Эротические фильмы от «Девочки» до «Квир» и «Эммануэль» возвращаются и накаляют атмосферу осенних фестивалей.

Эротические фильмы от «Девочки» до «Квир» и «Эммануэль» возвращаются и накаляют атмосферу осенних фестивалей.

Как киноэнтузиаст, потративший бесчисленное количество часов на просмотр и анализ фильмов разных культур и эпох, я нахожу невероятно вдохновляющим видеть, как современные женщины-режиссеры в своей работе раздвигают границы и бросают вызов общественным нормам. История «Эммануэль» Аликс Диван является прекрасным примером этой тенденции, поскольку она осмеливается исследовать женские желания и удовольствия таким образом, что подрывает традиционные повествования, в которых доминируют мужчины.


Венецианский кинофестиваль 2021 года представил исключительно громкую и чувственную подборку фильмов. Помимо палящей жары, от которой пострадали посетители, программа была насыщена фильмами с сильным сексуальным подтекстом. Яркими примерами являются «Девочка» с Николь Кидман в главной роли и «Странный» Луки Гуаданьино с Дэниелом Крейгом в главной роли. Между тем, «Эммануэль» Одри Диван дебютирует в Сан-Себастьяне, а «Мизерикордия» Алена Гироди, премьера которой состоялась в Каннах, этой осенью будет показана на многочисленных крупных фестивалях.

Однако, как и персонаж Кидман в «Малышке», который резко реагирует, когда дело касается чего-то значительного, современные эротические фильмы в 2024 году больше не существуют исключительно для развлекательных целей, как раньше. Вместо этого они созданы, чтобы бросить вызов нормам и разрушить стереотипы, уделяя особое внимание персонажам женского пола и ЛГБТК+.

Фильм «Девочка», снятый голландским режиссером Халиной Рейн («Тела, тела, тела»), исследует тонкости женской сексуальности и согласия, темы, которые находят отклик в нашу нынешнюю эпоху после #MeToo. Между тем, «Квир» с участием Крейга и Дрю Старки углубляется в традиционные взгляды на гомосексуальность, мужественность и самопринятие, бросая вызов этим представлениям.

Николь Кидман, известная своей захватывающей игрой в таких фильмах, как «С широко закрытыми глазами» и «Разносчик газет», в которых часто затрагиваются сексуально заряженные темы, выступила на пресс-конференции фильма в Венеции. Она упомянула, что режиссер Рейн использовал уникальный подход «женского взгляда», который вдохновил ее рассказать историю, которая придала женщинам силы. Повествование затрагивает несколько тем, включая брак, истину, власть и согласие.

Как страстный киноэнтузиаст, я бы сказал: «В захватывающем фильме «Малышка» меня привлекает главная героиня, влиятельный генеральный директор, чья безупречная профессиональная жизнь и семья переворачиваются с ног на голову, когда она запутывается в страстном романе с стажер Гарри Дикинсон. Этот мужчина интригующим образом раскрывает ее самые сокровенные желания».

«Кидман заявила на пресс-конференции, что фильм, сценарий и режиссер которого написала Халина Рейн, кажется ей необычайно сильным, потому что его снимает женщина. Она добавила, что этот материал глубоко резонирует с их общими интуициями и дает чувство освобождения. .»

В интервью EbMaster венецианский программист Альберто Барбера подчеркивает, что повествование «Малышки» отражает культурную эволюцию и дисбаланс власти между полами, которые были вызваны появлением движения #MeToo в 2007 году. Как объясняет Барбера, аналогичная сюжетная линия включает в себя женщина, состоящая в отношениях с гораздо более молодым мужчиной в профессиональной среде, имела бы совершенно другой результат, если бы это было изображено 20-30 лет назад. В столь ранние времена женский персонаж, вероятно, столкнулся бы с последствиями своих действий, которые можно было бы считать наказанием.

В фильме также исследуется неверность, тема, которую часто изображают с мужской точки зрения, стереотипируя женских персонажей как добродетельных или опасно распутных, с такими знаковыми примерами, как классический триллер «Роковое влечение» с Майклом Дугласом и Глен Клоуз в главных ролях. В отличие от этой модели, в «Девочке» угрозу священной семье представляет молодой мужчина.

В другом варианте, вдохновленном романом Уильяма С. Берроуза, в фильме «Квир» Крэйг играет Уильяма Ли, американца, живущего в Мексике 1950-х годов, который испытывает чувства к, казалось бы, натуралу Дрю Старки. В ходе истории персонаж Крейга признает свою прошлую борьбу с принятием гомосексуализма и намекает на то, что Юджин, возможно, подавляет свои истинные чувства, чтобы соответствовать общественным нормам. В отличие от утонченного «Зови меня своим именем», «Квир» включает в себя несколько графических сексуальных сцен, причем Крейг и Старки стремятся сделать эти сцены максимально искренними и достоверными.

