Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Как историк и киноэнтузиаст, потративший бесчисленные часы на изучение тонкостей Древнего Рима, я должен сказать, что «Гладиатор» Ридли Скотта замечательно передает суть Марка Аврелия и Римской империи. Изображение Марка Аврелия как философа-стоика особенно убедительно, поскольку оно отражает не только его историческую личность, но и находит отклик у современной аудитории, которая ценит мудрость и лидерство.


В духе романа Дэниела П. Мэнникса 1958 года «Те, кто собирается умереть», фильм Ридли Скотта Гладиатор представляет собой скорее полуавтобиографический образ. Главный герой, Максимус Децим Меридий (которого играет Рассел Кроу), является вымышленной фигурой, однако он представляет собой комбинацию нескольких реальных римских генералов и гладиаторов, причем наибольшее влияние оказал Максимус Децим Меридий. Другие главные персонажи фильма — Коммод, Луцилла, Марк Аврелий — являются подлинными историческими личностями.

Стремясь изобразить римскую культуру и середину II века нашей эры более достоверно, чем предыдущие эпопеи, режиссер Ридли Скотт привлек в качестве консультантов нескольких историков. Однако было несколько неточностей. Например, Марк Аврелий не объявлял вне закона гладиаторские игры в Риме, как показано в фильме; он запретил их только в Антиохии. Кроме того, Коммод не был убит в Колизее; вместо этого его задушил в ванне борец Нарцисс. Несмотря на эти ошибки, в фильме удается точно передать несколько мелких, но важных деталей.

7. Символ свободы (вручается гладиатору после завоевания свободы)

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Согласно книге историка Кейтен Тейт «Священные места богинь», бывший раб получил пилеус (шапку) в знак обретенной свободы. В фильме в такой кепке можно увидеть Антониуса Проксимо – богатого рабовладельца, который также владеет Максимусом. В фильме показано, что сам Проксимо когда-то был гладиатором, который получил свободу, продемонстрировав мужество и отвагу. В конечном итоге его освободил не какой-нибудь обычный человек, а император Марк Аврелий.

Римская культура была более гибкой, чем другие

Как кинозрителю меня поразило то, что в величии кинематографической вселенной Рима рабы не были обречены навечно. В отличие от других обществ, где рабство было пожизненным заключением, Рим давал проблеск надежды. Свобода могла быть достигнута не только как далекая мечта, но и практическими средствами, даже такими неожиданными, как «завоевание толпы» — тактика, тонко предложенная Проксимо Максимусу.

Далее в книге объясняется, что как только раб обретал свободу, хозяин представлял его судебному чиновнику, объясняя причины предоставления освобождения. Затем мировой судья символически прикасался посохом к голове освобожденного раба, отмечая действие как завершенное.

6. Длительные макроманнические войны

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Фильм «Гладиатор» начинается с эпической батальной сцены. В 180 году н.э. генерал Максим Децим Меридий одерживает победу в битвах с германскими племенами в Виндобоне. Римская империя была вовлечена в длительный конфликт с германскими племенами, который часто называют Макроманскими войнами. Большая часть правления императора Марка Аврелия была потрачена на попытки обеспечить безопасность северной границы.

Через войну мы получаем представление о способностях Максимуса

Включение этой батальной сцены в фильм выполняет несколько функций:

5. Использование Гладиуса (Крошечного меча)

В бою или на арене можно подумать, что длинный меч лучше всего подойдет для поддержания дистанции от противника. Тем не менее, вопреки этому предположению, в Древнем Риме Гладиус – небольшой меч – пользовался предпочтением из-за его способности наносить больше урона и того, что его было трудно заблокировать. Согласно книге М. К. Бишопла «Гладиус: римский короткий меч», генерал Сципион Африканский известен тем, что выступал за переход на «Гладиус» после битвы при Картахене в 209 г. до н.э., поскольку он наблюдал превосходное оружие, использованное их врагами во время этой битвы. боевой.

Бои становятся напряженнее из-за Гладиуса

В фильмах о Римской империи этот второстепенный аспект часто упускается из виду, вместо этого основное внимание уделяется разнообразному оружию, которое можно устроить в шоу. В Голливуде к такой практике относятся терпимо, но «Гладиатор» Ридли Скотта продемонстрировал, что последовательность действий все еще может быть интересной, если она остается верной истории. За исключением «Спартака» Стэнли Кубрика, ни один другой фильм не может приблизиться к изображению той войны и гладиаторских боев, которые показаны здесь. В этом фильме точно изображены даже такие незначительные детали, как ножны и пояс меча.

