«Это был просто несчастный случай» Обзор: иранский режиссер Джафар Панахи больше не скрывает своего недовольства и открыто предупреждает своих преследователей

Обрати внимание: Джафар Панахи значительно изменил свой подход к кинематографу, перейдя от тонкого гуманистического стиля (как в фильмах ‘Белый шар’ и ‘Оффсайд’) к открытой критике иранского правительства, что видно на примере его недавнего политического триллера ‘Это был всего лишь несчастный случай’. Самый интригующий аспект этой трансформации заключается в том, что Панахи мог не стать таким открытым противником своих угнетателей, если бы система не пыталась подавить его так сильно. Его несколько раз арестовывали за предполагаемую ‘пропаганду’ и дважды заключали под стражу (освободили только после голодовки). Несмотря на эти трудности, Панахи продолжает творить искусство с новой страстью и решимостью сопротивляться.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


В ‘Это был всего лишь несчастный случай’, пять персонажей напоминают группу воров алмазов из ‘Криминального чтива’ после своего ограбления, собравшись для обвинения и вынесения приговора. Это может показаться необычным (для драмы с медленным темпом, полным долгих поездок и визита в родильное отделение), но их мрачно-юмористическая миссия включает элементы абсурдизма Сэмюэля Беккета и одной из напряженных историй мести Квентина Тарантино. Несмотря на то что никто из них лично не видел прокурора, каждый клянется узнать его — самодовольного одноногого человека, который мучил их в тюрьме.

Вахид Мобассери часто работает с завязанными глазами во время избиений, но узнает уникальную походку Пег Лега в автосервисе, где он трудится. Шива, Мариам Афшарий, ощущает приближение «Гимпа» по его специфическому запаху; тот всегда сильно потел. С другой стороны, Хамид, Мухаммад Али Эльясмехр, утверждает, что это голос мужчины вызывает воспоминания о его тревожном прошлом, когда он подвергался допросам и угрозам, оставаясь с петлей на шее в течение долгих периодов.

Размышляя над захватывающим сюжетом, разворачивающимся на экране, я не могу не задаться вопросом: могли ли эти выжившие, несмотря на свою неспособность визуально опознать мужчину в багажнике Вахида, коллективно установить его подлинную личность — Эгбала, их общего противника. Открывающая сцена фильма, вихрь дезориентации, представляет нам Эхбаля (Эбрахим Азизи), бородатого человека, который возвращается домой со своей семьей. Жена и дочь весело танцуют под звуки радио, не подозревая о том, что случайная автомобильная авария с бездомной собакой изменит ход их жизни кардинально. ‘Возможно, Бог привел нас сюда для определенной цели’, — размышляет его жена, даже не догадываясь о серьезном влиянии этого на первый взгляд незначительного инцидента.

В традиционном подходе к рассказыванию историй предполагается, что мы будем испытывать симпатию по отношению к семье, которая вначале представлена как почтенные иранские граждане, несмотря на их казавшиеся суровыми действия, например, удар собаки. Режиссёр Панахи вводит нового персонажа, Вахида, в гараже и не пытается повлиять на наши чувства к нему. Наоборот, он представляется неопрятным и робким, прячется в здании подобно испуганному ребенку. Однако очевидно, что нечто расстроило Вахида по поводу Эгбала, и его истинные намерения проясняются на следующий день, когда он отслеживает и похищает этого загадочного человека.

Вместо того чтобы копать могилу для Эгбаля, Вахид готовится похоронить его в огромной безжизненной пустыне, скудно усеянной деревьями, напоминающими декорации из ‘Ожидания Годо’. Внезапная паника заключенного вызывает у Вахида сомнения и он решает поискать других свидетелей. Его друг Салар вмешивается и говорит: ‘Нет нужды копать их могилы. Они сами себе вырыли.’ Эти слова кажутся отражением внутреннего диалога или спора персонажа Панахи в фильме.

В настоящее время число людей, страдающих под властью иранского правительства, превышает тех, кто находится у власти. Их жестокие действия непреднамеренно способствуют укреплению сопротивления, которое они стремятся подавить. Когда ситуация достигнет критической точки (что неизбежно случится), Панахи размышляет над тем, должен ли ответ граждан соответствовать жестокости, причиненной им, или же следует проявить сострадание. Он задается вопросом, насколько близки мы к революции. Важно то, что теперь Панахи уже не косвенно критикует определенные политики (как это было в «Круге», где затрагивалась проблема гендерного неравенства, и в «Это не фильм», где он бросал вызов ограничениям личного самовыражения), но открыто предупреждает власти о возможном возмездии.

Как кинокритик, я увлекаюсь захватывающим творчеством Джафара Панахи, современного коллеги иранского режиссера Асгара Фархади. Удивительно, что несмотря на ограничения, такие как работа с непрофессиональными актерами и создание большей части его низкобюджетного производства в белом фургоне или внутри него, Панаху удается создать погружающий кинематографический опыт. Персонажи «Трех лиц» исполняются людьми вне традиционного актерского мира, а фургон Вахида служит универсальным сценарием для многих сцен. Интересно, что невеста (Хадис Пакбатен) и жених (Маджид Панахи, племянник режиссера), снявшиеся недавно на фотосессии, также входят в этот интригующий рассказ, еще больше размывая границы между реальностью и вымыслом.

Сюжет фильма не оставляет сомнений в своей тревожности, наполнен скрытой яростью, но при этом развивается неторопливо. Гнев режиссёра можно было бы ожидать, однако зрители могут быть ошеломлены юмором, например сценой, где пара в свадебном одеянии толкает фургон. Когда разозлённая невеста обращается к своему жениху, она говорит: ‘Всё это началось до тебя и однажды должно закончиться.’ Этот фильм выступает как резкое предупреждение, вероятно вызывая новые волны споров вокруг Панахи.

Фильм ‘Это был всего лишь случай’ напоминает драмы после Второй мировой войны, в которых жертвы сталкиваются со своими мучителями, однако его леденящий финальный кадр словно побуждает зрителей к действию. На протяжении большей части фильма остается неясным, действительно ли Вахид и его группа поймали нужного одноногого мужчину, но эта неоднозначность почти нерелевантна. Фильм подчеркивает, как те, кто страдал от несправедливого обращения — будь то из-за протеста против неподобающих условий труда или из-за того, что они одеты неудобно в общественных местах — теперь связаны общими переживаниями. Заслуживает внимания тот факт, что истории персонажей основаны на рассказах, которые Панахи услышал во время своего тюремного заключения, подразумевая, что он не мог написать этот фильм без встречи с другими жертвами за решеткой. Таким образом, если власти продолжат преследовать Панахи, ему придется работать не в одиночку.

Смотрите также

2025-05-20 18:47