Джина Роулендс вспоминала: как «Женщина под влиянием» изменила ремесло киноактера

Джина Роулендс вспоминала: как «Женщина под влиянием» изменила ремесло киноактера

Как преданный поклонник кино, я могу с уверенностью сказать, что Джина Роулендс была непревзойденной силой в мире актерского мастерства. Ее игра в фильме «Женщина под влиянием» — не что иное, как новаторство, свидетельство ее таланта и бесстрашного подхода к исследованию персонажей.


Замечательные экранные номера не только расширяют уникальность формы искусства, но и дарят зрителям захватывающие впечатления, стимулируя при этом оригинальные мысли будущих художников. Некоторые из этих спектаклей даже полностью изменили ремесло: Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне», Марлон Брандо в «На набережной», Тоширо Мифунэ в «Расёмоне» и Джина Роулендс в «Женщине под влиянием». Эти исключительные актеры произвели революцию в своих ролях.

94-летняя актриса Джина Роулендс скончалась в среду, через пятьдесят лет после того, как ее новаторский фильм «Женщина под влиянием» был впервые показан на Нью-Йоркском кинофестивале в 1974 году. Среди группы легендарных актеров, совершивших революцию в кино, Роулендс был самые последние, покинувшие нас. В эту группу входят Питер Фальк, Сеймур Кассель, Бен Газзара и ее покойный муж, актер-режиссер Джон Кассаветис.

Тем, кто прежде всего знает Сьюзан Сарандон как забывчивую пожилую женщину из «Дневника памяти» или ее роль в фильме «Истерическая слепота», получившую премию «Эмми», следует изучить ее наиболее значимые работы. Сюда входят впечатляющие роли в таких фильмах, как «Лица», «Вечер премьеры» и «Глория» (последний является наиболее доступным, где она играет подругу жестко говорящего гангстера, которому поручено защищать сироту из Пуэрто-Рико). Лично я очень рекомендую малоизвестный фильм 1971 года «Минни и Московиц», где Сарандон и ее партнер по фильму Сеймур Кэссел изображают пару, переживающую схожие человеческие проблемы.

С самого начала карьеры Джона в кинопроизводстве Джина стояла рядом с ним, близко переживая зарождение того, что сейчас известно как революция американского независимого кино. По сути, Натали Роулендс выступала вместе с Эдвардом Дж. Робинсоном в «Средине ночи», когда Кассаветис создавал «Тени». Хотя в этом фильме у нее была второстепенная роль, ее влияние было значительно больше в девяти последующих фильмах, над которыми они сотрудничали. Она служила его творческим вдохновением, и без ее убедительной игры творчество Кассаветиса, возможно, не оказало бы такого глубокого влияния на эволюцию актерского мастерства на экране.

Прежде чем углубиться в «Женщину под влиянием», давайте кратко обсудим, как «Тени» существенно повлияли на карьеру Джона Кассаветиса и Джины Роулендс. Этот фильм, снятый в 1957 году с бюджетом в 40 000 долларов, стал новаторской попыткой импровизационной игры, родившейся в результате мастер-класса между Кассаветисом и его актерами. Действия в этой черно-белой постановке были интенсивными, страстными и казались незаписанными (несмотря на то, что для некоторых сцен требовалось до 50 дублей, чтобы соответствовать требовательным стандартам начинающего режиссера). Этот новаторский фильм привнес новую форму реализма в актерскую игру на экране.

Основываясь на рассказе Роулендс (которая, по сути, служила хранилищем воспоминаний ее мужа после его кончины в 1989 году), стоит отметить, что Кассаветис тщательно создавал сложные сценарии для большинства своих последующих работ. Однако «Тени» оставили настолько неизгладимый след в мире кинопроизводства того времени, что Кассаветис стал синонимом импровизации. Это заставило зрителей поверить, что его проекты были созданы посредством импровизации (позволяя актерам придумывать свои собственные реплики), заблуждение, которое повлияло даже на других режиссеров, которые считают Кассаветиса предшественником своих импровизационных методов кинопроизводства.