Как киноман, я заметил, что такие режиссеры, как Гуаданьино, сыграли значительную роль в возрождении жанра эротических фильмов, создав такие шедевры, как «Зови меня своим именем» и «Претенденты». В последние годы наблюдалось сильное пуританское влияние, что привело к интенсивным дебатам о представительстве и о том, что приемлемо, а что нет. Однако Гуаданьино утверждает, что эротика никогда по-настоящему не покидала мир кино. Он считает, что великие фильмы по своей сути эротичны.

Однако со временем эротические фильмы, которые в 1990-х годах когда-то были в изобилии в кинотеатрах, стало труднее найти, особенно в Голливуде. Эта тенденция во многом обусловлена ​​ориентацией киноиндустрии на прибыльность, как это часто бывает при принятии подобных решений.

Карина Лонгворт, киноэксперт и ведущая подкаста «Вы должны помнить это», предполагает, что взрыв эротических фильмов в Голливуде в 1980-х и начале 90-х годов был выражением «лести через подражание».

В мире Голливуда часто предполагается, что то, что сработало раньше, сработает и снова. Следовательно, когда такие фильмы, как хит 1987 года «Роковое влечение», начинают приносить прибыль, мы, как правило, наблюдаем всплеск подобных фильмов в течение следующих пяти-шести лет.

После выхода «Рокового влечения» Адриана Лайна Майкл Дуглас оказался тесно связан с жанром триллера, что привело к последующим успешным проектам, таким как «Раскрытие» Барри Левинсона и партнерству с Шэрон Стоун в блокбастере Пола Верховена «Основной инстинкт». Этот фильм заработал во всем мире 352,9 миллиона долларов, что сделало его четвертым по прибылям фильмом 1992 года. Однако не все эти проекты достигли одинакового успеха.

Продолжение Верховена «Шоугелз» часто называют неудачной попыткой воссоздать успех «Основного инстинкта», по словам Лонгворт, которая в целой серии своего подкаста углубилась в фильмы на взрослую тематику 80-х и 90-х годов.

«По словам Лонгворта, «Шоугелз» и «С широко закрытыми глазами» оба в конечном итоге потеряли значительную сумму денег, но одновременно стали мгновенными кульминациями. До их выхода на экраны было много спекуляций вокруг этих фильмов, но многие люди не поняли возможность посмотреть их прямо перед их выпуском. Зрители были разочарованы тем, что фильмы сильно отличались от того, что они ожидали, что привело к большим финансовым вложениям, которые не окупились».

«Она отмечает, что, когда большинство действий вращается вокруг зарабатывания денег, логично избегать таких ситуаций. Это потому, что в этих обстоятельствах решающее значение приобретает охват как можно большего числа людей».

За последние три десятилетия растущее количество контента для взрослых в Интернете уменьшило шансы эротических фильмов на успех в кинотеатрах.

По словам Лонгворта, возникает ощущение разделения этих действий (сексуальных изображений) на определенные области, например, просмотр их дома в частном порядке или со своим спутником.

Даже сейчас, когда потоковые платформы создают возможности для дополнительного заработка на фильмах для взрослых, дистрибьюторы сохраняют осторожность при покупке фильмов с откровенно сексуальным содержанием, предпочитая вместо этого традиционные театральные релизы.

Дистрибьюторы, такие как Дилан Лейнер из Sony Pictures Classics, часто полагают, что фильмы редко адаптируются для кинотеатров, потому что зрители предпочитают смотреть их дома. Однако есть исключения, такие как «Пятьдесят оттенков серого» Сэма Тейлора-Джонсона, основанная на бестселлере и имевшая уже существующую базу поклонников. Лейнер отмечает это. SPC действительно приобрела провокационный триллер Пола Верховена «Эль» в Каннах в 2017 году, и хотя он принес Изабель Юппер номинацию на «Оскар» наряду с множеством других наград, его кассовые сборы были скромными (собрав около 12,4 миллиона долларов по всему миру).

Существует также мнение, что эротические фильмы не снимаются для «коллективного опыта», что опровергает Фредерик Бойер, художественный руководитель кинофестивалей Лез Арк и Трибека. Бойер говорит, что он показал подрывной фильм Рейна 2019 года «Инстинкт» с Кэрис ван Хаутен в главной роли на кинофестивале в Лез Арке, и он оказался самым ярким моментом отбора. «Людям это очень понравилось, и они выходили из театра счастливыми. Это был незабываемый показ», — говорит Бойер.

Помимо других факторов, серьезная проблема для режиссеров при создании эротических фильмов заключается в опасении изображения сексуальности ненадлежащим образом или неправильного управления сексуальными сценами после движения #MeToo.

