Джоди Фостер на кинофестивале в Каннах о фильме ‘В приватной жизни’, о значении Трампа для женщин-режиссеров и почему достижение возраста 60 лет привело к карьерному удовлетворению: ‘Есть свобода’

Джоди Фостер может годами обходиться без съемок фильма.

Она открыто признает, что выбирает роли очень тщательно. Для нее это не просто актерская работа; роль должна глубоко резонировать с ней.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Всего через несколько часов состоится дебют «Приватной жизни» («Vie Privée»), французского триллера на Каннском фестивале. Несмотря на свою обычную неохоту к актерской игре, Фостер оказалась непреодолимо привлеченной этим проектом после встречи с его режиссером и сценаристом Ребеккой Злотовски, которая разделяет ее страсть к развитию персонажей и повествованию. Захватывающий сюжет, в котором Фостер играет терапевта, подозревающего, что самоубийство ее пациента было на самом деле убийством, оказался слишком сильным, чтобы устоять.

С моей точки зрения, Ребекка обладает выдающимся пониманием интеллектуального и эмоционального пространства, подобно тому как я подхожу к кинематографу. Так же, как она стремится погрузить зрителей в внутренние миры персонажей, я нахожу удовольствие глубоко погружаться в эмоции персонажа как актёр.

После нескольких лет отсутствия в актерской карьере, чтобы посвятить время воспитанию своих детей в 2000-е годы, Фостер чаще стала появляться на экране. В 2023 году она получила номинацию на Оскар за роль тренера по плаванию в фильме «Nyad», а в 2024 году заработала премию Эмми за свою работу в сериале «True Detective: Night Country». Этот новый этап карьеры произошел после достижения ею возраста 60 лет, что заставило ее сосредоточиться больше на групповых проектах вместо индивидуальных главных ролей. Это изменение кажется возродило страсть к актерству, начавшуюся с незабываемых ролей в диснеевских фильмах типа «Freaky Friday» и более тяжелых работах, таких как «Taxi Driver». Перед тем как завоевать Оскар за фильмы «Молчание ягнят» и «Обвиняемые», она уже покорила зрителей своими знаковыми ролями.

Почему вы решили сделать «Вье Привэ»?

Как преданный кинолюбитель, я страстно желаю вновь окунуться в захватывающий французский фильм, так как прошло уже довольно много времени с моего последнего просмотра. Для меня важно не просто участвовать в любом проекте; мне нужно найти сценарий, который глубоко резонирует со мной. Я был против участия в экстравагантном американо-французском сотрудничестве. Как актёр, я жажду увлекательного сюжета. Многие французские фильмы, которыми я восхищаюсь, представляют собой характерологические исследования с акцентом на отдельных персонажах в течение определённого периода времени. Это не мой стиль. Меня привлекает повествование, позволяющее создать динамичного персонажа, который является двигателем сюжета. Этот проект идеально соответствует моим предпочтениям.

В начале фильма ваш персонаж Лилиан кажется довольно самоуверенной; однако, не проходит много времени прежде, чем становятся заметны недостатки её внешнего образа. Многие роли, которые вы играли, подразумевали персонажей, стремящихся контролировать ситуацию или утвердить своё господство. Что вас привлекает в подобных ролях?

Эта особенность кажется однозначно человеческой, или возможно даже женской. Возможно, мое воспитание сыграло роль в ее развитии, поскольку я изначально не была эмоционально открытой личностью. Я не из тех, кто свободно и страстно выражает глубокие чувства, словно проливая кровь на стол. Актером я не был предопределен стать; скорее это было возложено на меня в нежный возраст трех лет. Это путь, который я не выбирала самостоятельно. Что действительно привлекает мое внимание, так это маски, которые носят люди, чтобы справляться с этим сложным миром, и многочисленные слои, которые они должны поддерживать, чтобы защитить себя.

Ты не выбрал бы стать актером, но ты наслаждаешься актерской игрой?

