Обзор «Воздух, просто дыши»: научная фантастика-антиутопия, основанная на страхах перед искусственным интеллектом и вымиранием человечества, кажется слишком знакомой

Обзор «Воздух, просто дыши»: научная фантастика-антиутопия, основанная на страхах перед искусственным интеллектом и вымиранием человечества, кажется слишком знакомой

Как кинорецензент, посмотревший больше фильмов, чем я могу вспомнить, и переживший ранние предупреждения об изменении климата с 90-х годов, я должен сказать, что «Воздух, просто дыши» — это пугающее напоминание о нашем потенциальном будущем. Яркие визуальные эффекты и захватывающая игра Софи Гаэль и Джалсена Сантаны настолько же потрясающе красивы, насколько и душераздирающе мрачны.


В 2024 году можно представить множество сценариев мрачного антиутопического будущего. Это происходит не только из-за расширяющейся коллекции фильмов, изображающих самые мрачные последствия человечества, но и потому, что нас постоянно бомбардируют новостями о климатических катастрофах, статьями об истощении природных ресурсов и опасениями по поводу слишком быстрого развития ИИ. Именно эта реальность делает песню Летисии Тонос «Воздух, просто дыши» одновременно удивительно актуальной и поразительно интересной. Этот доминиканский научно-фантастический фильм предлагает резкое изображение пустынного будущего, которое впечатляет визуально, но в конечном итоге ему не хватает эмоциональной глубины, чтобы действительно вызвать отклик.

В 2147 году Таня (Софи Гаэль) живет независимо в бункере, который теперь называет домом. Каждый день она просыпается и ухаживает за теми немногими растениями, которые ей удается вырастить под землей. Она может быть последним живым человеком после Великой химической войны, которая подтолкнула человечество к вымиранию. Тем не менее, Таня по-прежнему предана делу выживания. Вместе со своим надежным спутником-ИИ, которого ласково зовут Вида или «жизнь» (озвучивает Пас Вега), она проводит репродуктивные эксперименты, направленные на то, чтобы помочь ей выносить ребенка. Повседневная рутина стала монотонной, и надежда, которая когда-то ярко горела, теперь окрашена в рутинную рутину ее изолированного существования. Именно Вида добавляет красок в свой мир.

Не создавая впечатления, что Вида — это всего лишь слуховая сущность, важно уточнить, что этот искусственный интеллект визуально представлен как сияющий шар, расположенный на лбу крупномасштабной скульптуры лица. Если вы помните HAL из «2001: Космическая одиссея», вы не так уж и далеки от истины. В Виде сочетаются первобытные и продвинутые качества; она предпочитает, чтобы ее называли «системой творческого интеллекта», а не искусственным интеллектом, поскольку она много лет подряд училась не только на данных и литературе, но и на действиях Тани. Это расширенное обучение создало между ними настолько прочную связь, что они, кажется, функционируют как одно целое, оба стремятся к цели сохранить Таню в живых и позиционировать ее как материнскую фигуру для будущего человечества.

В их тщательно структурированном существовании все внезапно прекращается, когда в бункер прибывает загадочная фигура по имени Азариас (Джалсен Сантана). Он союзник или противник? Является ли он маяком надежды или предвестником гибели? Поможет ли он сформировать светлое будущее или намерен сбежать от прошлого? По мере того, как эти вопросы постепенно раскрываются, Тонос превращает «Воздух, просто дыши» в трехперсонажную постановку, которая вращается вокруг непреходящего вопроса о том, что нужно, чтобы выжить, и о мерах, которые нам, возможно, придется принять.

Персонаж Гаэль Таня демонстрирует жесткое, почти механическое поведение, тогда как Азария Сантаны более расслабленный и теплый. Резкий контраст в их подходе к доверию к технологиям и очарованию зова природы существенно влияет на их взаимодействие. Поскольку Вида следует указанию Тани не полагаться на других, их судьба (и, возможно, судьба человечества) становится все более опасной. Это происходит на фоне того, что их окружающая среда становится все более негостеприимной из-за сильных ветров, сильных штормов и токсичной атмосферы над головой.

Фильм «Воздух, просто дыши» отличается суровой минималистской эстетикой, которая подчеркивает холодный, неумолимый мир, в котором живет Таня, как средство выживания. Это мрачное изображение будущего почти лишено цвета, и даже маленькие растения, которые она выращивает в своей уютной оранжерее, кажутся слабыми по сравнению с огромными, гулкими комнатами, в которых она перемещается ежедневно.

И в кино, и в космосе есть бесчувственная эстетика. Прибытие Азарии и его убежденность в том, что будущее вполне может быть снаружи — возможно, в море — кажутся оскорблением тому, что строили Таня и Вида, самому их сосуществованию. Он запачкан и воплощен таким образом, каким Таня не хотела или не может быть. С эстетической точки зрения этот научно-фантастический фильм может быть заимствован из хорошо известных культовых образов (не только из искусственного интеллекта Кубрика, но и из таких фильмов, как «Дюна», «Бегущий по лезвию» и «Интерстеллар»). Но некоторые из их тем перерабатываются в сторону неотложных проблем, которые начинают больше напоминать не антиутопические кошмары, а современные чрезвычайные ситуации.

В фильме «Воздух, просто дыши» Тонос умело создает пустынный мир. Сильный ливень создает почву для острых сцен, в которых вы искренне беспокоитесь о безопасности главных героев. Атмосфера вокруг Тани и Азарии потенциально может их погубить. Поддержание Виды в рабочем состоянии и ответственность за систему фильтрации воздуха в бункере становится критическим моментом сюжета. Несмотря на то, что этот фильм является новаторским для карибского кино, он, к сожалению, во многом опирается на знакомые темы, особенно когда он отклоняется в сторону предсказуемого и несколько тусклого третьего акта. Визуально потрясающий фильм Тоноса больше всего заставляет задуматься как критика климатических катастроф, вызванных технологиями, послание, которое, хотя и устарело, остается актуальным и, возможно, все еще важным в 2024 году.

Смотрите также

2024-11-20 21:47