«Ходячему замку Хаула» исполняется 20 лет: главный аниматор Акихико Ямасита размышляет о своих отношениях с Хаяо Миядзаки и воплощении в жизнь студии Ghibli Classic

«Ходячему замку Хаула» исполняется 20 лет: главный аниматор Акихико Ямасита размышляет о своих отношениях с Хаяо Миядзаки и воплощении в жизнь студии Ghibli Classic

Когда я погружаюсь в увлекательный мир студии Ghibli и ее выдающегося аниматора Ёсиаки Кавадзири, становится очевидным, что его работы являются свидетельством глубины и сложности человеческих эмоций, а также запутанных отношений между персонажами. Его уникальный взгляд, сформированный годами работы под руководством Хаяо Миядзаки, придает необыкновенное измерение анимации в таких фильмах, как «Ходячий замок Хаула».


Два десятилетия назад, до дебюта «Ходячего замка Хаула», Акихико Ямасита посвятил почти два года роли ведущего аниматора, контролирующего производство, в фильме студии Ghibli.

Ямашита поделился с EbMaster, что он не может точно вспомнить, сколько страниц или ячеек рисунков было сделано тогда, только то, что был проделан огромный объем работы и рисунков. В те времена идея баланса между работой и личной жизнью даже не рассматривалась.

Первоначально Ямасита сотрудничал с известным мастером анимации Хаяо Миядзаки в качестве ведущего аниматора в фильме 2001 года «Унесенные призраками». С тех пор, на протяжении более двух десятилетий, он брал на себя различные обязанности в рамках проектов Studio Ghibli. Например, он работал помощником главного аниматора в «Поньо» (2008) и был ключевым аниматором в «Ветер крепчает» (2013) и предстоящем фильме «Мальчик и цапля» (2023).

Размышляя о своем опыте работы над «Ходячим замком Хаула», я, преданный кинокритик, не могу не вспомнить неустанную работу в течение последних шести месяцев съемок. Не было выходных, чтобы расслабиться или передохнуть, не говоря уже о неторопливом воскресении. Вместо этого я полностью погрузился в 14-часовой рабочий день семь дней в неделю, без передышки в течение недели.

Ямашита отмечает, что он был способен добиться того, что сделал тогда, потому что ему было за тридцать. Однако сегодня он признает, что у него не было бы такой возможности сделать это.

Согласно фантастическому роману Дайанны Винн Джонс 1986 года под названием «Ходячий замок Хаула», история вращается вокруг молодой модистки по имени Софи. По волшебству Ведьма Пустоши превратила ее в 90-летнюю старуху. Чтобы разрушить эти чары, пожилая Софи ищет убежища в передвижном замке, принадлежащем очаровательному волшебнику по имени Хаул.

Чтобы отметить 20-летие фильма «Ходячий замок Хаула», который в настоящее время идет в кинотеатрах в рамках фестиваля Ghibli Fest до 3 октября, Ямасита недавно поговорил с EbMaster (через переводчика) о своем сотрудничестве с Миядзаки и процесс создания феерического анимационного фильма.

Что уникального в анимации фильма Хаяо Миядзаки по сравнению с другими проектами, над которыми я работал раньше?

Как преданный киноэнтузиаст, я всегда набрасываю свои идеи. От первоначальных макетов до сложных раскадровок — каждая деталь нарисована мной вручную. Теперь представьте себе сценарий, в котором главный аниматор работал над какой-то анимацией. Если он не соответствует моим стандартам, я лично его переработаю и создам черновой вариант. Затем ведущие аниматоры и другие художники должны доработать этот эскиз, чтобы довести его до окончательной, отполированной формы.

Вместо того, чтобы другие режиссеры анимации использовали анимацию просто как средство повествования своих историй, он строит само повествование внутри анимации – это неотъемлемая часть его процесса рассказывания историй.

Каков был процесс создания персонажей для этого фильма?

Согласно подходу Миядзаки, он создает предварительные наброски, которые служат его видением рассказа и фильма. Эти эскизы охватывают внешность, костюмы, выражения лиц и прически персонажей. Например, он изображает Хоула блондином. После того, как эти изображения установлены, аниматоры работают над тем, чтобы воплотить их в жизнь в анимации. Миядзаки также тратит много времени на рисование множества страниц для каждого персонажа, чтобы определить его выражение и внешний вид. В этом конкретном проекте у нас было мало времени, поэтому он потратил около месяца на доводку рисунков персонажей, необходимых для анимации фильма.

Дизайн замка Хаула настолько продуман и хорошо продуман. Можете ли вы объяснить процесс его анимации? Сколько примерно человек внесли свой вклад в создание этой анимации?

Кажется, у меня проблемы с отслеживанием цифр. В проекте приняли участие множество участников. Обычно при создании такого обширного сооружения, как замок, необходимо следовать первоначальному проекту, и разные художники работали над этим базовым проектом. Однако в этом уникальном сценарии такого плана не было. Это означало, что планировка могла меняться от сцены к сцене: в одной сцене небольшой дом мог быть показан в одном положении, а в другой — в другом. Несмотря на эти изменения ракурсов, которые могли бы изображать вещи по-разному, конечный результат создавал впечатление единого, единого замка.

