Обзор «Жизни»: в представлении Турции на «Оскар» теряется сюжет о токсичной мужественности

Обзор «Жизни»: в представлении Турции на «Оскар» теряется сюжет о токсичной мужественности

Как человек родом из Турции и глубоко увлеченный историями, которые разворачиваются на моей родине, я должен признаться, что «Жизнь» вызвала у меня чувство довольного разочарования. Несмотря на то, что фильм прекрасно снят и может похвастаться похвальной игрой, он, похоже, в значительной степени не достигает цели.


В «Жизни», долгожданном возвращении к кинопроизводству турецкого автора Зеки Демиркубуза спустя семь лет, я играю роль сторонника, пока мы следуем за молодой женщиной по имени Хикран, которая сбегает из рук надвигающегося брака по расчету и исчезает в тайне.

Как киноэнтузиаст, я поначалу не узнаю многого о Хикране напрямую, а скорее от людей, связанных с ней, таких как ее озадаченный отец и печальный бывший жених, которые часто упоминают Хикран в своих обсуждениях, размышляя о загадочных причинах, стоящих за ней. внезапное исчезновение. Кажется важным, что мы продолжаем слышать имя «Хикран», распространенное турецкое имя, означающее «тоска» или сильное стремление, которое идеально вписывается в это повествование, поскольку отражает то, что каждый в «Жизни», кажется, тоскует по чему-то или кому-то. Это не просто совпадение; Выбор имени Хикрана намеренно символичен и подчеркивает тему тоски, пронизывающую весь фильм.

Меня привлекают работы Демиркубуза, поскольку он, по-видимому, упорно проливает свет на невысказанную борьбу и подавленную боль персонажей мужского пола, встречающихся на пути Хикрана, независимо от их роли угнетателей по отношению к таким женщинам, как она, в обществе, где глубоко укоренились патриархальные убеждения. Несмотря на то, что Хикран становится центральной фигурой в этом повествовании, Демиркубуз, похоже, оставляет свои стремления и стремления несколько неуловимыми, часто отводя им второстепенное значение.

Человек, от которого бежит Хикран, Риза (Бурак Дакак), выделяется среди высокомерных женихов. Несмотря на то, что Риза встречался с Хикраном всего несколько раз и вопреки желанию своего доброго дедушки (Османа Алкаша), он считает, что Хикрану следовало противостоять ему и объяснить свое нежелание выйти за него замуж (как если бы перспектива брака по расчету была невозможна). уже достаточно веская причина). Не обращая внимания на красивый город на берегу Черного моря, он отправляется в Стамбул в поисках женщины, которая, по его мнению, обидела его.

Вначале мы сопровождаем Рызу во время резких переходов и длительных эпизодов, во время которых ненадолго появляются его знакомые и родственники, каждый из которых борется со своими иллюзиями. В конце концов, Риза предпринимает решительные действия, подобно обеспокоенному Трэвису Биклу, казня предполагаемого преступника, который предположительно принудил Хикрана заняться секс-работой, несмотря на отсутствие признаков того, что Хикрану не нравится ее занятие в этой роли. Впоследствии Риза на некоторое время отходит от повествования, позволяя другим сомнительным персонажам взять на себя управление, людям, которые считают, что понимают, что лучше для Хикрана. Среди них Орхан (Джем Давран), пожилой и сравнительно либеральный педагог, на котором Хикран соглашается выйти замуж в попытке найти передышку от своего традиционного отца, только чтобы обнаружить, что он еще один неразумный, неуверенный в себе человек, который начинает завидовать без причины. Другой — Мехмет (Умут Курт), морально скомпрометированный отец Хикрана, который часто нападает на свою жену и легкомысленно называет свою мятежную дочь «шлюхой».

Если бы повествование в «Жизни» оставалось одинаково критическим как по отношению к Хикрану, так и по отношению к проблемным мужчинам, это было бы приемлемо. Однако по ходу фильма кажется, что он чрезмерно оправдывает проступки этих титулованных мужчин, намекая на сочувственное изображение. Этот сдвиг вызывает тревогу, особенно учитывая нынешнюю ситуацию в Турции, где женщины и их сторонники маршируют под лозунгами типа «Женские убийства не случайны, они носят политический характер», выступая за прекращение патриархального угнетения. В такой обстановке кажущаяся снисходительная позиция фильма по отношению к мужскому проступку кажется проблематичной.

Сюжет фильма в равной степени разочаровывает: он неловко спотыкается об истории, которая не оправдывает длительного времени воспроизведения. Чтобы проиллюстрировать другого турецкого режиссера, известного своим долгим и неторопливым темпом, позвольте мне процитировать Нури Бильге Джейлана. В отличие от него, который умело наполняет каждый момент пленительными нюансами, «Жизнь» (совместно снятая операторами последнего шедевра Джейлана «О сухих травах») кажется небрежно и скучно медленной. Хотя самоотверженная актерская игра и аутентичная обстановка фильма привлекают зрителей, они не умаляют его основных проблем. К сожалению, «Жизнь», кажется, лишена каких-либо существенных комментариев о токсичной мужественности.

В творчестве Демиркубуза деструктивные мужские навязчивые идеи не являются новой темой, как это видно в фильме «Судьба» (2006), который кратко показан по телевидению в программе «Жизнь». Однако, возможно, это первый случай, когда подобное поведение приводит к однозначной победе в одном из его фильмов. Чтобы не раскрывать важные спойлеры, позвольте мне сказать, что Хикран в конечном итоге принимает Ризу, потенциально опасную мстительницу, которая вместо этого могла убить своего сутенера. В конце «Жизни» они кажутся довольными вместе, а Хикран явно беременна. Перестала ли она сопротивляться, потому что смирилась со своей судьбой, или искренне любила Ризу? Если первое, то фильм кажется слишком довольным таким тревожным финалом. В последнем случае идея найти роман со сталкером, который убивает из страсти, становится еще более тревожной.

Смотрите также

2024-11-21 01:46