Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.


Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Будучи давним поклонником искусства и психологических драм, я был совершенно очарован шедевром Милоша Формана «Амадей». Этот фильм является свидетельством сложности гения, зависти и самого человеческого состояния.


С XIX века писатели были очарованы острым соперничеством между Антонио Сальери, придворным композитором императора Священной Римской империи Иосифа II, и Вольфгангом Амадеем Моцартом, выдающимся гением, который вышел на сцену венского двора и выставил Сальери как менее талантливого коллегу. Эта история была драматизирована в пьесе Александра Пушкина в 1830 году, в опере Николая Римского-Корсакова в 1897 году, но особенно в пьесе Амадей, написанной Питером Шаффером, которая дебютировала в Лондоне и Бродвей в 1979 и 1981 годах соответственно, оставив неизгладимое впечатление.

Шаффер быстро превратил Амадеуса в сценарий, который впоследствии был воплощен в жизнь уважаемым чешским режиссером Милошем Форманом. Эта версия также произвела большое впечатление, заработав восемь «Оскаров» и всеобщую похвалу. Ф. Мюррей Абрахам получил «Оскара» за роль задумчивого Сатурнина Сальери; Маниакально хихикающий, похожий на Моцарта персонаж Тома Халса был не менее впечатляющим, хотя за последние несколько десятилетий Халс в значительной степени отошел от актерской деятельности, и, возможно, именно поэтому его игру сегодня помнят меньше.

Первоначально провозглашенный одним из лучших фильмов, когда-либо созданных после его выхода в 1984 году, «Амадей» с тех пор был затмлен другими популярными фильмами, такими как «Охотники за привидениями», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и «Гремлины», когда дело доходит до постоянных разговоров и признательности. . Однако его влияние все еще ощущается сегодня, как через явных подражателей, таких как «Оппенгеймер», так и через менее ожидаемых поклонников, таких как «ВандаВижен». Любопытно, что, несмотря на свой относительно низкий культурный статус, «Амадей» продолжает вдохновлять и влиять на создание крупных блокбастеров, фильмов, удостоенных премии «Оскар», и успешных телевизионных постановок.

Невероятная история, которую стоит рассказать (и позаимствовать)

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

На протяжении более четырех десятилетий с момента своего дебюта 19 сентября 1984 года история «Амадеуса», отмеченная триумфальной музыкой, мучительной завистью, разрушенной верой и искаженным религиозным крестовым походом, продолжает очаровывать нас. Это вневременное повествование послужило источником вдохновения для кинематографистов по обе стороны Атлантики, охватывающих такие жанры, как фэнтези, научная фантастика и историческая драма, от претендентов на «Оскар» до вселенной Marvel. Сюжетная структура «Амадеуса» остается убедительной, изображая двух мужчин: одного настоящего, преданного своему ремеслу, в целом с хорошими манерами, который на протяжении всей своей жизни стремится стать великим художником, но лишь достигает осознания того, что его никогда нельзя по-настоящему сравнивать; другой, менее существенный, но более яркий, без усилий достигает трансцендентного величия. В каком-то смысле это подразумевает, что божественность каким-то образом замешана в этом несоответствии.

То, что эта история отдаленно не соответствует исторической правде, на самом деле не имеет значения. Сальери, как утверждали ревизионистские историки музыки, был лучшим композитором, чем его представлял Шаффер; предполагаемое соперничество между итальянским и австрийским композитором совершенно не документировано.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

После смерти Моцарта в 1791 году стало известно, что Сальери обучал сына Моцарта игре на фортепиано — поступок необычный, учитывая, что они считались врагами. Ходили слухи, что Сальери на самом деле отравил Моцарта, но позже эти обвинения оказались ложными и довели Сальери до психического срыва. Несмотря на это, контраст между человеком, стремящимся к посредственности, и другим, казалось бы, рожденным гениальным человеком, был интригующим даже в те времена. Этот вопрос все еще остается: почему эта дихотомия нашла такой глубокий отклик, что продолжает привлекать зрителей в фильмах и телешоу сегодня?

Соперничество в Оппенгеймере продолжается

В центре внимания Шаффера были прежде всего люди с творческими наклонностями, о чем свидетельствует его пьеса 1973 года «Equus», где психиатр, очарованный прошлым, оплакивает упадок меньших божеств и художественного признания в современном обществе. Точно так же в своей пьесе 1990 года «Леттис и любисток» гид по старым поместьям эпохи Тюдоров планирует разрушить бруталистское бетонное бельмо на глазу в Лондоне. С другой стороны, режиссер Кристофер Нолан, который имеет некоторые существенные сходства с Шаффером (например, в детстве часто переезжал между США и Великобританией), склонен сосредотачиваться на ученых, авантюристах и ​​сильных персонажах, менее склонных к самоанализу, а не на творческих людях. типы. Однако основные темы остаются неизменными.

