Куросава Киёси, плодовитый японский автор жанров, все еще экспериментирует: «Я держу сценарии в минимальном объеме, чтобы можно было интерпретировать»

Куросава Киёси, плодовитый японский автор жанров, все еще экспериментирует: «Я держу сценарии в минимальном объеме, чтобы можно было интерпретировать»

Когда я погружаюсь в захватывающий мир Куросавы, режиссера-мечтателя, который легко пересекает сферы реальности и жанра, становится очевидным, что его путешествие было сформировано объединением опыта и влияний. Куросава родился и вырос в Японии в эпоху 8-миллиметровых пленок и фильмов об эксплуатации. Годы становления Куросавы были пропитаны культурой экспериментов и инноваций. Проблемы, связанные с записью звука на этих первых платформах кинопроизводства, подтолкнули его к жанровым фильмам, и это решение в конечном итоге определило его карьеру.


Ранее в этом году, во время своего выступления в качестве специального гостя на церемонии вручения наград Asian Film Awards, режиссер Куросава Киёси выразил решительную позицию относительно своей работы, вдохновения и важности постоянного обновления. Спустя полгода и многочисленные награды он остается столь же стойким в своей решимости.

В прошлом году я отпраздновал свое 68-летие. Неизвестно, много ли режиссеров моего возраста, снявших два фильма за один год», — заявил Куросава в марте.

Сейчас можно было бы понять, если бы он выглядел уставшим. В 2024 году Куросава снялся в трех фильмах: «Перезвон», хоррор средней продолжительности, ремейк триллера о мести «Змеиный путь» и боевик «Облако», который был выбран в качестве представителя Японии на премию «Оскар». Прежде чем отправиться в Токио, он завершил длительную работу с прессой, благодарственные речи и мастер-класс на фестивале в Пусане. Во время Токийского международного кинофестиваля на этой неделе он проведет еще один мастер-класс, на этот раз в рамках программы обмена студентами азиатского кино.

Похоже, что Куросаву, которому сейчас 69 лет, держится на плаву, так это его стремление воспользоваться шансом, который позволит ему продолжать свои исследования на экране, не слишком заботясь о деталях производства или финансовых вопросах.

Куросава рассказал EbMaster, что продюсер попросил его создать 45-минутный фильм ужасов. Это не было для потокового вещания или кинематографического выпуска. Продюсер предоставил Куросаве полную творческую свободу, однако ему хотелось чего-то уникального и непохожего ни на что прежде – странного, причудливого и эксцентричного, но не авангардного. Найдя задачу интригующей, Куросава согласился на нее.

Фильм под названием «Перезвон», впервые показанный в Берлине, представляет собой заставляющую задуматься головоломку, которую один критик сравнил с первым эпизодом предстоящего телесериала. В центре сюжета — прогрессирующее умственное упадок сдержанного и методичного преподавателя кулинарии, который сталкивается с группой тревожных учеников и неспокойной семейной жизнью дома.

Обрамление кристально чистое. Намерения двусмысленны и нервируют.

Как кинокритик, я недавно имел возможность посмотреть «Змеиный путь», захватывающий драматический триллер, который сначала появился в японских кинотеатрах, а затем появился на кинофестивалях в Сан-Себастьяне и Пусане. Эта напряженная постановка на самом деле является ремейком одноименного фильма Куросавы 1998 года, но на этот раз он был переосмыслен во французском кинематографе.

При случайном разговоре один французский продюсер давным-давно спросил меня, могу ли я переснять один из моих фильмов, на что я сразу ответил: «Змеиный путь». Поначалу это не увенчалось успехом, но в прошлом году он снова обратился к нам, упомянув, что средства имеются и мы можем производить его во Франции. Это была фантастическая перспектива, и я быстро согласился», — Куросава.

Одной из причин переделки фильма стал сценарий моего друга Такахаси Хироши, посвященный теме мести. Хотя действие происходит в мире якудза, его история универсальна. Примечательно, что сценарий остается актуальным и сегодня. Однако, когда мы снимали его в 1998 году, у него был минимальный бюджет, и из-за силы сценария я не мог полностью претендовать на этот фильм как на свой собственный. Мне очень хотелось вернуться к проекту под названием «Путь змеи» и придать ему свою уникальность.

