Как Балтийская Анимация Превращает Малочисленность в Творческую Суперсилу!

Фильм ‘Поток’ (латвийского художника Гинтса Зильбалодиса), получивший премию Оскар, поднял балтийскую анимацию на беспрецедентные высоты. Сейчас местные художники разрабатывают стратегии для извлечения выгоды из этого успеха.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Иногда малая культура может получить значительный прорыв от судьбы. Однако пока неясно, способен ли один изолированный успех полностью определить всю дисциплину; это будет раскрыто со временем, как утверждает Пип Педмэнсон, комиссар по анимационным фильмам Эстонского института кино.

В мире анимации есть два типа людей: те, кто следуют за толпой, и те, кто задают темп. Эстонские аниматоры всегда относились к группе новаторов. Когда анимация впервые появилась в советскую эпоху, она быстро выделилась из стандарта. Художники этих работ были исключительно независимыми умами. Тем не менее, их объединяет общий элемент — уникальный стиль, который видит зрителей не просто пассивными наблюдателями, но активными соучастниками.

Как страстный киноман, я был очарован уникальным обаянием, которым пропитана кинематографическая панорама Эстонии, расположенной среди балтийских стран. Будучи одной из самых маленьких стран в этом регионе, легко затеряться среди мировых кинотрендов, но дух Эстонии непоколебим. Каждый день они борются за сохранение своей культурной идентичности, подобно туману, который проникает в наши леса и болота, оставляя неизгладимый след у тех, кто его испытывает.

По словам Аурелии Аасы, основательницы студии AAA Creative, балтийская анимация долгое время играла важную роль и задавала тренды на международной сцене анимационных фестивалей.

Она отмечает, что в кратком формате представителям меньших наций труднее выделиться. Однако быть маленьким не значит быть незначительным. Например, ‘Sieerrra’ – единственный эстонский фильм на Критерион Канале. Тем не менее, малость может предложить уникальные преимущества, такие как маневренность и возможность представить новые взгляды.

Режиссер Сандер Юун из Эстонии, номинированный на Оскар, планирует снять короткометражный фильм под названием «Волос харэра», после своей предыдущей работы «Сирра». Фильм рассказывает о архитекторе, чья борода оживает в образе харе. Вдохновение он нашел в харах, Пиппи Длинныйчулок и архитектуре. Сандер стремится к творческой свободе, выражая свою радость и гордость от положительной реакции зрителей.

Как заявил Калев Тамм, продюсер эстонской киностудии Eesti Joonisfilm, которая в настоящее время работает над проектом ‘Luna Rossa’ для Annecy, среди эстонских создателей наблюдается заметный рост производства полнометражных анимационных фильмов. Однако одна из трудностей, с которой они сталкиваются, — это поиск подходящих финансовых структур.

В то время как ‘Flow‘ может не сразу прийти на ум при упоминании этого нового проекта, его можно рассматривать как признак более масштабной эволюции в индустрии анимации. Будучи глубоко укоренённым в Эстонии, этот жанр гордится прочной традицией авторских работ, отличающихся острыми сюрреалистическими оттенками и заставляющими задуматься темами.

Марианна Острат берет на себя «Saima: Scenes from a Midlife Crisis», первый анимационный фильм от Чинтиса Лундгрена (из Эстонии) и Драшко Ивезича, для фестиваля MIFA в Аннеси. Она считает этот процесс исключительно увлекательным, вдохновляющим и поднимающим настроение при создании и продвижении анимационного фильма как в Эстонии, так и во всей Прибалтике.

За последние десять лет появилось множество независимых студий, но все мы строим на прочной и устойчивой — хотя и хрупкой — основе традиций. Она считает, что существует значительный неиспользованный потенциал в эстонской и балтийской анимации, — выражает она.

Наша команда гордится создателями с уникальной и захватывающей визуальной эстетикой. Для того чтобы продолжать процветать, расти и сиять в этой области, нам нужны дополнительные продюсеры анимации, возможности финансирования и проекты, включая выполнение служебных заданий.

Kristel Tõldsepp из A Film Estonia заявляет: «Я твердо верю в процветание эстонской анимационной индустрии. Мы не только видим рост производства анимационных фильмов, но и наблюдаем растущую тенденцию совместных проектов между балтийскими студиями. Я ожидаю продолжения этого позитивного развития.» Компания работает над сиквелом под названием «Raгги – Друзья навсегда», который является продолжением фильма 2020 года «Raгги.»

Пять лет спустя ‘Raiggie’ остается одним из самых просматриваемых фильмов на эстонских сервисах видео по требованию. Фильм был распространен по всему миру и приобретен примерно в 60 разных странах, как она объясняет.

Однако из-за редкости доступных ресурсов успешный запуск в области короткометражного кино позволяет нам создать полнометражный анимационный фильм только раз в 2-3 года. Кроме того, в настоящее время нет финансовой поддержки для создания анимационных сериалов.

В согласии с Кадрианн Кибус из Rebel Frame, теперь становится возможным, что длинные нарративы уже не выходят за рамки наших возможностей.

