История принудительной миграции Ивы Радивоевича, действие которой происходит в 1992 году, «Когда зазвонил телефон», сегодня актуальна как никогда: «Подобное перемещение происходит повсюду»

История принудительной миграции Ивы Радивоевича, действие которой происходит в 1992 году, «Когда зазвонил телефон», сегодня актуальна как никогда: «Подобное перемещение происходит повсюду»

Как кинокритик со склонностью к фильмам, которые углубляются в человеческий опыт и его тонкости, я считаю, что «Когда зазвонил телефон» — это острое и глубокое исследование памяти, идентичности и дислокации. Я родился в Сербии и сам жил в разных странах, поэтому не могу не резонировать с темами, которые Ива Радивоевич так красиво вплела в это повествование.


В 1992 году произошел судьбоносный телефонный звонок 11-летней Ланы, событие, которое оставило глубокий след на протяжении всей ее жизни. Это захватывающий лейтмотив, вплетенный во второй фильм Ивы Радивоевич «Когда зазвонил телефон» (2024), который был показан в секции Concorso Cineasti del Presente на кинофестивале в Локарно.

Телефонный звонок вызывает у Ланы двойной шок, поскольку он означает потерю дедушки и родины. Это событие повергает ее в длительное чувство дезориентации, в результате чего ее воспоминания и история становятся фрагментированными. Чтобы бороться с последствиями миграции, она навязчиво возвращается к этому телефонному звонку, чтобы цепляться за то, что, как она знает, является правдой. В это критическое время, когда ей необходимо быстро адаптироваться к новому определению своей национальной идентичности и дома, она сталкивается с этими изменениями.

Фильм представляет собой смесь документального фильма о путешествиях и реконструкции личных воспоминаний, избегая индивидуальности, чтобы создать изменяющую форму форму, которая объединяет людей независимо от географического местоположения. Хотя Радивоевич ясно дает понять, что распавшаяся нация — это Югославия, страна, которой больше не существует, в фильме не названа. Она поясняет: «Подобное перемещение происходит повсюду, в различных формах, например, в Украине, Палестине и Судане. Я стремилась сделать его универсально применимым и актуальным для любого периода».

Радивоевич, родившийся в Сербии и сейчас проживающий на острове Лесбос, Греция, последовательно создает короткометражные и документальные фильмы, а также один полнометражный повествовательный фильм под названием «Алеф» (2021). Ее работы часто исследуют такие темы, как перемещение населения, гибкость национальной идентичности и кочевой образ жизни. Хотя ее предстоящий полнометражный фильм также затрагивает эти темы, «Когда зазвонил телефон» знаменует собой ее первую попытку изучить свою личную историю, путешествие, в которое она отправляется, обдумывая возвращение в место, которое ей дорого.

Будучи бывшим югославом, который провел годы своего становления на Кипре, я позже много жил в Соединенных Штатах, прежде чем в конечном итоге вернулся в Грецию. Знакомство с возвращением к культуре, которая сформировала меня, пробудило что-то глубоко внутри. Жизнь была настолько сосредоточена на выживании, что времени на самоанализ было мало, и в конце концов всплыли на поверхность неразрешенные травмы. Казалось, для них это идеальный момент, чтобы высказаться, особенно на фоне глобального перемещения населения, свидетелями которого мы являемся сегодня.

Радивоевич вернулся в Сербию и собрал команду из восьми человек, которые выполняли различные задачи в производственном процессе. Фактически Радивоевич сама взяла на себя роль арт-директора, объяснив это тем, что большие декорации вызывают у нее беспокойство. Из-за финансовых ограничений она проживала в той же квартире, где снимали, хотя это было для нее несколько некомфортно. «Думаю, я бы предпочла разделить жизнь и работу, — признается она, — но, возможно, для меня было важно быть там».

Позже она собрала своих давних друзей, местных знакомых и ценные семейные фотографии с намерением создать яркое изображение молодой девушки и ее сообщества, наполненное узнаваемым ансамблем персонажей, которых Радивоевич когда-то знал, а затем отпустил. «Речь идет о сохранении их во времени, пространстве и памяти, чтобы они не ускользнули и не исчезли. Я хочу, чтобы они сохранились». В одном радостном пакете Радивоевич собрала все, чего она жаждала из своего прошлого, в пределах легкой досягаемости.

Как преданный поклонник, я всегда был очарован художественным подходом Радивоевича, который часто включает в себя озвучку. Эти бестелесные голоса символизируют опыт мигрантов, плавно пересекающих границы в поисках знакомого места, с которым можно воссоединиться. По ее собственным словам: «Мигранты, путешествуя, адаптируют языки и личности. Изменение формы присуще их идентичности».

Следуя этой мысли, я сравниваю голос с призрачным присутствием, которое эхом отражается в визуальных образах, тонким напоминанием об угасающей резкости воспоминаний. Поскольку мой собственный голос ритмично и тонально колеблется, чтобы уловить «захватывающую смесь внутреннего и внешнего опыта», телефон превращается во временное устройство, облегчающее взаимодействие между прошлым и будущим.

В этом разговоре ребенок играет решающую роль. Это связано не только с воспоминаниями Радивоевича, но и с тем мощным воздействием, которое может оказать повествование с точки зрения ребенка. Такой подход позволяет нам задействовать их нефильтрованные и прямые эмоции, тем самым добавляя глубину и интенсивность повествованию.

Изображение признает силу, мудрость и упорство детей, а не сосредотачивается на драматических аспектах тревожного события. Вместо этого мы являемся свидетелями сцен, которые доставили Лане радость, таких как ее забавные стрижки, танцы на кухне или ее первые чувства дружбы и любви. Выделив эти радостные моменты, мы смогли по-настоящему почувствовать ее горе, когда эти счастливые моменты были отняты.

«Радивоевич признается: «Я хочу выразить свою скорбь». Он объясняет, что, позволяя другим видеть вашу боль, процесс исцеления становится легче, и в этом случае этим «другим» можете быть просто вы».

Смотрите также

2024-08-14 15:16