‘Оливия и невидимое землетрясение’: режиссёр Ирене Иборра о помощи детям понять большие эмоции и жизненные перемены

С фестивалем международного анимационного кино Annecy 2025 буквально на пороге, я едва сдерживаю волнение по поводу дебютного показа в мире фильма ‘Оливия и незримое землетрясение’, трогательного шедевра кукольной анимации испанского режиссёра Ирене Иборы. В прошлом году он покорил зрителей своим предварительным показом во время работы над фильмом (Work in Progress), а теперь с нетерпением жду его полного раскрытия.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Основанная на романе Майты Карранса «Жизнь — это фильм», новаторская анимационная картина в стиле стоп-мошн (первая такая работа из Каталонии) рассказывает историю 12-летней Оливии. После того, как ее семья вынуждена покинуть свой дом, она убеждает своего младшего брата, что их трудности на самом деле являются сценами фильма, в котором они снимаются главные роли. Такой творческий подход к преодолению трудностей прокладывает путь для трогательной драмы, которая глубоко исследует темы устойчивости, единства и силы рассказывания историй как инструмента борьбы с невзгодами.

В своем режиссёрском дебюте Иборра искусно привносит домашний шарм в фильм, используя подвижные анимированные элементы для создания осязаемой и эмоционально глубокой атмосферы. Картина получила признание за своё сочувственное изображение сложных социальных проблем, таких как бездомность и родительская меланхолия, что делает её привлекательной для зрителей всех возрастов.

До премьеры в Аннеси у «EbMaster» был увлекательный разговор с Иборрой о творческом процессе создания мультфильма «Оливия и невидимое землетрясение», сложностях съемки stop-motion фильма в Испании, а также о том, как анимация может решать реальные проблемы.

ЭбМастер: Вы знали, что создаёте первый полнометражный анимационный фильм в технике стоп-моушн в Каталонии?

Ирене Иборра: Если честно, я не знала о том, что наш фильм стал первым полнометражным фильмом в Каталонии, пока мы уже начали подготовительные работы к съемкам. Что действительно было важно для меня – это история и как лучше всего её рассказать с помощью анимации stop-motion из-за богатых текстур и поэтического качества, которые эта техника предоставляет, не будучи распространёнными в других методах. Только позже я поняла, что до этого никто здесь ничего подобного не пытался сделать. Однако у нас уже была община кинематографистов; я преподаю в магистерской программе, которая работает 10 лет. Многие люди уже создавали короткометражные фильмы с использованием stop-motion анимации. Этот проект казался естественным следующим шагом в нашей эволюции.

Каким образом вы создали персонажей и сеттинг фильма, учитывая его глубокую связь с Барселоной при работе над более широкими темами, такими как проблема жилья?

Мы стремились подойти к сложным темам с ярким и нежным подходом, гарантируя визуальную привлекательность для глаз. Персонажи были созданы Морганом Наварро, известным французским художником комиксов, который придал им стилизованный вид. Несмотря на абстрактные лица, использование реалистичных текстур для одежды делает их ближе зрителю. Например, мы использовали шерсть для волос — текстуру, которую я ранее применял в своих короткометражных фильмах. Кроме того, мы намеренно избегали обычных круглых форм, часто встречающихся в детской анимации. Вместо этого выбрали более четкие линии, особенно в области носов, чтобы отличаться от привычных образцов и сохранить привлекательный внешний вид.

В этом производстве декорации невероятно правдоподобны, включая подлинное граффити, которое можно увидеть по всему Барселоне. Я объединил усилия с Морганом для съемок фото оживленных улиц города, и команда дизайнеров прекрасно воссоздала эти изображения. Баланс между стильными куклами-марионетками и аутентичными обстановками создает постоянное ощущение погружения в сюжет и осознания того, что это искусственно сконструированный мир. Кроме того, персонажи имеют более яркие цвета по сравнению с их окружением — осознанный выбор для подчеркивания нашей идеи о том, что люди значительно изменяют пространства, которые они населяют.

Как страстный киноман, я глубоко тронут мощной репрезентацией тревожности Оливии в этом фильме. Не могли бы вы поделиться некоторыми идеями о том, что вдохновило вас на такую глубокую погруженность в её внутренний мир?

