Как этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатора

Как этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатора

Как киноман, проведший бесчисленные часы, погружаясь в богатое полотно европейского кино, я очарован фильмами, которые углубляются в историю и фольклор и создают заставляющие задуматься социальные комментарии. Одним из таких шедевров является «Гробницы слепых мертвецов» Амандо де Оссорио, леденящий кровь фильм ужасов, в котором легенда о тамплиерах умело переплетается с бурным политическим прошлым Испании под диктатурой Франко.


Некоторые выдающиеся достижения в области ужасов рождаются не только из творчества сценаристов, но и из фольклора и исторических событий. Эти истории могут служить тонкой формой социальной критики. Например, в 1972 году испанский режиссер Амандо де Оссорио исследовал легенды о тамплиерах, прославившихся своим участием в крестовых походах и позже обвиненных в ереси и черной магии. Результатом стал леденящий кровь шедевр «Гробницы слепых мертвецов», фильм, который не только создал жуткую атмосферу, но и породил три продолжения и с тех пор стал жемчужиной среди любителей культового европейского кино.

В своей попытке возродить рыцарей-тамплиеров постановка Де Оссорио поразила публику, особенно из-за их жутких, призрачных действий, скелетных лиц и музыки, перекликающейся с григорианскими песнопениями. Такое изображение тамплиеров также служило скрытым отражением политической обстановки, преобладавшей в Испании с 1937 по 1975 год под властью фашистского генерала Франсиско Франко. Католическая церковь и режим Франко были глубоко связаны, а рыцари-тамплиеры были важным элементом европейских крестовых походов, направленных на возвращение Святой Земли. Гробницы слепых мертвецов органично сочетает в себе эти отдельные элементы.

Значение тамплиеров

Как этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатораКак этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатора

На протяжении всей истории художники часто использовали свои работы как средство выражения и критики социальных проблем, включая репрессивный политический климат. Один из наиболее ярких примеров этого можно увидеть в знаменитой картине Пабло Пикассо «Герника». Это произведение напрямую отражает хаос, возникший во время прихода Франко к власти, а именно бомбардировку одноименного города. Картина представляет собой мощный коллаж из искаженных фигур людей и животных, предлагающий резкое изображение разрушений, вызванных гражданской войной в Испании, что в конечном итоге позволило Франко получить контроль.

Хотя «Гробницы слепых мертвецов» не изображают явным образом какой-либо конкретный элемент режима Франко, они устанавливают связь между католицизмом и хищнической природой зла, связанного с фашизмом. Во время правления Франко католическая церковь играла значительную роль в утверждении диктатуры, и эти два образования были настолько взаимосвязаны, что религиозные лидеры часто пропагандировали государственную пропаганду во время церковных служб. Это искажение веры можно увидеть в легендах и мифах, окружающих тамплиеров.

Увлекательная история рассказывает о рыцарях-тамплиерах, основанных в 1119 году, которых легко узнать по белым одеждам, украшенным жирным красным крестом. Они сыграли значительную роль в многочисленных крестовых походах и быстро накопили богатство и влияние. Однако в 1307 году их ложно обвинили в сатанизме и ереси, причем некоторые признались в этих обвинениях под сильным давлением пыток. Следовательно, их постигла мрачная участь: их сожгли на костре.

В фильме «Гробницы слепых мертвецов» представлены вымышленные истории о сатанинских ритуалах, в которых тамплиеры участвуют в ужасных жертвоприношениях невинных людей. Эта искаженная трансформация уважаемого института, символизирующего католицизм, отражает злоупотребления и коррупцию церкви во время правления Франко.

Вид и звук создают кошмарную атмосферу

Как этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатора

В 1972 году вышел фильм ужасов «Гробницы слепых мертвецов», который последовал сразу за новаторским фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968). Как и многие фильмы ужасов, этот был создан под влиянием тенденций, и Амандо де Оссорио, вероятно, черпал вдохновение у Ромеро при создании своих «Тамплиеров». Одной из выдающихся особенностей серии «Blind Dead» является захватывающая атмосфера и визуальный стиль.

Название предполагает связь между тамплиерами и лишением зрения, когда они полагаются на звук, что подчеркивает их хищнические инстинкты, без разбора нападающие на всех, с кем они сталкиваются. Точно так же режим Франко, продолжавшийся несколько десятилетий, оказал влияние на всю нацию, о чем свидетельствует то, как нежить слепо бродит по сельской местности, нацеливаясь на любого человека, который случайно попадается им на пути.

Различие между фольклором и реальностью

Как этот шедевр ужасов 70-х критикует известного религиозного диктатора

Отличить подлинную историю рыцарей-тамплиеров от ложных рассказов о сатанинских ритуалах и аморальном поведении действительно оказалось трудной задачей для многих ученых. Точно так же сложно отличить правду от информации, полученной под пытками и признанием, как это было в случае с Жилем де Рэ. Изображение слепых мертвецов, которых персонажи фильма приветствуют, кажется, перекликается с этой концепцией.

По мере того как разворачивается царство террора «Слепых мертвецов», различные персонажи реагируют по-разному: некоторые принимают рассказы тамплиеров за правду, другие подвергают их сомнению или вообще отвергают. Этот набор ответов отражает ситуацию, возникающую при установлении нового режима, когда одни люди придерживаются правил и учений, другие сопротивляются, а третьи осознают угрозы только тогда, когда они лично сталкиваются с ними или уже слишком поздно. Спектр эмоций ярко изображен в Гробницах слепых мертвецов, демонстрируя, как люди реагируют на угнетение.

Гробницы слепых мертвецов 1970-х годов выделяется среди других постановок как особая жемчужина. В то время, когда концепция зомби-апокалипсиса только зарождалась, а Испания все еще боролась с внутренними конфликтами, эти два царства объединились, чтобы создать историю, которая, как и легенды о тамплиерах, пережила и захватила воображение людей.

Смотрите также

2024-08-31 00:01