Пиа Лундберг о своем первом выступлении в качестве художественного руководителя Гётеборгского фестиваля Sundance и Rotterdam Dates Jigsaw and the Importance of Disobedience (ЭКСКЛЮЗИВ)

После десятилетнего правления Йонаса Хольмберга 48-й Гетеборгский кинофестиваль откроет новую главу под руководством художественного руководителя Пиа Лундберг. Ожидается, что с 24 января по 2 февраля в мероприятии примут участие такие известные личности, как Жюли Дельпи, Томас Винтерберг, Мохаммад Расулоф, Джошуа Оппенгеймер, Томас Альфредсон и Трина Дирхольм.

В этом уникальном разговоре бывший руководитель отдела международных отношений Шведского института кино и дипломат, представляющий культурные интересы Швеции в Лондоне, делится своими мыслями о сложностях, связанных с курированием самого известного кинофестиваля в скандинавском регионе.

Как новый художественный руководитель, какие именно качества или взгляды вы, по вашему мнению, вносите в фестиваль, учитывая ваш особый опыт, знания и опыт?

Пиа Лундберг: Мой предшественник Йонас Хольмберг, который провел на фестивале десять лет, был невероятно хорошо осведомлен, поэтому я иду по довольно большим стопам. Тем не менее, я уверен, что моя 10-летняя работа на посту главы международного отдела Шведского института кино даст мне уникальный взгляд на фестивали. Кроме того, у меня обширная сеть контактов в отрасли и опыт работы в различных областях культуры, особенно во время моего пребывания в Лондоне в качестве атташе по культуре. Работа с оперой, театром, кино и музыкой была одновременно познавательной и расширила мое понимание различных форм искусства. Более того, мой журналистский опыт полезен для всех организаций, и Йонас также подчеркнул этот факт.

Йонас Хольмберг отметил, что Гетеборг занимает особое место в кинематографическом ландшафте Северных стран. Вы согласны?

Без сомнения, если вы планируете посетить хотя бы один кинофестиваль в Скандинавии в течение года, вашим пунктом назначения должен стать Гетеборг! С международной точки зрения, он дает всесторонний обзор тенденций в кино- и телеиндустрии Северных стран и где найти новые талантливые голоса. Фактически, ни один другой фестиваль в регионе не предлагает такого широкого взгляда на скандинавское кино. Более того, Гетеборг может похвастаться преданной и лояльной местной аудиторией: в кинотеатрах и онлайн продано более 270 000 билетов. Это поразительная цифра! Фильм открытия также будет показан в более чем 40 кинотеатрах по всей Швеции, а восемь фестивальных фильмов будут доступны шведским кинозрителям за пределами Гетеборга.

Каково было ваше первое знакомство с программированием в Гетеборге? Можете ли вы рассказать о количестве фильмов, просмотренных вашей командой, чтобы получить окончательный подсчет, а также о каких-либо препятствиях, с которыми вы столкнулись в этом процессе?

Мы тщательно собрали разнообразную коллекцию кинематографических произведений. С примерно пятнадцатью членами команды из нашего программного комитета мы тщательно изучили около 3000 фильмов, чтобы составить тщательно отобранный список из 270 фильмов из 83 разных стран. Эти фильмы будут показаны в 21 кинотеатре Гетеборга и онлайн. Несмотря на трудности, внести свой вклад в этот процесс было восхитительным и престижным опытом.

Что касается трудностей, то одним из главных препятствий, с которыми мы столкнулись, был перенос дат проведения фестивалей «Сандэнс» и «Роттердам». Несмотря на это, по разным причинам нам пришлось сохранить первоначальный график. Обычно фестиваль «Сандэнс» предшествует Гетеборгу, что позволяет нам использовать названия некоторых из их фильмов, но в этом году они отложили свое мероприятие, прежде всего из-за того, что в 2023 году в США выпал праздник Мартина Лютера Кинга. В результате нам пришлось работать одновременно с Роттердамом, но они решили на этот раз начаться на неделю позже обычного. В результате наша борьба за титулы стала более напряженной, чем когда-либо. К счастью, у нас дружеские отношения с обоими фестивалями, и мы смогли сотрудничать в разработке наших программных стратегий. Сотрудничество над скандинавскими фильмами всегда было для нас привлекательной перспективой.

На вашем счету целых 25 мировых премьер. Это исключительное число?

По сравнению с прошлыми несколькими годами, когда у нас было менее двадцати мировых премьер, наши темпы были на уровне времен до COVID-19.

А как насчет гендерного баланса? Какова доля фильмов, снятых женщинами?

Я не совсем доволен, потому что у нас примерно 44% женщин-режиссеров. К сожалению, в последнее время этот процент снижается, что вызывает разочарование, учитывая наши намерения добиться гендерного равенства. В глобальном масштабе неравенство было еще больше: среди проанализированных нами фильмов около 75% мужчин-режиссеров и 25% женщин-режиссеров. В скандинавских странах этот показатель составляет примерно 47,5%. В Швеции снимается меньше фильмов, а государственное финансирование, предоставляемое Шведским институтом кино, сократилось. Хотя многие независимые шведские фильмы продолжают финансироваться, обычно их чаще снимают мужчины.