Абсолютно, я согласен с этим. Тем не менее, мне удобнее устанавливать свои правила. В детстве я работал настолько интенсивно, что к 18 годам ощутил необходимость изменить стратегию. Наблюдая за многими молодыми актерами сегодня, признаю часть меня задается вопросом, почему они так охотно соглашаются играть роли без внимания к качеству фильма, диалогов или даже будучи простым реквизитом в рекламе Fruit of the Loom. Если бы я перестал сниматься завтра, это не сильно беспокоило бы меня. Я нахожу удовлетворение в том, чтобы быть средством передачи истории или кинематографа. Было бы замечательно обладать другими талантами, такими как писательский, живописный или скульптурный.

В своей карьере вы исполнили роль режиссёра в четырёх фильмах, среди которых были ‘Маленький человек Тейт’ и ‘Дом на праздники’. Вас больше привлекает режиссёрская работа, чем актёрство?

Я больше склоняюсь к режиссуре, но начинать бывает сложно. Требуется много времени для того, чтобы отшлифовать и персонализировать материал, что я намерен делать тщательно. Фильмы, которые я создал, занимают особое место в моем сердце, так как они тесно связаны с моим жизненным опытом. Для меня эти проекты олицетворяют суть авторского кино, и если я не могу к этому подойти таким образом, то не испытываю особого интереса.

За последние восемь лет мне посчастливилось сотрудничать с двадцатью семью выдающимися женщинами-режиссерами, каждая из которых стала свидетельством силы их видения.

Погоди минутку! [Она стучит по подлокотнику дивана, на котором сидит]. Ух ты, это просто удивительно! Она такая преданная и трудолюбивая.

Как ты к этому относишься? Разве не замечательно было бы, если бы больше актеров использовали свое влияние для создания возможностей женщинам-режиссерам, которые иначе могли бы остаться без внимания?

Я весьма оптимистична относительно будущего. В течение многих лет я стала свидетелем значительных трансформаций, особенно в киноиндустрии. Когда я только начинала актерскую карьеру, женщины были крайне редко представлены на съемочных площадках, их функции ограничивались работой гримеров или ассистентов по сценарию. Со временем я заметила больше женщин среди технических специалистов, однако режиссерское кресло оставалось практически непостижимым для женщин. Когда же я решилась взяться за режиссуру, мне повезло: те, кто имел власть в киноиндустрии, хорошо знали меня и были готовы рискнуть, дав шанс начинающему режиссеру. Однако до последних трех моих работ я работала только с одной женщиной-режиссером — и это было более 50 лет назад!

Вы упомянули, что последние три проекта, в которых вы участвовали – ‘True Detective’, ‘Nyad’ и сейчас ‘Vié Privée’ – были сняты или совместно с женщиной режиссёром. Это решение было принято намеренно?

Обращаясь к вопросу о гендерном балансе в кинопроизводстве, можно сказать следующее: Для меня трудно принимать решения по созданию фильмов исключительно на основании пола создателя, так как это должно быть более органичным выбором, основанным на личном интересе и таланте. В идеале стоит ценить личность за проектом. Например, Джонатан Демме, известный благодаря ‘Молчанию ягнят’, был моим любимым феминистским режиссером. Тем не менее, я убежден, что внедрение какой-либо формы позитивной дискриминации или квотирования является ключевым фактором для обеспечения равных возможностей для начинающих режиссеров. Так мы сможем построить справедливую и инклюзивную индустрию с самого начала.

За последние десять лет в Америке произошло значительное осознание социальной сознательности, что побудило лиц, принимающих решения (которые ранее были не осведомлены о собственных предрассудках, таких как ксенофобия, расизм и сексизм), переосмыслить свои практики. Эта самореализация была вызвана общественным вниманием к отсутствию женщин-режиссёров среди их рядов. В результате они решили заняться этим вопросом, чтобы добиться положительных изменений. Сейчас мы наслаждаемся плодами этой трансформации.

Вы считаете, что инициативы по разнообразию, равноправию и инклюзивности (DEI), поддерживаемые этими компаниями, уменьшатся из-за критики или действий администрации Трампа против них?

