Преступления прошлого и настоящего стали общей темой для южноафриканских кинематографистов на фестивале в Дурбане

Преступления прошлого и настоящего стали общей темой для южноафриканских кинематографистов на фестивале в Дурбане

Как кинокритик, глубоко ценящий способность кино отражать и формировать наше понимание мира, меня уже давно привлекают истории, которые заставляют нас пересмотреть знакомые повествования и предложить свежий взгляд на сложные проблемы. Что касается богатого и сложного кинематографического ландшафта Южной Африки, меня постоянно поражает то, как ее фильмы освещают как триумфы, так и борьбу нации, все еще борющейся с наследием апартеида и продолжающимся стремлением к социальной справедливости и равенству.

Как человек, которому посчастливилось вырасти в Южной Африке и стать свидетелем трансформационных изменений, через которые прошла наша страна, я очень рад, что в этом году 45-й Дурбанский кинофестиваль начинается в Международный день Нельсона Манделы. Этот день — всемирная дань уважения Мадибе, нашему первому чернокожему президенту, который посвятил всю свою жизнь ликвидации апартеида и проведению первых демократических выборов в Южной Африке 30 лет назад.

Спустя тридцать лет после того, как партия Африканский национальный конгресс Манделы одержала историческую победу в Южной Африке, люди продолжают бороться с достижениями и неудачами после революционного перехода страны к демократическому правлению. Несмотря на то, что были достигнуты значительные успехи в устранении неравенства, существовавшего в прошлом во время апартеида, насущные проблемы сохраняются. Уровень преступности остается высоким, а коррупция вызывает обеспокоенность. Безработица становится все более угрожающей, особенно среди растущей группы молодых людей, достигших совершеннолетия в эпоху демократии. Неспособность АНК выполнить многие из своих обещаний была подчеркнута на недавних выборах, когда он впервые с момента прихода к власти потерял большинство.

Как зачарованный наблюдатель богатой истории Южной Африки, я не могу не задуматься об этом важном 30-летии вашей демократической вехи. Тара Мур, проницательный режиссер, задает заставляющие задуматься вопросы в своем увлекательном документальном фильме «Наследие: деколонизированная история Южной Африки», премьера которого состоится на фестивале в этом году. Она спрашивает: «Почему Южная Африка по-прежнему остается самой неравной страной в мире, несмотря на наличие демократии? Почему неравенство сохраняется, если по закону мы все должны были быть равны с 1994 года?» Эти вопросы глубоко резонируют со мной, пробуждая чувство любопытства и самоанализа по поводу непрекращающихся проблем, с которыми вы сталкиваетесь на своем преобразующем пути.

Документальный фильм Мура подробно исследует суровые правила, введенные в эпоху колониализма и апартеида в Южной Африке, от которых пострадало более 80% населения. Благодаря этому расследованию оно показывает, как такие законы, как Закон о земле коренных жителей 1913 года, который запрещал чернокожим южноафриканцам владеть землей, и другие правила эпохи апартеида, проложили путь к крайнему неравенству в доходах, лишив чернокожих возможности создавать богатство на протяжении поколений и избежать бедности. Несмотря на усилия нынешнего правительства АНК исправить эту несправедливость, Мур утверждает, что апартеид был основной причиной сохраняющегося неравенства в Южной Африке.

В книге Дайаны Ким «Не опаздывайте на мои похороны» мы получаем искренний рассказ из первых рук о сложностях эпохи апартеида. В центре внимания фильма Маргарет Богопа Матлала, любимая домашняя прислуга и няня Кима, которая сыграла значительную роль в ее эмоциональной стабилизации в бурное детство. В фильме рассказывается о поездке Кима на празднование 80-летия Маргарет в ее родной сельский город. Это трогательное событие объединяет две семьи, охватывающие поколения и расовые границы в развивающейся Южной Африке.