Хотя замок могут украшать различные предметы, если в нем есть дверь, окна и дым, идущий сверху, зрители все равно узнают в нем одно и то же строение. Мы воспользовались этим недоразумением со стороны нашей аудитории, чтобы представить слегка измененные версии замка.

«Ходячему замку Хаула» исполняется 20 лет: главный аниматор Акихико Ямасита размышляет о своих отношениях с Хаяо Миядзаки и воплощении в жизнь студии Ghibli Classic

Как развивалась совместная работа Хаяо Миядзаки и композитора Джо Хисаиси при создании заветного саундтрека к «Ходячему замку Хаула»? Вы вообще играли роль в этом процессе?

В нашем анимационном проекте мы никогда не вмешиваемся в музыку; этим занимаются г-н Миядзаки и г-н Хисаиси на более высоком уровне. На этапе производства нам показали несколько предварительных музыкальных фрагментов, соответствующих желаемым визуальным эффектам, но только когда фильм был завершен, я смог прослушать весь саундтрек. На этом этапе я чувствовал себя обычным зрителем.

Что вы почувствовали, впервые посмотрев фильм под музыку? 

Правильная музыка может кардинально изменить воспринимаемую суть фильма. Хотя я был знаком с сюжетом и визуальными аспектами, только когда была добавлена ​​музыка, я по-настоящему понял глубину фильма. Результат мог быть отличным или плохим, в зависимости от того, насколько хорошо музыка дополняла фильм. В данном случае я нашел это великолепным, поскольку «Карусель жизни» послужила темой этого фильма, добавив глубокое измерение как к истории, так и к анимации.

«Ходячему замку Хаула» исполняется 20 лет: главный аниматор Акихико Ямасита размышляет о своих отношениях с Хаяо Миядзаки и воплощении в жизнь студии Ghibli Classic

Какую сцену вам больше всего понравилось воплощать в жизнь, и была ли какая-то такая, которая стала для вас уникальным испытанием?

Действительно, весь сценарий представлял собой довольно сложную задачу, требующую значительных усилий, но также предлагающую интригу и удовольствие. Среди всех частей одна сцена выделялась как особенно эффектная – та, где Хоул изображен в более чувственном свете. Это происходит, когда Софи входит в замок, а на следующее утро возвращается Хоул, приближающийся к ней вплотную и спрашивающий: «Кто ты?» Первоначально я набросал предварительный набросок, передающий движение, которым затем поделился с господином Миядзаки. Хотя в этой сцене было место для дальнейшего развития и роста, он оценил ее как есть, заявив: «Это хорошо; мы можем перейти к следующей сцене». На этом профильном снимке Хаула я почувствовал сильное воздействие и был в восторге от того, насколько хорошо все получилось. Эта сцена продемонстрировала альтернативную сторону Хоула – его привлекательность и сексуальность.

А как насчет вашего любимого персонажа для анимации?

Я нахожу Хоула очаровательным из-за его внешнего обаяния и привлекательности, но в его внутреннем мире есть определенная загадка, которая меня интригует. Многие люди преуспевают в своей профессии и производят впечатление впечатляющей личности, но при ближайшем рассмотрении дома у них обнаруживаются грязные и небрежные привычки. Эта двойственность между общественной и частной жизнью меня завораживает. Ведьма Пустоши разделяет эту двойственную природу, что добавляет ей привлекательности.

«Ходячему замку Хаула» исполняется 20 лет: главный аниматор Акихико Ямасита размышляет о своих отношениях с Хаяо Миядзаки и воплощении в жизнь студии Ghibli Classic

Какие у вас отношения с господином Миядзаки? Изменилось ли оно с годами?

Что касается наших профессиональных связей, мы с господином Миядзаки живем в офисе, а не в традиционной динамике «мастер-ученик» или «начальник-подчиненный», учитывая, что мы примерно одного возраста, а он — современник моей матери. Однако установить с ним тесную личную связь представляется непростой задачей.

В наших ежедневных чатах на работе мы часто обсуждаем довольно тривиальные темы, связанные с конкретным местом. Интересно, что когда-то я жил недалеко от дома г-на Миядзаки, и время от времени, прогуливаясь по окрестностям, я встречал его и его жену на прогулках.

За свою карьеру вы участвовали в нескольких фильмах Миядзаки, таких как «Мальчик и чудовище», фильм, который он назвал своей последней работой. Как вы думаете, это утверждение правдиво?

Что касается полнометражных фильмов, то, похоже, его последний фильм может оказаться последним. Тем не менее, он снял восемь короткометражных фильмов, которые были показаны в музее Гибли, всего на данный момент их десять. Среди них я продюсировал один фильм под названием «Хвост борца сумо». В идеале я бы хотел, чтобы он снял еще две короткометражки, доведя счет до двенадцати. Это также даст мне дополнительные проекты для работы.

Почему 12?

В музее Гибли показывают один фильм в месяц. Если всего фильмов двенадцать, значит, можно запланировать показы на целый год.

Этот разговор был отредактирован и сокращен.

Смотрите также

2024-09-29 02:17