До настоящего времени короткие форматы доминировали в Балтийском регионе. Они как будто особенно хорошо сочетаются с более абстрактным, таинственным и свободным от нарратива стилем, характерным для эстонской анимации.

Помимо ‘взрослых сказочных историй’, Rebel Frame сейчас имеет две анимации в предпроизводственной стадии, которые планируют посетить MIFA в Аннеси: ‘Шрёдингер’ — анимационный фильм в технике масляной живописи от Серго Кибуса и ‘Пингвин’ — 2D-анимация от Каспара Янчиша. Предполагается, что эти проекты могут быть совместным производством с Францией.

Как рецензент фильмов я размышляю о практичности создания длинного анимационного фильма с большими затратами. Очевидно, что такие проекты невозможно реализовать без сотрудничества и более широкой международной перспективы. Балтийский регион, хотя и очарователен, слишком мал, чтобы поддерживать и собрать значительную аудиторию для реализации таких амбициозных планов.

В Литве признано не только за традиционные костюмы, но и благодаря совместным усилиям копродукций расширил творческую картину. Art Shot, основанная Агнэ Адомене, недавно поддержала польский эпос «Крестьяне». В то же время персонаж из детских мультфильмов «Нелли Желли» и связанный с ним бренд также переживают значительный рост.

Как страстный поклонник, я хотел бы отметить, что анимационный сектор Литхуании, несмотря на относительную новизну, сверкает энергией, амбициями и свежим талантом. В боях ‘Nelly Jeellly’ мы видели в полной мере этот местный потенциал. Наши 2D сериалы и полнометражный фильм добились впечатляющего успеха в Прибалтике, даже обогнав по кассовым сборам таких гигантов, как ‘Super Mario Bros.’, заняв первое место. Этот уровень влияния подчеркивает как творческое мастерство, так и рыночную силу Литхуании.

Что остается достичь? Усовершенствованный доступ к мировому финансированию, совместные каналы производства и обучающие среды, которые помогут нашим студиям и создателям процветать в международной конкуренции. Однако мы продвигаемся вперед. Литвания готова присоединиться к глобальному диалогу о анимации.

В настоящее время наша команда сотрудничает с британской компанией 3Megos для разработки историй, связанных с трудностями детства и дополненных щепоткой причудливого хаоса благодаря спутникам-созданиям Нелли Джелли.

Что отличает этот проект, как и большую часть литваунийской анимации, так это уникальное сочетание искренней душевности и причудливой странности. Мы не боимся принимать свои несовершенства и эмоции, что отражается на общем настроении и создании персонажей.

Помимо своих международных коллег, латвийские творческие умы также работали над масштабными проектами. Например, произведения Илзе Бурковой-Якобсен ‘Моя любимая война’ и Эдмундса Янсонса ‘Иаков, Мимми и говорящие собаки’ являются лишь некоторыми примерами их впечатляющих работ. Особенно стоит отметить ‘Койот на колёсах’ Илзе Бурковы-Якобсен, которая была представлена на MIFA.’

Синне Бауман рассматривает глубоко личные и трагикомичные темы в своих работах «Камни в моих карманах», «Мой роман с браком» и своей предстоящей третьей картине, совместной латвийско-американской производственной ленте «Кармический узел». В фильме будут звучать голоса Патрика Уилсона и Мэттью Модайна.

Этот будущий проект ознаменует мой последний личный фильм. Это не потому, что мне не хватает личных историй, но я стремлюсь исследовать новые творческие пути. Однако анимация может быть трудозатратной. К тому моменту, где будет мир? Будут ли у меня необходимые ресурсы, силы и ментальные способности для начала совершенно нового проекта?

Как ярый поклонник кино, заметил, что создание независимого фильма и расширение творческих границ не бывает легкой задачей. ‘Довольно сложно ввести новую визуальную концепцию на этапе предпродакшена, так как новаторские фильмы редко привлекают внимание до того, как выходят на экраны.’ Финансисты могут иметь добрые намерения, однако зачастую они с трудом представляют себе что-то выходящее за рамки уже созданного.

Бауману это не так однообразно, как можно было бы ожидать: балтийская анимация, помимо использования визуальных метафор, природных мотивов и освещения теней внутри нас, демонстрирует разнообразие, которое трудно отнести к одной категории.

В Латвии достижения аниматоров в значительной степени были обусловлены целеустремленными отдельными художниками, страстно увлеченными созданием своих фильмов, а также растущей поддержкой со стороны Национального киноцентра Латвии и Фонда культурной столицы. За последние десятилетия они стали осознавать ценность произведений этих неутомимых личностей.

Для Сниедзе Кале из студии Коклес это означает значительный поворотный момент или прорыв в латвийской киноиндустрии.

Влияние концепции ‘Потока’ значительно повысило статус творческих личностей в латвийском обществе. Это не только мотивирует начинающих режиссеров стремиться к дебюту своих работ на Каннском фестивале, но и увеличивает признание художественных выражений в целом.

