Почему Андрей Тарковский называет «Солярис» художественным провалом

Почему Андрей Тарковский называет «Солярис» художественным провалом

Краткое содержание

  • Тарковского
    Солярис
    это новаторский научно-фантастический фильм, который глубоко погружается в человеческие эмоции и моральные дилеммы, отклоняясь от типичных жанровых стереотипов.
  • Несмотря на признание критиков и похвалы, Тарковский считал
    Солярис
    художественная неудача из-за того, что он не смог освободиться от традиционных научно-фантастических ограничений.
  • Фильм выходит за рамки времени, фокусируясь на внутренних потрясениях и отношениях, подчеркивая человеческие ценности, а не технологии и спецэффекты, обычно встречающиеся в этом жанре.

Как опытный геймер, любящий кино, я должен сказать, что просмотр «Соляриса» был похож на отправку в межзвездное путешествие по глубинам человеческих эмоций. Фильм вышел за пределы своего жанра, не устранив все элементы научной фантастики, а переопределив их, используя в качестве инструментов для глубокого проникновения в человеческую психику.

В 1968 году в кинотеатрах дебютировал новаторский научно-фантастический фильм «2001: Космическая одиссея» известного американского режиссера Стэнли Кубрика. Этот фильм был больше, чем просто захватывающее путешествие в космос; это была грандиозная одиссея, наполненная замысловатыми футуристическими элементами, покорившая зрителей по всему миру. В результате фильм стал сенсацией в прокате, получив множество наград, таких как лучший сюжет, операторская работа, саундтрек и многие другие. Однако другой известный деятель киноиндустрии, родом с противоположного конца земного шара, поставил под сомнение привлекательность фильма, заявив, что он слишком холоден, лишен эмоций и зациклен на определенном футуристическом стиле.

Как страстный геймер, погружающийся в мир кино, я бы сказал, что этим парнем был Андрей Тарковский, советский режиссер с уникальным взглядом на научную фантастику. Через четыре года после культового «2001» он завершил и представил свой шедевр — глубоко эмоциональный «Солярис». Этот фильм, продолжающийся почти три часа, часто называют одним из величайших когда-либо созданных научно-фантастических фильмов. Однако, как ни удивительно, его успех вызвал неожиданную волну критики. Даже сам Тарковский назвал это творческим разочарованием. Но почему? Вот вопрос, который меня интригует.

Смешивание личных кризисов с научной фантастикой в ​​Solaris

По сути, экранизация одноименного романа Станислава Лема 1961 года, похоже, удовлетворяет любителей научной фантастики во всех аспектах. После долгих уговоров психолог-одиночка по имени Крис Кельвин (которого играет Донатас Банионис, одновременно советский и литовский уроженец) посещает изолированную космическую станцию, вращающуюся вокруг планеты Солярис, чтобы расследовать странные происшествия с участием первоначального экипажа из трех человек, первоначально насчитывавшего более 50 человек. . Выжившая троица переживает необычные, почти галлюцинаторные затруднения. По мере развития истории выясняется, что эти кризисы — не просто галлюцинации, а реальные сущности, называемые «гостями», которые, кажется, возникают из подсознания людей.

Необычное событие было инициировано всеми учеными, когда они направили огромные рентгеновские лучи на колоссальный океан для исследования. Солярис отражает многие характерные кинематографические приемы Тарковского, в том числе продолжающиеся дебаты о человеческой этике, постепенное, заставляющее задуматься научно-фантастическое повествование, которое ставит больше вопросов, чем дает ответов, и умело расположенные движения камеры, усиливающие продолжающуюся последовательность. В Солярисе история становится все более напряженной, когда Крис сталкивается с той же затруднительной ситуацией, что и его коллеги по команде: загадочным образом появляется Хари, его покойная жена, создавая дилемму относительно морального поведения в отношении планеты. Однако особенность заключается в том, что она умирает, а затем появляется несколько раз.

Тарковский не любит Солярис, но почему?

Почему Андрей Тарковский называет «Солярис» художественным проваломПочему Андрей Тарковский называет «Солярис» художественным проваломПочему Андрей Тарковский называет «Солярис» художественным провалом

В необычном повествовании, в котором проявляются самые сокровенные истины людей, дуэт Хари и Крис служат ключевыми персонажами, подчеркивающими послание Соляриса. Раскаяние Криса по поводу того, что он не присутствовал в критические моменты жизни Хари, и это изображение Хари, испытывающей эмоциональные потрясения из-за своего прошлого, в значительной степени делают эту научно-фантастическую историю более достоверной. Их связь была интенсивной. Интересно, что актриса Наталья Бондарчук, сыгравшая Хари, как сообщается, почувствовала чувства к Банионису во время съемок «Соляриса». Романтика, превосходящая время, научно-фантастический фильм, получивший признание критиков и одобренный учеными, и многочисленные награды – но почему Тарковский критикует свою собственную работу? Он считает, что ему не удалось выйти за рамки традиционного жанра научной фантастики.

Лично я нашел фильм «Солярис» менее интересным из-за моих личных предпочтений и прошлого опыта просмотра научно-фантастических фильмов. Как человек, знакомый с множеством научно-фантастических историй, я изо всех сил пытался найти в Solaris что-то уникальное или увлекательное, что отличало бы ее от других игр этого жанра. Вымышленные детали казались предсказуемыми и не предлагали ничего свежего или заставляющего задуматься, из-за чего мне было сложно полностью погрузиться в повествование фильма.

В документальном фильме «Путешествие во времени», когда Тарковский приступает к созданию своего предпоследнего фильма «Ностальгия», он еще раз выражает эту точку зрения в важном заявлении: он не согласен с традиционным повествованием, потому что видит это как бегство от реальности. Его больше интересуют внутренние, скрытые и человеческие проблемы, а также моральные дилеммы, чем любые технические вопросы. Более того, он приравнивает любое жанровое кинопроизводство к коммерческому кинопроизводству, что ему глубоко не нравится.

«Солярис» — фильм, превосходящий время

При просмотре «Соляриса» становится ясно, что Тарковскому удалось уйти от типичных условностей научной фантастики; однако он понимал, что технический жаргон и спецэффекты в «Солярисе» по-прежнему удерживают его в рамках ожидаемого жанра. Он считал, что необходимы дополнительные усилия для компенсации этих элементов. Чтобы создать фильм, который, по его мнению, эффективно достигает этого баланса, Тарковский ссылается на «Сталкера» (еще один научно-фантастический фильм, подчеркивающий человеческие ценности и эмоции). Большинству, вероятно, понятна тяжелая ответственность, которую несет режиссер, когда он считает, что один из его собственных фильмов не оправдывает ожиданий.

В фильме «Сталкер», хотя он и основан на научно-фантастическом рассказе, я успешно удалил все следы этого жанра, что доставило мне большое удовлетворение.

Как геймер, я только что закончил смотреть «Солярис», и позвольте мне сказать вам, что это не типичный научно-фантастический фильм. Вместо того, чтобы сосредоточиться на инопланетных вторжениях или обществах-антиутопиях, этот фильм переворачивает сценарий, делая в центре внимания человеческие эмоции и мораль. Посмотреть научно-фантастический фильм, в котором превыше всего ценится личная интерпретация и связь с персонажами, — это глоток свежего воздуха. Если бы Андрей Тарковский смог увидеть нас сегодня, я думаю, ему было бы приятно узнать, что его новаторский подход к повествованию все еще находит отклик у современной аудитории. Да, и кстати, вы можете бесплатно транслировать Solaris на YouTube или Max, если хотите испытать это на себе!

Смотрите также

2024-08-04 02:01