По всей видимости, в разных сферах – в науке, юридических фирмах и индустрии развлечений — происходит значимый сдвиг, который потенциально может знаменовать конец эпохи. Это преобразование кажется инициированным администрацией. Я горячо надеюсь, что эта перемена не состоится, поскольку мы ценим возможность рассказывать множество историй. Эти истории приносят доход, и поразительно, как долго руководителям студий понадобилось понимать, что женщины составляют половину населения. Женских режиссеров не следует считать риском, важно отметить, что эта смена не была исключительно вызвана женскими руководителями. В действительности, в определенные периоды несколько студий возглавляли такие руководители, как Эми Паскаль, Шерри Лэнсинг и Доун Стил. На определенном этапе четыре из шести руководителей студий были женщинами, однако списки режиссеров оставались преимущественно мужскими. Крайне важно для тех, кто занимает руководящие позиции в студиях, избегать поддержания институциональной предвзятости. Сейчас я покидаю свою трибуну.

В «Вие Привэ», присутствует довольно много юмора. Поскольку у вас не так уж и много опыта в комедийных ролях, понравилось ли вам возможность проявить более светлую сторону своего таланта?

Испытание французских ролей принесло удовольствие, так как я превращаюсь в совершенно другого человека во французском по сравнению с моим английским персонажем. Моё поведение становится более открытым и уязвимым, что делает меня менее уверенным в себе и решительным. Это отсутствие уверенности добавляет дополнительную долю юмора.

Тебе кажется, что ты смешнее на французском, чем на английском?

Я предпочитаю отойти от своего обычного персонажа, так как это кажется мне более освобождающим. Английские комедии не особо по душе мне. Возможно причина в том, что американские комедии часто лишены тонкости и интеллектуальной глубины, которые для меня критически важны. Соответственно, я редко нахожу комедии, которые мне действительно нравятся. Одним исключением стал фильм ‘Маверик’, который я снял несмотря на его глупость. Благодаря сценарию Уильяма Голдмана он обладал особым остроумием и английской интеллигентностью. Однако мое увлечение комедией обычно не длится дольше недели. Примерно через неделю я начинаю желать финала: ‘О, можем ли мы уже завершить это?’

Почему вы решили не сниматься в камео в «Фрикерская пятница»?

Я занимался работой над фильмом, но Джейми Ли Кёртис — мой отличный друг. Я следил за процессом создания и всеми связанными событиями.

После вашей победы на Золотых глобусах за фильм «Настоящий детектив», вы заявили, что это был самый важный момент в вашем профессиональном пути. Можете рассказать, почему именно эта награда стала для вас столь значимой?

В возрасте 60 лет произошло событие, которое привело к гормональным изменениям внутри меня и вызвало внезапный поворот в мировоззрении. В этот момент я обнаружил себя говорящим ‘мне не возражает’. Это совпало с тем временем, когда у меня появилась страсть делиться и усиливать истории, которые раньше оставались незамеченными. Относительно фильма ‘The Mauritanian’ моя задача заключалась не столько в фокусировке на своей роли, сколько в оживлении рассказа Тахара Рахима. В случае с сериалом ‘Настоящий детектив’ я намеренно создал свою роль таким образом, чтобы она поддерживала и развивала сюжеты персонажей-аборигенов. Я стремлюсь использовать любые знания, ресурсы или влияние как актёр для вклада в эти истории. Сейчас пришло время кому-то ещё поделиться своей историей, что доставляет мне огромное удовольствие. Оказывается, участие в коллективе гораздо более удовлетворительно, чем старт фильма на 1500 экранах.

На пороге шестидесятилетия я обнаружил, что жизнь становится особенно сложной. Приспосабливаться к переменам нелегко, и часто кажется, что мы не так хороши, как были раньше. Однако произошло кое-что важное пару лет назад, что изменило мой взгляд на вещи. Однажды утром я проснулся и осознал, что то, о чем я беспокоился ранее, больше не имеет для меня значения. Я решил начать новый путь. Жизненные события, такие как взросление детей, уход из жизни родителей или развод, могут быть сокрушительными. Тем не менее, в этих изменениях есть ощущение свободы. Хотя тяжело отпускать роли, которые мы когда-то играли — будь то преданная мать, дочь или жена — это также означает возможность заново открыть себя – только я теперь.

Смотрите также

2025-05-20 18:18