В этом году правительство Латвии нашло дополнительные €1 миллион (приблизительно $1.1 миллиона) для поддержки анимации. Благодаря этому финансирование производства предстоящих проектов Гинтса Зильбалдоиса и Матисса Кажа увеличится.

Как преданный поклонник, я заметил, что Латвия постепенно привлекает больше внимания от дистрибьюторов и агентов по продажам. Каждый прошедший год приносит на международную сцену новое и захватывающее анимационное произведение. Тем не менее, несмотря на растущее признание, Кале продолжает жаждать уверенности, необходимой для разработки долгосрочного стратегического плана.

Исходя из нашего прошлого опыта, мы понимаем, что географическая близость к потенциальной угрозе означает невозможность позволить себе беспечность или полагаться на помощь других в поддержании мира. Я ценю каждый день, когда самой значительной заботой становится нехватка возможностей для совместного производства в Латвийском киноцентре или недостаточное финансирование таких проектов, как анимационный сериал или полнометражный фильм.

В настоящее время студия сосредоточена на своей дебютной работе под названием «Северная звезда» — семейном приключенческом фильме 18 века о путешествиях в режиссуре Карлиса Витолса, вдохновленного Николаусом фон Химзелем, первопроходцем создания первого общедоступного музея в Балтийском регионе.

Будучи опекунами трех детей, мы часто жаждем качественного развлечения, которое могло бы оцениваться всеми нами вместе. Наша цель с этим фильмом — предоставить именно это: захватывающее кинематографическое путешествие, сочетающее волнение с устойчивыми моральными уроками и подходящее для семейного просмотра.

Из-за перераспределения финансирования в пользу обороны, создателям может потребоваться адаптироваться к работе с меньшими финансовыми ресурсами в ближайшие годы, как утверждают Лаума Каудитце и Сабине Андерсон из Латвийской анимационной ассоциации. Они отмечают, что непредсказуемая глобальная обстановка и текущая геополитическая ситуация являются значительными вызовами для индустрии.

Дополнительные возможности еще предстоит увидеть на горизонте, но стоит отметить, что Латвия стабильно выпускает значительное количество полнометражных анимационных фильмов от авторов-аутсайдеров. Это довольно редкое явление в нашем регионе, утверждает Андерсонс, который сейчас занят производством будущего фильма Эдмуна Янсона ‘Рожденный в джунглях.’

Я оптимистичен в отношении того, что фильм воспользуется своим текущим темпом и привлечёт внимание семей по всему миру. Он несёт мощное послание о сострадании и ответственности, которое будет понятно разным культурам.

Благодаря наследию ручной анимации и стремлению к инновациям, Балтийский регион оставил неизгладимое впечатление. Тем не менее существует сильное желание в устойчивых стратегиях, которые способствуют развитию промышленности вместе с улучшением международного сотрудничества.

Появляется все больше признания балтийской анимации, с ростом новых талантов и усилением сотрудничества между странами. Меня радует, что «Рожденный в джунглях» едет на этой волне позитива.

Фильм основан на правдивой истории семьи искателя приключений, которая решила проживать в густых джунглях Венесуэлы в конце 1950-х годов. Производится совместно компаниями Atom Art (Латвия), Letko (Польша) и Hausboot (Чешская Республика). Международным дистрибуцией занимается Dandelooo Cinéma с планируемой датой релиза на 2026 год.

Сейчас запланировано участие двух латвийских фильмов в Аннеси: «Чистоты», режиссёром которого является Андрей Бривулис, и «Идеального дня рождения Тельмы», режиссёра Райниса Калнаэллиса. Во втором фильме мы следим за молодой пингвинкой, которая пытается ориентироваться в мире, поглощённом совершенством.

Мы столкнулись с парадоксом, — признается Калнаэлис.

В то время как ‘Flow’ демонстрирует необузданный талант и потенциал балтийской анимации, ему не хватает прочной, стратегической и инклюзивной структуры для долгосрочного развития. В отличие от крупных отраслей, мы пока не стандартизированы, что может быть преимуществом. Однако нам необходимы всеобъемлющие программы развития и открытый диалог между учреждениями и создателями. Вместо этого многие полагаются на случайное или добровольное производство, что сдерживает долголетие.

Но многие настроены оптимистично и стремятся воспользоваться созданным импульсом.

Мы находимся в захватывающем периоде, поскольку Зибалбоддис демонстрирует потенциал кинематографистов Балтийского региона — не только в нарративе, но и во влиянии на аудиторию,

Он игриво отмечает, что успех фильма, вероятно, вызвал у многих людей большую мотивацию. Будь то из-за зависти — распространенного чувства среди эстонцев, или просто вдохновения, он шутит. Эрик Хейнсалу из ‘Графика’ добавляет: ‘Это привлекло больше внимания к нашему региону. Мы знаем, что свет в фокусе не будет длиться вечно, поэтому мы должны действовать быстро, чтобы воспользоваться этой возможностью.’

Бурманов отмечает: «Мы ещё не закончили – впереди много работы. Давайте обсудим балтийское анимационное наследие после того, как всё завершится!»

Смотрите также

2025-06-10 08:51