Нолан открыто признал влияние фильма «Амадей» на свой победитель в номинации «Лучший фильм» 2023 года «Оппенгеймер», где повествование вращается вокруг титульного пионера атомной энергетики, изображая его историю как спорные отношения между Оппенгеймером и Льюисом Штраусом из Комиссии по атомной энергии. . В этом фильме пути Оппенгеймера, которого играет Киллиан Мерфи, и Штрауса, которого сыграл Роберт Дауни-младший, впервые пересекаются в Принстоне в 1947 году. научной среде, символически устроив Оппенгеймеру конкуренцию на профессиональной почве.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

В этом сценарии Оппенгеймер предполагает, что такой человек, как Штраус, будучи академическим лидером, будет иметь некоторое понимание науки. Он спрашивает: «Вы физик по образованию, г-н Штраус?» Однако Штраус колеблется, а Оппенгеймер настаивает, спрашивая: «Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы заняться физикой академически?» На что Штраус отвечает: «У меня была возможность, но вместо этого я решил заняться продажей обуви». Это заставляет Оппенгеймера расплыться в улыбке.

Оппенгеймер: Наука как искусство и гений как свершившийся факт

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

В фильме Штраус изображен сильно завидующим научному гению Оппенгеймера, человека, который, хотя и не был глубоко вовлечен в научные исследования, не обладал способностью по-настоящему с ними справиться. Восхищение Штрауса Эйнштейном, которое Оппенгеймер игнорирует, и его усилия по прекращению экспорта атомных изотопов, которые Оппенгеймер публично высмеивает перед Конгрессом, — эти действия предполагают, что очень умный и амбициозный человек пытается вторгнуться в область, на которую ему не повезло. божественный талант, которым, по-видимому, обладает Оппенгеймер.

Во многих голливудских фильмах (например, в фильме Брэда Берда) часто присутствует повторяющаяся тема, разделяющая людей на «гениев» и «трудолюбивых». Эта идея подразумевает, что некоторые люди одарены от природы, а другие нет, и как бы сильно ни старалась последняя группа соответствовать им, возможно, для них было бы разумнее отойти в сторону и позволить гениям сиять. Проще говоря, это предполагает, что некоторые люди обладают исключительным талантом, и вместо того, чтобы пытаться конкурировать, лучше позволить им преуспеть.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Пьеса Оппенгеймер стремится представить сбалансированное изображение своего главного героя, признавая – хотя и ненадолго – этические противоречия, которые сделали его частью создания самого смертоносного оружия, когда-либо известного. Однако, несмотря на потенциальные последствия его действий, это превозносит его как бесспорно блестящего человека, одновременно критикуя Штрауса за то, что он просто не соответствует требованиям.

На Нолана повлиял Амадей со времен «Престижа»

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Среди фильмов Нолана «Оппенгеймер» — не единственный фильм, посвященный шафферовским темам. В фильме Престиж (2006) персонажей, сыгранных Хью Джекманом в роли Роберта Энджера и Кристианом Бэйлом в роли Альфреда Бордена, фокусников XIX века, враждующих друг с другом, можно сравнить с персонажем Оппенгеймера. . Роберт Энджер, представитель высшего сословия, зацикливается на раскрытии секрета невероятного трюка Альфреда Бордена под названием «Перевезенный человек», который, кажется, телепортирует его через комнату, чтобы самому повторить его.

В необычной стимпанк-адаптации расстроенный персонаж Энджер нанимает Николу Теслу (которого играет Дэвид Боуи) для создания устройства, способного производить точные копии людей. Каждый раз, когда трюк выполняется, оригинальный Энджер падает в резервуар с водой и тонет, а дубликат забирает его жизнь. С другой стороны, выяснилось, что Борден на самом деле все время был парой однояйцевых близнецов – ничем не примечательная, но в конечном итоге ясная истина.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Как фанат, я нахожу поразительное сходство между тем, как Анжер полагался на передовые технологии, которыми он обладает с силами, которых люди его эпохи боялись так же, как сверхъестественное, и путешествием Сальери в «Амадее», как подчеркнул Филип Френч, кинокритик The Observer. . В «Амадее» Сальери, набожный католик, еще в детстве заключает договор с Богом, обещая ему духовную чистоту в обмен на необыкновенный музыкальный талант. Разочарованный своей взрослой жизнью, когда он верит, что Бог избрал высокомерного, непристойного и незрелого мальчика (Моцарта) своим инструментом, Сальери переходит от переговоров с Богом к борьбе против Него, поклявшись препятствовать Его творению и причинять ему столько же вреда, сколько и возможный. В этом контексте беспорядочную Теслу Боуи можно рассматривать как фигуру «Бога» Энджера.