В этом произведении я вышел за пределы традиционных ограничений. Такие темы, как болезнь матери и тревожность Оливии, сложны для понимания детьми, поэтому когда она падает в темноту, её путешествие приводит к спокойному внутреннему убежищу вместо этого. Напряжение падения компенсируется мягким освещением и утешительной эстетикой по мере того, как она спускается вниз. Эти решения были совместно приняты с оператором киносъемки, который использовал свет для тонкого преображения окружения в более спокойное пространство.

В мире фильмов со стоунмюшн психическое здоровье часто исследуется, и его присутствие в данном произведении кажется мне знакомым. Меня заинтересовало то, как повествование Оливии изображало страх как силу, побуждающую нас к самоанализу — сфере, наполненной символическими представлениями, такими как кит или мебель. Именно здесь могли бы быть найдены потенциальные решения. Мы много обсуждали звуковой дизайн; наша цель состояла в том, чтобы не вызывать страха у маленьких зрителей. Надеюсь, что границы были соблюдены достаточно строго, но посмотрим, с какой возрастной группой этот фильм найдет наибольший отклик. Хотя моему младшему брату семь лет, возможно, лучше подходит для детей восьми лет и старше.

Поскольку фильм ориентирован на семейную аудиторию и затрагивает социальные проблемы, какие стратегии вы будете применять при его распределении?

Этот фильм всегда воспринимался как кинематографический шедевр для детей. Это захватывающее путешествие наполнено весельем, эмоциями и даже душераздирающими моментами. Наши дистрибьюторы включают Pyramidé на международном уровне, Filmax в Испании, у которых есть сильная поддержка от вещательных компаний, таких как Televisión Española, TV3 (Каталония) и À Punte (Валенсия). Кроме того, бельгийское, швейцарское и французское телевидение также участвуют. Несмотря на потенциальные риски, многие видели перспективу успеха фильма.

Можете описать основные препятствия, с которыми столкнулись во время производственного процесса, особенно когда речь идет о создании дебютного полнометражного фильма с использованием техники покадровой анимации?

Как начинающий кинообозреватель, я отправился в незабываемое путешествие с моим дебютным художественным фильмом — шедевром stop-motion под опытным руководством продюсера-новичка Майкала Мэза. Это было наше общее крещение огнем и, как ожидалось, принесло свои напряженные моменты. Бюджет, которым мы располагали, был впечатляющим для новичков, но скромным по сравнению со стандартными stop-motion фильмами. Следовательно, нам приходилось идти на компромиссы между качеством и практичностью. Разумеется, эти решения были трудны для всех участников команды, но я верю, что нам удалось найти приемлемый баланс.

Присутствие опытных французских и бельгийских профессионалов привносило ощущение баланса, но это также был сложный период, когда необходимо было быстро принимать решения. Иногда приходилось говорить: ‘Хотя это не идеально, но это то, что мы можем сделать с учётом доступных ресурсов.’

Вы думаете, это открывает двери для большего количества фильмов в технике стоп-моушен в Испании?

Этот фильм является одним из всего лишь трёх полнометражных фильмов с остановкой движения, произведенных в Испании после ‘O Apósstoló’ и ‘Pos ésto’. Действительно, это довольно необычно. Однако этот фильм значительно повысил уровень профессионализма работающих над ним команд. Что касается того, будет ли еще один проект такого масштаба скоро реализован, я не могу сказать; координация пяти глобальных производственных компаний — задача немалая. Но с имеющимися навыками и возможностями, безусловно, возможно.

Как была организована производственная установка на протяжении стольких стран?

Сначала у каждой производственной компании были отдельные локации: кукольный цех в Барселоне, площадка для создания декораций в Валенсии, 3D моделирование лиц в Чили и работа над куклами во Франции. Со временем мы объединили все эти зоны в большой студии в Сант-Марти для съёмок. Постпродакшн осуществлялся в различных местах – некоторые из них были расположены в Швейцарии, Франции и Бельгии – но сами съёмки проходили на одной локации.

Планируете ли вы поехать на показ фильма сейчас, когда он закончен?

Действительно, я участвую в проекте фильма с 2017 года и преобразовываю роман Майты Карранза в киноленту. Сейчас не время бросать это дело; у меня запланированы мероприятия, такие как Annecy на горизонте. Я чувствую необходимость моего участия в этом фильме. Это хрупкая работа, которая затрагивает глубокие темы вроде тревоги и депрессии. В своей двойной роли исполнительного продюсера и режиссёра я несу тяжёлую ответственность за её руководство и ясность для глобальной аудитории.

Смотрите также

2025-06-06 11:50