Пересмотренная версия устраняет любые связи с якудза и превращает главного героя из мужчины в женщину, скорбящую о потере своего ребенка. Это изменение потребовало нового заключения и включения дополнительных персонажей.

В творческом процессе «Облака» я был полон решимости избегать распространенных стереотипов, часто встречающихся в японских боевиках, в которых основное внимание уделяется гангстерам и серийным убийцам. Вместо этого я хотел, чтобы в центре внимания оказался более узнаваемый персонаж, человек, оказавшийся в необычной или неожиданной жестокой ситуации. Для меня первая сцена — это не последовательность действий; он просто изображает обычного человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Именно такой ход мыслей я выразил во время интервью на Международном кинофестивале в Пусане.

В ответ на вопрос он пояснил, что «Клауд» мог показаться холодным и отстраненным, чего он не хотел. При создании фильма он не стремился передать какое-либо конкретное послание; вместо этого его основной целью было создать реалистичное изображение. Однако это оказалось непросто, и пришлось использовать альтернативный метод.

Несмотря на то, что Куросава может похвастаться обширной работой: за его плечами 74 фильма в Imdb и 15 телешоу на его имя, ему было сложно найти инвесторов для своего проекта в жанре боевика. Однако когда к команде присоединился популярный актер Суда Масаки, финансирование стало более доступным.

Режиссер Куросава благодарит 30-летнего Суду не только за обеспечение финансирования фильма. «Мне нужен был человек с грубым характером, — сказал Куросава, — и Суда может убедительно сыграть и красиво, и банально». Кроме того, он похвалил Суду за его способность понимать мой сценарий с минимальными указаниями, поскольку он редко задавал вопросы во время производственного процесса.

Куросава заявил, что его сценарии обычно минималистичны, что обеспечивает гибкость на съемочной площадке. Он редко дает подробные описания мест, поскольку сам может быть с ними не знаком. По сути, его сценарии можно было бы считать неполными. Однако он редко меняет диалог, который пишет, и включает только то, о чем имеет некоторое представление, предпочитая лично испытать незнакомые элементы, а не размышлять о них.

Оказалось, что в Пусане несколько докладчиков и интервьюеров стремились отнести Куросаву к специалистам по жанровым фильмам. Однако его ответ предполагал как отказ, так и принятие этого ярлыка.

Проще говоря, Куросава однажды заявил, что для него жанровый фильм — это просто любой фильм. В другом случае он похвалил корейских кинематографистов за создание большего количества жанровых фильмов, чем его японские коллеги, признав при этом легкую зависть. На сцене он с юмором упомянул об этом, добавив, что вместо этого японские кинематографисты отважились на другие области.

Он поделился, что в молодые годы мы фокусировались на 8-миллиметровых пленках, и запись звука была довольно сложной задачей. Поэтому я снял несколько немых фильмов, поскольку диалоги нужно было свести к минимуму. «Эта простота привела меня к жанровым фильмам», — пояснил он. Кроме того, он вырос на «фильмах об эксплуатации» 70-х и 80-х годов, или, как их сегодня правильнее называть, «жанровых фильмах».

Сегодня в Японии можно встретить две основные категории кинематографистов. Первая группа, как нетрудно догадаться, — это те, кто обслуживает внутренний рынок, ориентируясь в первую очередь на коммерчески выгодные проекты. Есть и другая порода, которая отдает приоритет художественному самовыражению и международной привлекательности. Они могут даже искать финансирование за границей. Куросава поделился этой точкой зрения с EbMaster, выразив сожаление по поводу разделения между этими группами. Он размышлял: «Возможно, я воплощаю в себе смесь того и другого.

Безусловно, Куросава известен как новатор международного совместного производства японских фильмов и сотрудничал за рубежом как минимум в трех проектах. Примечательно, что его фильм «На край земли» создан совместно с узбекской студией «Узбеккино».

На мой взгляд, Куросава ценит дух новаторства в коллегах-творцах. Когда меня спросили о молодых японских режиссерах, которых я очень уважаю, я сразу же упомянул Рюсуке Хамагути, вдохновителя фильма «Веди на моей машине».

Стиль Хамагучи весьма своеобразен: он часто выбирает уникальные пути в кинопроизводстве, которые существенно отличаются от моего. Мы с ним время от времени беседуем, но редко обсуждаем наши работы.

Смотрите также

2024-11-02 01:47