4. Вражда между преторианской гвардией и легионом

В исходном предложении прямо не указано, почему называть стражу «преторианцем» является оскорблением. Однако, если предположить, что «преторианская гвардия» представляла собой особую группу элитных солдат, служивших телохранителями римских императоров, Максимус мог высмеивать их, используя их титул насмешливо, подразумевая неуважение или презрение к их статусу, званию или лояльности. . Также возможно, что он выражает негодование и гнев по отношению к охранникам за несправедливый арест.

Преторианцев считали ленивыми и привилегированными

Преторианская гвардия служила частным подразделением безопасности и разведки римского императора, защищая его как от физических угроз, так и от политических интриг. Их можно было сравнить с Секретной службой, большую часть времени проводившей в комфорте и безопасности в Риме, в то время как легионеры сталкивались с опасностью на поле боя. Следовательно, средний легионер мало уважал преторианскую гвардию.

3 Марк Аврелий как стоик/философский лидер

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Как кинокритик, я заметил, что римских императоров в фильмах часто делят на две категории: безжалостные диктаторы и великодушные лидеры. Однако Марк Аврелий в эпическом фильме «Гладиатор» ломает этот шаблон. В отличие от своих кинематографических коллег, Марк Аврелий является последователем стоицизма и философии, что является редкой чертой для императора на киноэкране. Его философские взгляды очевидны в «Размышлениях», сборнике личных сочинений, которые он написал между 161 и 180 годами нашей эры, предлагающих уникальный взгляд на Римскую империю, который отличает его от других императоров фильмов.

Лидерство и мудрость

Изображение Марка Аврелия как философа-стоика добавляет блеска его персонажу, делая его одним из самых знаковых лидеров/правителей в кино. и помогает зрителям лучше понять его выбор. Стоики верят, что «добродетель — единственное добро», и в основном придерживаются концепций мудрости, мужества, справедливости и умеренности. Максимус обладает всеми этими качествами, и именно поэтому Маркус предпочитает его. Коммоду недостает всех этих качеств, и именно поэтому Марк считает его непригодным для правления.

2. Использование ауксилии

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

В фильме «Гладиатор» можно заметить несколько бойцов, которые не используют оружие, основанное на латинском алфавите, но важно отметить, что это разнообразие — не только кинематографическая выдумка. Концепция использования вспомогательных войск в бою была фактически разработана императором Августом после реструктуризации императорской римской армии около 27 г. до н.э. Ко второму веку нашей эры почти вся кавалерия римской армии состояла из этих вспомогательных войск.

Рим как разнообразное общество

Ридли Скотт точно признает, что Рим не был империей, управляемой одним племенем или расой; вместо этого это было разнообразное общество, в котором люди разного происхождения процветали и чувствовали себя удовлетворенными. Древние тексты предполагают, что большинство вспомогательных рекрутов были добровольцами, а не призывниками, что противоречит идее о том, что их нанимали исключительно для выполнения задач, которые коренным римлянам было трудно выполнять.

1 Легионы Рейнской границы и их роль в определении того, кто получит власть

Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»Маленькие исторически точные детали в «Гладиаторе»

Рейнские легионы сыграли значительную роль в определении того, кто получит власть и как долго они будут ее удерживать. В фильме Марк Аврелий стал более могущественным после стабилизации региона. Благодаря своим достижениям он смог установить свои собственные правила и реализовать свои желания (например, желать, чтобы Максимус стал его преемником) с минимальным сопротивлением.

Марк Аврелий использует рабочую формулу

Контроль над Рейнскими регионами имел решающее значение для сохранения стабильности Рима. Победы в лагунах значительно повысили авторитет генерала. Например, эта территория играла значительную роль в Год Четырех Императоров (69 г. н.э.). После кончины Нерона Вителлий захватил власть при поддержке Рейнских легионов. Во время кризиса третьего века правили многочисленные недолговечные императоры, и власть часто менялась из-за нестабильности в Рейнском регионе.

Смотрите также

2024-11-23 06:02