Будет ли эта тема в повестке дня вашего ежегодного саммита по кинополитике в Гетеборге?

Обсуждение политики нашего фильма, которое пройдет с 24 по 26 января, сосредоточено на решении насущных проблем шведского кино. Я горжусь тем, что являюсь частью команды экспертов, в которую, среди прочего, входят Рубен Эстлунд и Томас Эскильссон из Film i Väst. Эта группа была создана министром культуры Швеции в рамках продолжающегося расследования пересмотра правительством национальной кинополитики. Ожидается, что результаты нашего исследования будут опубликованы в конце февраля.

В течение некоторого времени ограниченное финансирование шведских фильмов было серьезной проблемой. По сравнению с Данией и Норвегией Швеция получает за кинопроизводство лишь половину суммы, а это в три раза меньше, чем дает Норвегия. Осенью прошлого года в целях экономии Шведскому институту кино пришлось уволить 20 сотрудников. Одна из постоянных проблем, которую мы рассмотрели, заключается в том, что шведские фильмы занимают меньшую долю рынка в Швеции по сравнению с Данией (25%) и Норвегией (27%). В 2023 году этот показатель составлял всего 17%.

Что касается программ, некоторые торжества столкнулись с давлением из-за политических споров, особенно связанных с текущими проблемами в Украине и секторе Газа. Учитывали ли вы это напряжение подсознательно во время работы?

В процессе программирования мы не сталкивались с каким-либо политическим принуждением, но идея представить конфликты и усилить голоса кинематографистов, бросающих вызов авторитарному правлению, всегда была в центре наших мыслей, особенно когда мы сосредоточили внимание на неповиновении и гражданском сопротивлении. Учитывая сложную природу нашего времени, с войнами, изменением климата и разрушением демократии, мы сочли крайне важным решать эти проблемы напрямую.

В Северном регионе мы заметили растущую разобщенность среди молодежи в отношении важных политических и социальных вопросов. Это заставило нас поверить, что неповиновение является идеальной темой для решения сегодняшних проблем нашим демократиям. Мы стремились вселить надежду и продемонстрировать, что даже один человек, выступающий против несправедливости, может изменить ситуацию.

С помощью наших 14 полнометражных фильмов и шести короткометражных фильмов в рамках программы «Непослушание» мы стремились представить тему с разных точек зрения. Мы особенно рады приветствовать иранского режиссера Мохаммада Расулофа, который поделится своими мыслями после показа фильма «Семя священного смоковника» 30 января.

Считаете ли вы, что бросить вызов властям или пойти против норм присуще характеру Гетеборга? За последние несколько лет в Гетеборге были реализованы новаторские проекты, призванные пересмотреть взгляды людей на кинематографический опыт — от уникального показа на открытом воздухе на острове во время COVID-19 до постановки Рубена Эстлунда живых выступлений и даже ИИ-адаптации «Персоны» Ингмара Бергмана. «…

Вопрос этот весьма интригующий, и действительно, дух непослушания всегда был неотъемлемой частью нашего фестиваля. В этом году мы углубляемся в эту тему, предлагая более целенаправленное исследование. Следите за новостями: во время фестиваля мы запланировали несколько неожиданных мероприятий, которые продемонстрируют живые примеры неповиновения. На торжественном открытии мы раскроем еще больше деталей!

Пьеса Эйрика Свенссона «Надежный дом» откроет фестиваль, а последним фильмом, показанным на фестивале, станет доисторическая сказка Мадса Хедегора «Незнакомец». Что определяет этот выбор?

Найти идеальный вступительный фильм может быть довольно сложной задачей. В идеале он должен быть родом из Северного региона, отличаться исключительным качеством, быть мировой премьерой и быть доступным как для кино-, так и для онлайн-показов. Я в восторге от «Надежного дома», захватывающей драмы, вдохновленной реальной историей Линдиса Хурума, генерального директора организации «Врачи без границ»/Médecins Sans Frontières в Норвегии. Этот фильм поднимает моральные вопросы и подчеркивает необходимость принятия трудных решений под огромным давлением. Игра актеров, особенно норвежской актрисы Кристины Куят Торп, поистине исключительна. «Незнакомец» — еще одна смелая и новаторская постановка из Северного региона — замечательный датский фильм, погружающий в прошлое, действие которого происходит в 4000 году до нашей эры. Для этого амбициозного проекта режиссер и его команда даже реконструировали два доиндоевропейских языка.

Как киноман, я должен сказать, что конкурс Северных стран — мое выдающееся событие на этом кинофестивале. Любопытно, что в этом году было подано несколько заявок, и подборка представляет собой эклектичную смесь повествований. Судя по всему, Дания в этом году показала хорошие результаты: три из девяти выбранных титулов – настоящее доминирование!