Сила Роулендса как актера тоньше, чем кажется на первый взгляд, но она имеет решающее значение для понимания режиссерского мастерства Кассаветиса. Имея опыт работы, благодаря которому он играл мужа Мии Фэрроу в «Ребенке Розмари» и играл главную роль в «Лицах» в том же году, Кассаветис олицетворял «актёрского режиссёра». Он верил, что актеры вдохнут жизнь в своих персонажей, часто прислушиваясь к их советам и развивая их уникальные идеи.

В беседе с Академией Роулендс рассказала об вдохновляющем совете, который дал ей ее муж Кассаветис относительно «Женщины под влиянием». Сомневаясь в ее способности сыграть главную роль, Кассаветис утверждал, что написал ее специально для нее. «Роль твоя», — сказал он ей, выразив непоколебимую веру в способность Роулендса воплотить ее. Она описала этот момент как чувство освобождения. «С тех пор это дало мне свободу во многих аспектах», — сказала она. «Теперь, когда я слышу слово «действие», я не чувствую давления. Я могу изобразить так, как считаю нужным».

Что касается Кассаветиса, то здесь можно отметить один примечательный аспект: после «Теней» он постоянно возвращался к использованию сценариев, что привело к уникальной форме импровизации, сродни джазу. Актеры разучивают свои роли, но им предоставляется свобода адаптироваться и добавлять свои собственные таланты, благодаря чему спектакли кажутся спонтанными и искренними — по сути, отражающими реальную жизнь.

В фильме «Женщина под влиянием» Роулендс изображает Мэйбл Лонгетти, современную домохозяйку, которая глубоко желает сделать своего мужа счастливым, но обременена тремя детьми, властной свекровью и нереалистичными ожиданиями того, что представляет собой «идеальный супруг». Чтобы обеспечить некоторую предысторию, двумя годами ранее был выпущен фильм «Степфордские жены», написанный Айрой Левином (из «Ребенка Розмари»), что намекает на растущие сомнения общества в достижимости концепции «идеальной жены».

В фильме создается ощущение, что персонаж Мэйбл находится под влиянием десятилетий голливудских фильмов и рекламы с Мэдисон-авеню, предлагая обманчивые и нереалистичные изображения жен как подчиненных и поддерживающих фигур. Несмотря на желание Мэйбл воплотить эту роль для своего мужа Ника (Питер Фальк), она борется с личными проблемами, такими как тревога, алкоголизм и проблемы психического здоровья, которые мешают ей. В необычной сцене вечеринки по случаю дня рождения в фильме, где одни дети наряжаются, а другие бегают обнаженными, другой родитель критикует Мэйбл за странное поведение — по иронии судьбы, именно ее уникальный образ в фильме выделяет ее среди остальных.

Раньше большинство экранных постановок можно было охарактеризовать как изображение обычной жизни. Однако до того, как Роулендс взял на себя эту роль, актеры часто придерживались изображения нормальности. В отличие от некоторых известных звезд, таких как ее кумир Бетт Дэвис, которая время от времени переигрывала и пережевывала декорации, стиль игры Роулендс в «Женщине под влиянием» заметно отличался. Вместо естественного исполнения мы видим, как ее персонаж выражает крайние эмоции посредством постоянных подергиваний и искаженного выражения боли, которые очевидны во многих сценах на протяжении всего фильма.

Мало кто когда-либо раскрывал постепенный, мучительный распад женского разума, как это сделал Роулендс. Самый острый аспект — от подачи завтрака со спагетти Нику и его друзьям до драматической пощечины — заключается в понимании того, что Мэйбл изо всех сил пытается сохранить самообладание. Она мечтает быть идеальной женой.

«С самого начала она спрашивает мужа: «Скажи мне, какой ты хочешь, чтобы я была», — заикается она, искренне говоря: «Я могу адаптироваться, я могу измениться. Ты направляешь меня, Ники». Несмотря на свою универсальность, Роулендс мог бы сыграть любую роль, но Мэйбл не настолько гибка. Она может быть только самой собой, изображая подлинные и заметные недостатки».

Смотрите также

2024-08-15 23:19