Влияние Амадея на MCU 

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Кэтрин Хан построила карьеру, демонстрируя неожиданную интенсивность. Ее возвращение в роли Агаты Харкнесс, ведьмы, изменяющей реальность, в сериале Disney+ «Агата все вместе» наверняка будет столь же впечатляющим, хотя и менее удивительным, чем ее первое изображение персонажа в мини-сериале 2021 года «ВандаВижен». С самого начала Хан позиционировал соперничество Харкнесса с антигероем Marvel Алой Ведьмой (Элизабет Олсен) в рамках «Амадеуса». Это предполагает сравнение Харкнесса и антагониста биографической пьесы Моцарта, подчеркивая их общую интенсивность и соревновательный характер.

Во время интервью New York Times в 2021 году она рассказала Дэйву Ицкоффу, что они обсуждали отношения между Амадеем и Сальери, в частности, как Агата завидовала способности Алой Ведьмы легко создавать музыку. Для человека, который потратил столетия на изучение этого вида искусства, встреча с молодым человеком, который обладает им от природы, приводит в бешенство, и ей хотелось понять, почему.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

В сериале ВандаВижен он хранит свои секреты в тайне, изображая Агату в роли причудливой соседки «Агнес» в череде реалий в телевизионном стиле, которые, похоже, созданы или транслируются Алой Ведьмой. Точно так же в фильме Амадей Моцарт изначально воспринимает Сальери как дружелюбного человека или, по крайней мере, не представляющего какой-либо непосредственной угрозы.

Вместо того, чтобы скрывать это, Сальери тайно подрывает репутацию Моцарта в венском музыкальном обществе (принося неприятности, как сказала бы Агата). Поскольку история рассказана с точки зрения Сальери, зрители осознают эту диверсию. Более того, когда Сальери надевает карнавальную маску, чтобы заказать Реквием, который в конечном итоге лишает Моцарта его жизни и творчества, нам становится ясно, что мы имеем дело с кем-то знакомым.

Моцарт и Сальери совпадают

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

Возможно, темная трансформация Алой Ведьмы в «Докторе Стрэндже в Мультивселенной безумия» (2022) предвещает будущий союз Алой Ведьмы и Агаты, предлагая Агате возможность использовать часть, казалось бы, врожденной силы своего противника и потенциально получить некоторое преимущество. от этой встречи. Эта потенциальная связь на мрачном фоне фильма является лучом надежды, который придает «Амадею» его неповторимое очарование – именно эта сцена определяет фильм.

В этом вымышленном повествовании Моцарт, блестяще изображенный Халсом, одновременно сочиняет «Волшебную флейту» и «Реквием», предположительно по заказу Сальери. Борясь с алкоголизмом и развратом, его бросили жена и ребенок. В конце концов, измученный всем этим, он падает в обморок во время выступления. Сальери, очарованный этим божественным музыкальным инструментом, не может устоять перед своим восхищением Моцартом, несмотря на то, что замышляет присвоить себе авторство «Реквиема» после смерти Моцарта. В необычном актерском дуэте Халса и Авраама, когда Моцарт умирает, Сальери выступает в роли писца, переписывающего оставшиеся части «Реквиема» со смертного одра Моцарта.

Этот оскароносный фильм незаметно повлиял на Кристофера Нолана и MCU.

В этом динамичном диалоге перу Сальери трудно соответствовать ошеломляющей скорости Моцарта: «Ты двигаешься слишком быстро, — задыхается он, — ты двигаешься слишком быстро!» Однако по мере того, как черновик этого незавершенного опуса разрастается в сцене, Сальери начинает постигать видение Моцарта и неизбежно улавливает проблеск восторга от композиции: «Это фантастика!» На короткое время он тоже становится неотъемлемой частью творения шедевра: «На мгновение я пою божественным голосом.

Измученный, Моцарт слабо падает на подушку и с дрожащим дыханием шепчет: «Я огорчен». «Как недальновидно с моей стороны. Я предполагал, что тебе не нравятся мои сочинения – или даже я сам. Пожалуйста, найди в своем сердце силы простить меня. Прости меня.

Что постоянно привлекает нас к «Амадею», так это наше стремление к этому недостижимому прощению, к этому благословению гения, а также наше восхищение безграничными творческими способностями, которые он представляет. Это недоступное милосердие, это неделимое единство и трепетная тайна творения — вот то, чему мы не можем не завидовать и с таким пылом всматриваться.

Amadeus можно взять напрокат или приобрести у Amazon Prime Video и других крупных поставщиков цифровых услуг.

Смотрите также

2024-09-19 15:51