В нашей работе мы тесно сотрудничали с киноинститутами и продюсерскими компаниями Северных стран. За год мы показали около 70 фильмов, отобрав в итоге самые исключительные. Это было волнующее путешествие, и мне бы хотелось, чтобы мы представили их больше. В Дании и Норвегии год кино был особенно удачным, в то время как в Швеции наблюдались меньшие объемы производства и меньшее количество громких фильмов. Однако мы с гордостью представляем в этом разделе мировые премьеры двух многообещающих дебютов женщин-режиссеров. «Живи немного» Фанни Овесен — это трогательное и смелое название, посвященное сексуальному насилию, а «Кевларовая душа» Марии Эрикссон-Хехт — соцреалистическая драма, напоминающая работы Андреа Арнольд, жанр, который, возможно, недостаточно представлен в Швеция. Хотя «Paradise Burning» также имеет схожий сеттинг, его тоже можно отнести к категории громкого названия.

Как кинокритик, я рад сообщить, что наши документальные фильмы претендуют на премию «Дракон»! Среди них особого внимания заслуживает «Ультрас», предлагающий захватывающее исследование глобальной субкультуры, окружающей футбольных ультрас. Этот фильм дебютирует в нашем конкурсе. Кроме того, у нас есть фильм «Господин Никто против Путина», только что снятый на фестивале «Сандэнс», который дает эксклюзивный взгляд на внутреннюю работу российской пропагандистской машины во время войны. Оба фильма обещают предоставить захватывающие повествования и заставляющие задуматься идеи.

В этом глобальном конкурсе на выбор предлагается 18 разнообразных фильмов. В их число входит международный дебют австралийской тюремной драмы «Внутри» с Гаем Пирсом в главной роли, а также канадский фильм «Меры для похорон». Кроме того, в программе также будет мировая премьера из Испании под названием «Остров фазанов». Не могли бы вы поделиться своими мыслями по поводу этих выборов?

Мы в восторге от этой подборки фильмов, поскольку она побуждает зрителей выбирать свой любимый фильм. Интригующий триллер «Остров Фазанов», выбранный нашим программистом Камиллой Ларссон, — дебют Асиера Урбьерты. В нем исследуются сложности пограничного контроля и его влияние на отдельных лиц. Первоначально предназначенный для нашей категории «Непослушание», он демонстрирует яркую креативность Испании. Недавно я посетил Сан-Себастьян с командой программистов и был очарован тамошним высоким качеством фильмов и стандартами производства.

В разделе конкурса Ингмара Бергмана вы найдете «Последние романтики», драматический дебют Давида Переса Санудо из Испании.

Или более небрежно:

Драма Давида Переса Саньюдо «Последние романтики» входит в конкурсную программу Ингмара Бергмана за выдающиеся первые и вторые полнометражные работы, родом из Испании.

Действительно, этот раздел является главной выставкой в ​​Гетеборге, и мы уникальны тем, что можем провести конкурс под его именем по всему миру. Мы очень гордимся тем, что представляем восемь игр из восьми разных стран. Один из них, «Затем, в тумане» из Аргентины, станет международным дебютом, а два других фильма, «Страна утреннего спокойствия» (южнокорейская драма) и «Кактусовые груши» (странная индийская драма), будут показаны на международном уровне. сделать свои европейские премьеры.

На боковой панели TV Drama Vision скандинавские сериалы занимают видное место. Кроме того, несколько шведских сериалов, таких как «Неверные» от SVT и 2-й сезон «Конгрегации» от TV4, получат особое внимание на кинофестивалях с торжественными мероприятиями. Есть ли какие-либо планы по расширению фестивального пространства для большего количества сериалов в будущем?

На самом деле не все сериалы подходят для большого экрана, но некоторые действительно исключительные должны подойти. Например, прошлогодний «Painkiller» Габриэлы Пихлер был одним из таких сериалов, заслуживающих такого отношения. В этом году мы рады представить шедевр Томаса Альфредсона «Faithless» целиком. Мы также показываем второй сезон «Конгрегации» в сотрудничестве с TV4.

Жюли Дельпи, Томас Винтерберг, Джошуа Оппенгеймер, Мохаммад Расулоф, Трине Дирхольм и Даг Йохан Хаугеруд собираются украсить красную дорожку. Можно задаться вопросом, как нам удается привлекать к себе столь выдающихся личностей. Что ж, несмотря на погоду в Гетеборге в конце января, которая может быть немного прохладной из-за дождя, снега и сильного ветра, наш фестиваль оказался уникальной достопримечательностью для талантов со всего мира. Наши приглашения, похоже, были хорошо приняты, и мы с нетерпением ждем зрелища, которое представим нашей аудитории.

Смотрите также

2025-01-07 15:17