Режиссер признает важность рассмотрения неловких тем и демонстрации положительного влияния, которое ее семья получила от активного присутствия этой женщины, несмотря на то, что она держалась на расстоянии со своими детьми. Нам важно понять наше прошлое и работать над продуктивным будущим. Как мы можем продвинуться вперед, избегая противостояния самим себе и своим обидам?

Я глубоко ценю фильм Ким как искреннюю дань уважения ее любимой бывшей няне, чье влияние простиралось далеко за пределы того, что обычно воспринимается. Однако песня «Не опаздывайте на мои похороны» служит острым напоминанием о том, что для многих южноафриканцев их повседневная жизнь по-прежнему определяется сложностями реалий как до, так и после 1994 года. Несмотря на оптимистические перспективы, возникшие после создания демократической «Радужной нации», переходный период не был таким ясным, как нам хотелось бы.

Документальный фильм Наледи Богачви «Запрещенный» и фильм Крейга Таннера «Насадка для душа» освещают продолжающуюся борьбу за личные свободы во время правления большинства в Южной Африке. Работа Богачви углубляется в попытки запретить «Джо Пуля», первый художественный фильм с участием исключительно чернокожих, показывая, что цензура при апартеиде заключалась не только в подавлении политической оппозиции, но и в подавлении жизни и мечтаний чернокожих людей (согласно книге Богачви). собственное заявление).

Преступления прошлого и настоящего стали общей темой для южноафриканских кинематографистов на фестивале в Дурбане

Во время апартеида ограничительные законы о цензуре правящего правительства получили широкое распространение. Будучи студентом-активистом и режиссером, Таннер столкнулся с этим на собственном опыте, когда его работа была запрещена режимом, в котором доминируют белые, из-за ее противоречивого послания. Его фильм рассказывает о путешествии новаторского политического карикатуриста Джонатана Шапиро, чья острая сатира вызвала гнев бывшего президента Джейкоба Зумы и мощной правовой машины государства. В условиях подавления свободы слова в Южной Африке Таннер утверждает, что только те, кто обладает исключительной храбростью, стойкостью и решимостью, такие как Запиро, способны противостоять власти и делиться правдой.

Благодаря дальновидной конституции южноафриканцы всех рас и вероисповеданий теперь пользуются свободами, которых не было в период апартеида. Изображение чернокожих на экранах значительно продвинулось вперед со времен появления демократического правления. При апартеиде, отмечает Богачви, любое изображение чернокожих людей, живущих в гармонии, процветающих или даже просто ездящих на машинах и мирно проживающих в таких районах, как Соуэто, противоречило правительственной пропаганде и подавлялось. Вместо этого сейчас часто можно увидеть разнообразное представительство, отражающее реальность южноафриканского общества.

Удивительно, но непринужденные изображения повседневной жизни, которые были запрещены во время апартеида, по-прежнему редки среди южноафриканских произведений, представленных в Дурбане в этом году. Этот дефицит подчеркивает тот факт, что Южная Африка, которая продолжает бороться с неравенством и нестабильной экономической и политической ситуацией, стала для многих переломным моментом.

На званом обеде в Южной Африке разговор часто переходит к последней волне преступности, захлестнувшей наши районы. От взломов до угонов автомобилей, эти преступники, кажется, ежедневно попадают в заголовки наших местных таблоидов. И страдают не только улицы – эти же преступники проникают и в наши кинотеатры. Фильмы из Дурбана демонстрируют тревожное множество гнусных поступков, заставляющих меня чувствовать себя неловко и неуверенно в отношении окружающего мира. Это яркое напоминание о реальности за пределами киноэкрана.

«Масинга: Призвание» Марка Энгельса — это сложная история, в которой главный герой Масинга (инспектор Интерпола, родившийся в Африке, но живущий в Великобритании) противостоит загадочной международной преступной организации. Это происходит, когда его отправляют в Южную Африку, чтобы вернуть группу украинских подростков, похищенных кем-то из российского преступного мира. Политические последствия усиливаются, однако Энгельсу удается сохранять повествование на знакомой ему территории Квазулу-Натал. Этот сеттинг с его потрясающими пейзажами, традициями коренных народов и влиятельными и коррумпированными местными персонажами добавляет истории глубину и интригу.