Известный тем, что вызвал споры, режиссер Абделлатиф Кечиш, который является гетеросексуалом, столкнулся с обвинениями в использовании откровенной сцены во время производства своего лесбийского романтического фильма «Синий — самый теплый цвет». Актрисы Леа Сейду и Адель Экзаркопулос заявили, что Кешиш неправильно справился с 10-дневной сексуальной сценой, которая по большей части была импровизированной. Критики также обвинили его в использовании «мужского взгляда».

Признанные режиссеры-мужчины, такие как Верховен, фон Триер, Ноэ и другие, не позволили препятствиям помешать им создавать эротические фильмы в Европе, с такими примерами, как «Эль», «Бенедетта», «Нимфоманка», «Антихрист», «Любовь». и «Необратимое». Премьера этих фильмов состоялась на Каннском кинофестивале. Однако, похоже, что новые режиссеры, такие как Рейн, Диван, Гуаданьино и Гироди, теперь берут на себя инициативу, создавая фильмы, которые находят отклик у более молодой аудитории. Самая известная работа Гироди «Незнакомец у озера» выделялась в Каннах в 2013 году своим откровенным содержанием и исследованием странных желаний. Гироди объясняет, что фильм задел отклик, потому что затрагивает универсальный аспект интимных переживаний. Несмотря на то, что в нем основное внимание уделяется персонажам-геям, на самом деле фильм посвящен желаниям и смертности, темам, которые затрагивают каждого.

Однако в индустрии, где доминируют преимущественно мужчины, женщины-кинематографисты, новаторски исследующие эротику, продолжают сталкиваться с препятствиями. Диван, который собирался дебютировать в фильме «Эммануэль», вдохновленном знаменитым эротическим романом Эммануэль Арсан, на премьере кинофестиваля в Сан-Себастьяне, столкнулся с «колебанием» в отношении этого проекта.

В фильме рассказывается о путешествии женщины, ищущей недостающую радость, и он был создан для того, чтобы углубиться в тему радости, а не воплотить в жизнь типичную мужскую фантазию, как это было в предыдущих фильмах «Эммануэль».

Диван выразила желание изучить концепцию современной женщины не как юной девушки, а как 35-летней женщины, углубляющейся в свой путь. Однако этот подход был встречен некоторыми людьми с дискомфортом. Она рассказала, что получила теплую поддержку от своих продюсеров и компании Pathe во Франции, однако внутри отрасли продолжалась борьба. Диван далее упомянул дебаты, вращающиеся вокруг удовольствия на экране, а также изображения удовлетворения женщины.

Манлио Гомараска, кинопродюсер и главный редактор Nocturno Cinema, объясняет, что Диван, возможно, расстроила некоторых людей, потому что до ее проекта все фильмы «Эммануэль» снимались мужчинами и ориентированы преимущественно на зрителей-мужчин. Следовательно, все они изображали мужскую перспективу, изображая чувственность и безудержную сексуальность женщин.

По сути, Диван принадлежит к современной группе женщин-режиссеров, которые изображают темы сексуальности, чувственности и близости в контексте движения #MeToo.

По мнению Гомараски, такие фильмы, как «Субстанция» Корали Фарж и «Балконеты» с Ноэми Мерлан в главной роли, подчеркивают интригующую тенденцию в современном французском кино: пик объективации женской формы приходится преимущественно на фильмы, созданные женщинами. Более того, эти эротические фильмы часто содержат политический посыл.

Несмотря на опасения по поводу возможных потерь, некоторые дистрибьюторы предпочитают поддерживать смелые новые проекты, особенно когда в них участвуют уважаемые режиссеры и известные актеры. Например, на Венецианском кинофестивале компания A24 – компания, выпустившая «Babygirl» на Рождество – приобрела «Queer» еще до его мировой премьеры.

Маттео Ровере, известный как режиссер фильма «Суперсекс» Netflix и представивший на конкурсе в Венеции фильм «Дива Футура», выражает уверенность, что рынок теперь может принять эти работы.

В «Diva Futura» Ровере описывает, как по мере того, как эротические фильмы возвращаются, кинематографисты стремятся сохранить привлекательность своих повествований, инновационные методы и постоянное развитие художественного выражения – и все это при совершенно новом способе общения со зрителями.

Гироди ожидает, что исследование личных отношений в кино может стать более распространенным в мейнстримовых фильмах не только в европейском кино, но и в Голливуде. Это связано с тем, что мы живем в эпоху, которая все больше фокусируется на индивидуализме и личных интересах.

«По словам Гироди, и у художников, и у рынка есть новые территории для изучения, и он задается вопросом, сможет ли мейнстрим кино поддерживать себя исключительно за счет продукции Marvel. Он предполагает, что в кино слишком много повторений и чрезмерное использование римейков, сиквелов и приквелов В результате, по его мнению, рынок должен искать альтернативные источники возбуждения. Одной из таких областей может быть эротика» (перефразировано из оригинального текста).

Смотрите также

2024-09-06 11:18