Хасан Хади, директор фильма «Торт президента», о путешествии создания первого иракского кино на Каннском кинофестивале

Иракский режиссер Хасан Хади представил свою дебютную работу под названием ‘Торт Президента’, которая впервые будет показана на Каннском кинофестивале в секции ‘Directors‘ Fortnight’. Фильм, действие которого происходит в Ираке 1990-х годов, примечателен тем, что заполняет пробел в кинематографической репрезентации этой эпохи, которая до сих пор мало освещалась на экране.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Фильм ‘Торт президента’ изображает сложный период в Ираке во время продовольственного дефицита из-за санкций США. Фильм рассказывает историю 9-летней девочки по имени Ламия, которая была выбрана в школе для того чтобы испечь торт на день рождения Саддама Хуссейна. Для обеспечения необходимых ингредиентов среди нехватки или столкнуться с последствиями, ей пришлось проявить большую находчивость. Режиссер фильма, который провел детство в южном Ираке во время войны и позже переехал в США, где сейчас является адъюнкт-профессором программы аспирантуры по кино в NYU, поделился своим выдающимся достижением с EbMaster.

Довольно необычно встретить фильм из Ирака, особенно такой, который фокусируется на этой конкретной эпохе и последствиях санкций США. Что вдохновило вас на создание истории?

Этот рассказ берет начало глубоко в моих воспоминаниях о детских годах, проведенных в Ираке. Однажды меня выбрали среди прочих случайных участников, хотя моя роль была скорее церемониальной как у цветочного мальчика, и обязанности были менее значительными. Однако некоторых из моих друзей выбрали для совершенно иного задания – испечь президентский торт. Последствия этой жеребьевки существенно изменили их жизни. В общем, это был своеобразный микс трагедии и юмора, похожий на черную комедию. Этот рассказ невозможно было выкинуть из памяти: он одновременно являлся личным воспоминанием о детстве в Ираке и общим воспоминанием среди моих соотечественников. Меня удивило, что по этому сюжету не сняли фильм, поэтому во время моего последнего года обучения в Нью-Йоркском университете я написал сценарий, который впоследствии стал ярким воплощением тех событий.

Какие у вас были кинематографические влияния и, в частности, как они повлияли на этот фильм?

В детстве я к сожалению не мог посещать кинотеатры. Если бы только можно было сказать: «Я пошел в кино и посмотрел фильм». Это было то, чего мне не хватало. Вместо этого наше домашнее развлечение заключалось в просмотре видеокассет VHS, которые иногда приходилось тайно вносить в дом; позже появились DVD. Однако мое увлечение фильмами зародилось на скромном телевизионном экране, где я смотрел один во время тихих ночных часов, когда все остальные спали.

В чём заключались сложности съёмок в Ираке?

Будучи преданным синефилом, для меня было критически важно изобразить мой фильм подлинно. Многие предлагали финансировать наш проект при условии съемок за пределами Ирака. Но я категорически отказался. Моей целью было показать истинную красоту и сложность страны, перспективу, которую редко видели раньше. Я уверен, что это может быть новаторским взглядом на Ирак, представляющим его через нетрадиционный ракурс. Честно говоря, не думаю, что люди ожидают увидеть такой визуальный облик в Ираке или такую эстетику.

Согласны ли вы с предсказанием о значительном расширении иракского кинорынка в связи с давним желанием населения посещать кинотеатры? Мне было бы интересно узнать ваше мнение по этому вопросу.

Действительно, вы правы. Наш кинематографический ландшафт в настоящее время сосредоточен главным образом на коммерческом кино, вместо глубокого погружения в арт-хаус фильмы. Однако я предпочитаю не использовать термин ‘арт-хаус’, так как считаю его связанным с коннотацией неполноценности. Давайте лучше называть эти фильмы теми, что были сняты в 70-х, 80-х или даже 60-х годах — какой бы период вам ни откликался. Для их нахождения требуется настоящая страсть и любознательность, поскольку они могут быть не так легко доступны в современном кинематографическом ландшафте. Мы еще не похожи на Нью-Йорк, где есть специализированные театры для независимого кино или иностранных фильмов. Но я оптимистичен в том, что со временем это изменится, когда мы станем более восприимчивыми к большему разнообразию фильмов. Я верю, что в ближайшем будущем, возможно даже через десятилетия, наша аудитория устанет от коммерческого кино и будет жаждать аутентичного и оригинального повествования.

Смотрите также

2025-05-15 07:19