Как фильм ‘В джазе только девушки’ с Мэрилин Монро навсегда изменил правила Голливуда

«Some Like It Hot» не просто значимый фильм благодаря своему уникальному юмору, но и потому что сыграл ключевую роль в формировании десятилетий голливудского кинопроизводства, представив самоцензурный подход. Режиссёром фильма выступил Билли Уайлдер, а главные роли исполнили Тони Кёртис, Джек Леммон и Мэрилин Монро. Сюжет повествует о двух джазовых музыкантах, которые скрываются под видом женщин, чтобы избежать преследования гангстеров из Чикаго, присоединившись к женской музыкальной группе. Получившаяся комедия продолжает оставаться классикой жанра на все времена и часто включается в списки лучших комедий Голливуда.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Тем не менее, влияние фильма выходит далеко за рамки его запоминающихся шуток или привлекательных персонажей. ‘В джазе только девушки’ сыграла решающую роль в разрушении Кодекса Хейса, набора правил, которые долгое время определяли типы историй, создаваемых американскими (а впоследствии и мировыми) режиссерами для зрителей. Кончина кодекса была неизбежна, но смелость содержания и финансовый успех фильма стали важными факторами принятия Голливудом разнообразных материалов. С недавним перевыпуском этого шедевра компанией Критерион Коллекшн данный аспект добавляет еще одну причину отмечать ‘В джазе только девушки’.

Как Хот Флэйтс Нарушил Кодекс Хаяса

Некоторые любят погорячее сломало многие из правил Кода Хейс и было огромным хитом.

Благодаря скрытым аспектам и триумфу фильма «Некоторые любят погорячее», жесткая самоцензура Кодекса Хейса в Голливуде была окончательно отменена на протяжении важного периода трансформации киноиндустрии. По сообщению NPR, Кодекс Хейса был создан после ряда скандалов в Голливуде 1920-х годов, шокировавших широкую общественность. В попытке предотвратить введение официальной государственной цензуры, голливудские студии сотрудничали с почтмейстером Уиллом Хейсом для создания списка тем, считающихся неподходящими для широкой аудитории, что фактически привело к запрету нескольких фильмов в Соединенных Штатах.

Фундаментально кодекс Хейса стремился создать прочную этическую основу в кинематографе, производимом студийной индустрией. Он был направлен на предотвращение фильмов, вызывающих симпатию к сомнительным персонажам и ставящих под угрозу мораль аудитории. Постепенно влияние кодекса Хейса распространилось среди кинорежиссеров, запрещая показ обнаженных сцен, религиозной сатиры, употребления наркотиков, чувственных танцев, криминальной деятельности и межрасовых отношений в фильмах. Хотя кодекс Хейса не имел юридической силы, фильмы, которые не соответствовали его стандартам, редко показывались в кинотеатрах.

Несмотря на то что более ранние фильмы вроде «Человека с золотым пистолетом», уже расширили границы, установленные Кодексом Хаяса, фильм «В джазе только девушки» открыто бросил вызов множеству правил, заложенных в этом кодексе. Сюжет фильма базируется на том, как двое главных героев-мужчин переодеваются в женщин, что напрямую противоречит запрету Кодекса Хаяса на мужское перевоплощение. Кроме того, персонаж Мэрилин Монро, Шугар Кэйн, изображен крайне сексуализированным: она танцует, поет и пьет алкоголь – все это вызвало бы критику у сторонников Кодекса Хаяса.

Фильм ‘Some Like It Hot’ представлял джазовых мошенников в роли главных героев, бросал вызов общественным нормам относительно гендера и заканчивался сценой признания одного из персонажей о намерении жениться на своём партнёре-мужчине. Эти темы были особенно заметны в фильме, что привело к тому, что он не соответствовал критериям кодекса Хейса и поэтому не получил одобрения. Однако отсутствие сертификата не оказало существенного влияния на успех фильма.

Успех фильма «Некоторые любят погорячее» помог разрушить кодекс Хейса.

Кому-то нравится это горячо, и фильмы могут оказаться успешными без печати одобрения.

Как киноман, я просто поражаюсь ошеломляющему успеху «Some Like It Hot», когда он впервые вышел на экраны. С первоначальным бюджетом всего в $2,9 миллиона этот классический смешной фильм смог заработать поразительные $25 миллионов в прокате! И это еще не всё; последующие переиздания продолжили приносить миллионы долларов. Ограниченный показ фильма проходил по нескольким городам и оказался настоящим хитом. Затем картина расширила свой прокат по всей стране во время пасхальных выходных и занимала первое место в прокате целых три недели подряд. Несмотря на то, что его временно вытеснила драма Дугласа Сирка «Imitation of Life», фильм вернул себе первую строчку всего через две недели и удерживал её еще четыре!

Не только «Some Like It Hot» стал финансовым блокбастером, но и получил широкое признание критиков. Фильм одержал победу на 17-й церемонии вручения премии Золотой глобус с наградами для Билли Уайлдера, Джека Леммона и Мэрилин Монро, а также был номинирован на шесть премий Оскар. Его революционные сцены быстро стали культурными символами своего времени, в значительной степени способствуя становлению статуса Мэрилин Монро как одного из самых влиятельных секс-символов 20 века. Более того, смелый контент фильма помог увеличить его кассовые сборы.

Американская аудитория постепенно стала отдавать предпочтение более провокационному контенту из-за границы, считая традиционные моральные принципы кодекса Хейса устаревшими. Хотя кодекс был несколько гибким до успеха ‘Some Like It Hot’, кажется, что именно этот фильм стал смертельным ударом для самоцензуры. Примерно через десять лет после того, как ‘Some Like It Hot’ показал, что фильмы могут быть успешными вне рамок кода, он был заменен системой рейтингов MPAA. Этот сдвиг предоставил кинематографистам большую свободу исследовать разнообразные темы, породив волну творческих экспериментов.

Если бы не такие фильмы как ‘Some Like It Hot’, бросающие вызов нормам и прокладывающие путь, движение Нового Голливуда могло бы не достичь своего полного потенциала. Пионерические режиссёры, такие как Стивен Спилберг и Фрэнсис Форд Коппола, могли бы не получить возможности создать свои революционные работы, в том числе ‘Челюсти’ и ‘Крестный отец’, что впоследствии могло бы помешать созданию современных шедевров вроде ‘Siners’ или ‘Микки 17’. Влияние фильмов типа ‘Some Like It Hot’ выходит за рамки юмора; они сыграли решающую роль в формировании нашей культуры, делая её радикально отличной без них.

Источник»: NPR, «Variety

Смотрите также

2025-06-07 21:37