В «Сонти» талантливого Терренса Афана деревенский подросток становится спасителем похищенной женщины, сам того не зная, подвергая опасности свою семью и даже свою жизнь. В фильме «Золото Сьерры» режиссера-ветерана Адзе Уга художница из Йоханнесбурга с необычными природными способностями попадает в беду, когда владелец ломбарда и его банда нападают на нее, чтобы получить неожиданное состояние. Хотя у режиссеров разные стили, вездесущая опасность насилия глубоко находит отклик как у экранных персонажей, так и у зрителей в городах, поселках или пригородах по всей Южной Африке.

Преступления прошлого и настоящего стали общей темой для южноафриканских кинематографистов на фестивале в Дурбане

Будучи киноманом, родившимся в Нигерии, я обнаружил, что меня привлекла динамичная киноиндустрия Южной Африки еще в 2005 году. Я решил поступить в AFDA, одну из самых уважаемых киношкол Африки, и сразу же был очарован оживленной сценой постапартеида. . Мир с нетерпением следил за его вкладом в кино, и я чувствовал себя как дома. Мое решение присоединиться к этой индустрии с годами окупилось сторицей: теперь в моем резюме есть успешные проекты, такие как «Миссис Верный парень» и всемирно признанный проект Netflix «Драгоценность». Южная Африка продолжает оставаться маяком возможностей для кинематографистов со всех уголков континента, доказывая, что, несмотря на трудности, она остается процветающим центром кинематографического искусства.

В детстве Афан жил в бедности в уединенной деревне Га-Молапо в провинции Лимпопо. Он вспоминает, что единственным его отвлечением от нехватки ресурсов был просмотр фильмов. Это второй кинопроект режиссера, который приобрел поклонников в киношколе благодаря своему YouTube-каналу Small House Brainiacs. Здесь состоялась премьера его малобюджетного дебюта «От полудня до восхода солнца». Расстояние между Га-Молапо и Дурбаном составляет примерно 600 миль, что эквивалентно поездке туда и обратно из Голливуда в Модесто. Однако превращение Афана из деревни в киноэкран казалось бы невозможным в недемократическую эпоху.

Лесего, рассказчик из «Конца месяца» Кагисо Сэма Лебуру, страстно верит, что «если вы не посетили Южную Африку, вы упускаете возможность увидеть мир во всей его полноте». Хотя такие фильмы, как «Цоци» Гэвина Худа и «Джахмиль И.Т.» В фильме Кубеки «Накл-Сити» изображена жизнь бедных городских районов Южной Африки, а Лебуру стремится представить истории поселков с максимально яркой историей. Он хочет, чтобы мир признал эти сообщества такими же живыми и яркими, какими он их знает.

История «Конец месяца» разворачивается среди суровой реальности высокого уровня безработицы среди молодежи и безудержной преступности. Персонажи — Лесего, непринужденная молодая женщина, и ее лучший друг Бум Шака. Они оказываются в отчаянной ситуации, пытаясь избежать безжалостного сборщика долгов Доллара. Хотя последствия могут показаться незначительными (это всего лишь телевидение, которое рискует, если не заплатят вовремя), тон остается легким и юмористическим, как это показано в успешной комедии Лебуру. Лесего небрежно замечает: «Типичный день в городке: мы просыпаемся, ищем работу, курим травку, затем ложимся спать». Мрачные заголовки новостей могут свидетельствовать о том, что переход к демократии в Южной Африке не реализовал свой потенциал, но даже в таких обстоятельствах повседневная жизнь все еще может обеспечить небольшие удобства.

Дурбанский кинофестиваль пройдет с 18 по 28 июля.

Смотрите также

2024-07-17 15:17