множество DVD. Однако он считает, что сегодня он не достиг бы такого же успеха и, вероятно, не оказал бы такого длительного влияния на вспомогательные рынки, как тогда.
Среди дистрибьюторов Великобритании также существует определенная неопределенность.
В течение нескольких лет Curzon и Picturehouse были признаны лучшими площадками для показа художественных фильмов, в том числе многих фаворитов фестивалей. В этом году Керзон даже добился местного триумфа с ирландским хитом «Kneecap». Однако обе компании оказались втянуты в финансовые проблемы, выходящие за рамки их основной деятельности.
В прошлом месяце компания Curzon, которая является частью коллектива, включающего кинотеатры Curzon и потоковую платформу, была куплена у Cohen Media Group на аукционе по выкупу права выкупа американской инвестиционной фирмой Fortress. Похоже, что Fortress не намерена удерживать Керзона, а вместо этого намерена продать его в будущем, подобно тому, как они продали сеть Alamo Drafthouse компании Sony ранее в этом году.
В продолжающейся саге сеть кинотеатров Picturehouse оказывается втянутой в проблемы, связанные с ее материнской компанией, мировым театральным гигантом Cineworld. Недавно Cineworld закрыла шесть кинотеатров в Великобритании в рамках масштабного плана финансовой реструктуризации, проводимого инвесторами хедж-фонда. Однако в течение некоторого времени существовала неопределенность относительно будущего Picturehouse внутри этого конгломерата.
По словам дистрибьютора, этот сектор не особенно устойчив. Похоже, что вокруг его производительности существует большая неопределенность.
Mubi оказывает существенное влияние на театральную сцену (он почти вошел в число 50 лучших фильмов Великобритании в 2024 году с доходом в 4,5 миллиона долларов), однако, как отмечает один из продюсеров, он покупает не слишком много фильмов.
В дальнейшем небольшие дистрибьюторские компании, такие как Modern Films, Studio Soho и Conic, пользуются большим уважением за продвижение разнообразной коллекции малобюджетных артхаусных фильмов. Однако им не хватает необходимых сил и ресурсов для эффективного продвижения фильмов, нацеленных на успешный прокат в кинотеатрах или признание наград.
Хотя они мне очень нравятся, — отмечает продюсер, — вы уверены, что это удовлетворит ваши требования к релизу?
Дистрибьюторам теперь доступна помощь через Фонд зрительских проектов Британского института кино, целью которого является поддержка «смелых, ориентированных на аудиторию независимых британских и международных фильмов» путем предоставления грантов. Однако этот фонд подвергся критике из-за изменений в его критериях отбора, включая новое правило, которое запрещает дистрибьюторам, более 50% которых принадлежат компаниям или частным лицам за пределами Великобритании, подавать заявки. Это фактически исключает Curzon (компанию с собственной потоковой платформой, которая также нарушила правило BFI, согласно которому фильмы не могут получать финансирование, если выходят одновременно).
Кинематографисты теперь призывают к большему вмешательству.
По словам одного источника, выход из ЕС лишил британских дистрибьюторов всех систем поддержки, ранее предоставляемых Creative Europe для британских дистрибьюторов, и даже некоторых из Британского института кино. Кажется, им сейчас нужна какая-то поддержка.
Однако важно отметить, что не все так плохо. Титан выставок Vue в этом году сделал шаг к распространению в Великобритании с успешным выпуском итальянского фильма «Завтра еще есть», и в результате они теперь официально основали свой собственный дистрибьюторский лейбл Lumiere.
По словам Тима Ричардса, основателя и генерального директора Vue, наша гипотеза подтвердилась: существует значительный интерес к просмотру определенных фильмов на больших экранах. В настоящее время они выбирают дополнительные игры для рынка Великобритании. Основное внимание уделяется небольшим фильмам с меньшим бюджетом, включая британские, независимые и иностранные фильмы. Их цель — ежегодно распространять примерно 12 таких фильмов в Великобритании, а также планировать расширить свою деятельность на другие рынки Vue по всей Европе.
В отличие от других дистрибьюторов, Люмьер пользуется поддержкой крупнейшей кинотеатральной сети Великобритании, которую Ричард намерен использовать для маркетинга фильмов Люмьера с минимальными затратами на рекламу. Кроме того, они планируют использовать собственную технологию искусственного интеллекта Vue, чтобы решать, где и когда будут показаны эти фильмы.
По словам Ричарда, люди склонны создавать «самоисполняющиеся пророчества», когда дело доходит до сомнений в успехе независимых фильмов в прокате Великобритании. Он утверждает, что существует распространенное мнение, что зрителям это больше не интересно, что приводит к тому, что эти фильмы не показываются. Однако он отмечает, что когда эти фильмы показываются на экранах, они часто оказываются успешными.
Есть надежда, что нынешнее затруднительное положение является просто еще одним препятствием в череде трудностей, с которыми независимая киноиндустрия ранее сталкивалась и которые преодолела. Как говорит Перкинс: «За последние 25 лет или около того всегда существовали препятствия». Тем не менее, добавляет он, «всегда есть аудитория», и независимому сектору постоянно удается создавать истории, которые очаровывают и очаровывают их. Собственно, именно это и делает распространение таким выгодным.
Благодаря достижениям в области цифровых технологий выход на рынки и процветание на них стали значительно проще по сравнению с прошлым, а общение с аудиторией никогда не было более доступным.
По словам Перкинса, задача дистрибуции заключается в понимании новой экономической динамики сектора.
Для многих людей, таких как «Сантош», который, похоже, находится в самом разгаре беспорядков в сфере независимой дистрибуции в Великобритании, нынешнее затруднительное положение является одним из самых сложных, с которыми они когда-либо сталкивались. Как говорит продюсер, который пережил подобную битву за обеспечение платформы для своего художественного фильма: «Это невероятно сложная ситуация, и она становится все более и более сложной.
Но кризис, по крайней мере, предоставил один источник оптимизма.
«Я имею в виду, что оно должно достичь дна», — говорит дистрибьютор. «Потому что хуже быть не может!»
Смотрите также
- 5 самых тревожных моментов в фильме «Улыбка 2» (рейтинг)
- Российский продюсер Артем Васильев запускает дублинский лейбл Lazy Sunday и представляет список проектов, включая новый полнометражный фильм Кирилла Соколова (ЭКСКЛЮЗИВ)
- Продолжение Netflix Monster Movie «Тролль 2» официально выйдет в 2025 году
- Мартин Скорсезе снимет биографический фильм о Фрэнке Синатре с Леонардо Ди Каприо
- Netflix отреагировал на иск о детенышах оленей, демонстративно выпустив запись прослушивания Марты
- Премьера фильма Билла Найи «Радость» о первом в мире ребенке, созданном методом ЭКО, состоится на Лондонском кинофестивале BFI
- Hallmark представляет 47 праздничных фильмов в рамках 15-го ежегодного обратного отсчета до Рождества: полное расписание
- Джош Бролин все еще хочет сыграть во вселенной DC Джеймса Ганна
- NBC планирует транслировать специальное «Сегодняшнее шоу» после «Sunday Night Football» 17 ноября
- Грета Гервиг призывает Netflix выпустить «Хроники Нарнии» в формате IMAX
2024-12-20 16:17