Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

Краткое содержание

  • Толкин ненавидел Шекспира, но нашел вдохновение в «Макбете» для «Властелина колец», улучшив повествование Барда.
  • Макбет повлиял на энтов в марше Изенгарда и на судьбу Короля-Чародея, параллельно с пророчествами и решающими битвами во Властелин колец.
  • Король Лир также вдохновил Толкина на создание «Властелина колец»: битва Эовин также перекликается с Лиром и другими языковыми аллюзиями в трилогии.

Интересно отметить, что, хотя Толкин, возможно, и критиковал стиль письма Шекспира, он все же находился под влиянием его произведений на различных уровнях. Использование литературных приемов, развитие персонажей и тематические элементы из пьес Шекспира можно найти в «Хоббите» и «Властелине колец». Эти влияния добавляют глубину и сложность рассказам Толкина, повышая их привлекательность для читателей и аудитории во всем мире. Признавая и понимая эти связи, мы получаем большую оценку как шедевров Шекспира, так и Дж.Р.Р. Толкин.


Два уважаемых автора разных эпох, Уильям Шекспир и Дж.Р.Р. Толкин, остаются весьма почитаемыми деятелями в литературе. Однако их профессиональная связь отмечена интригующей динамикой, на которую повлияла известная критика Шекспира Толкином. Эта антипатия возникла из-за возражений Толкина против шекспировского изображения эльфов в «Макбете», к которому он сатирически обратился во «Властелине колец».

Пока преданные поклонники «Властелина колец» скорбят о потере Бернарда Хилла, который оживил короля Рохана Теодена в знаменитой кинотрилогии Питера Джексона, интересно поразмышлять о Дж.Р.Р. Сложные отношения Толкина с Уильямом Шекспиром и то, как влиятельный драматург повлиял на «Властелина колец», несмотря на презрение Толкина к некоторым из самых известных произведений Шекспира. Например, элементы «Короля Лира» и «Сна в летнюю ночь» можно проследить во «Властелине колец».

Почему Дж.Р.Р. Толкин ненавидит Уильяма Шекспира?

Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

Недовольство Толкина прозой Шекспира возникло еще в школьные годы, когда он был вынужден изучать драматурга еще будучи студентом. Согласно Tolkien Studies Volume 1 (через Университет Джонса Хопкинса), Толкиен Нелюбовь к Уильяму Шекспиру началась с того, что Толкиен не одобрял обесцененное представление Шекспира об эльфах в его пьесах и рассказах. В письме, написанном Толкином, автор заявил (через «Письма Дж. Р. Р. Толкина» Хамфри Карпентера):

Как преданный поклонник литературы и языка, я не могу не выразить свое глубокое сожаление по поводу использования термина «Эльфы» в прошлом. Хотя это слово имеет свое происхождение и подходящее первоначальное значение, оно, к сожалению, было запятнано катастрофической девальвацией на протяжении всей истории. Вклад Шекспира в эту неудачную трансформацию непростителен, поскольку негативные коннотации, связанные с этим словом, стали слишком тяжелым бременем, чтобы я мог его игнорировать.

В последующем послании Толкин выразил свое недовольство тем, как Шекспир изобразил продвижение Бирнам Вуда к Дансинейн-Хилл в «Макбете» (1606). Он счел, что изображение солдат, рубящих деревья и идущих вперед, как если бы они были живыми деревьями, было серьезным разочарованием. По мнению Толкина, эта сцена не соответствовала признанному литературному мастерству Шекспира. Вдохновленный этим разочаровывающим образом, он изобретательно решил эту проблему в эпической трилогии «Властелин колец».

Как Макбет повлиял на «Властелина колец»?

Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

В научной работе Тома Шиппи «Дорога в Средиземье» указывается, что две значимые темы из пьесы Уильяма Шекспира «Макбет» оказали влияние на Дж.Р.Р. Толкин во время работы над «Властелином колец». Первая тема связана с энтами, массивными древовидными существами, проникшими в Изенгард. Это событие черпает вдохновение из неудачной попытки Шекспира создать элемент фэнтези во время прибытия Бирнама Вуда в Дансинейн. В отличие от попытки Шекспира, где воины отрывают ветви деревьев и имитируют армию ходячих деревьев, Толкин создал совершенно новую расу под названием энты, чтобы исправить то, что он считал основным недостатком в подходе Шекспира к повествованию.

В пророчестве из «Макбета» ведьмы предсказали будущее Макбета, показав, что он станет королем, не сможет быть побежден ни одним мужчиной, рожденным женщиной, и в конечном итоге встретит свой конец, когда Бирнам Вуд переедет в Дунсинан. Толкин находился под влиянием этого повествования, когда создавал образ Короля-Чародея Ангмара во «Властелине колец». Король-Чародей также является могущественной фигурой, которая избегает поражения сверхъестественными средствами, и его кончина наступает, когда армии Белого Древа Гондора наступают на Минас Моргул, символически представляя прибытие Бирнамского леса.

Во «Властелине колец» есть поразительное сходство с этим пророчеством. Примечательный случай разворачивается в битве на Пеленнорских полях, когда Эовин противостоит Королю-Чародею Ангмару. Обманутый ее маскировкой, Ангмар утверждает: «Ни один живой человек не сможет мне помешать». В ответ Эовин снимает маску, представляя себя женщиной, и заявляет: «Но я не жива, всего лишь вещь: месть мертвеца, пробудившаяся к этой последней нужде. Теперь давайте разберемся с вами!»

Возможно, я сам и не живой человек, но перед вами стоит Эовин, доблестная дочь Эомунда. Если ты упорствуешь, преграждая мне путь к моему господину и родственникам, то уходи от нас, ибо я безжалостно истреблю как живых, так и неживых, если они посмеют причинить ему вред.

В повествовании вступление напоминает предсказание ведьм из «Макбета» о том, что ни один человек не сможет победить Макбета. Точно так же обман Эовин перекликается с пророчеством Глорфинделя из «Властелина колец» о том, что Король-Чародей Ангмара не будет убит «рукой человека». Несмотря на свою неприязнь к шекспировскому языку и эльфийским образам, Толкин намеренно связывает «Макбета» и «Властелина колец» через встречу Эовин с Королем-Чародеем и его удивление, когда он обнаружил, что она не человек.

Как король Лир повлиял на возвращение короля

Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

В своем эссе «О сказках», опубликованном в 1939 году, Дж.Р.Р. Толкин ссылался на произведения Шекспира «Макбет», «Сон в летнюю ночь» и «Король Лир», когда обсуждал искусство рассказывания историй посредством сказок. Примечательно, что Толкин провел параллели между «Королем Лиром» и эпической битвой между Эовин и Королем-Чародеем в «Возвращении короля». Ученый Майкл Драут выявил пять важных намеков на «Короля Лира» в творчестве Толкина.

Будучи преданным поклонником Шекспира и Дж.Р.Р. Толкиен, я заметил интригующую связь между их произведениями. В «Короле Лире» безумный король предупреждает: «Не вставайте между драконом и его гневом». Эта строка звучит у меня в голове, когда я читаю угрозу Короля-Чародея Эовин: «Не становись между Назгулом и его добычей».

Как сон в летнюю ночь вдохновил Хоббита

Дж.Р.Р. Толкин ненавидел Шекспира, но все равно находился под его влиянием

Помимо трагедий «Макбет» и «Король Лир», на создание Толкином «Хоббита» повлиял комедийный фарс Шекспира «Сон в летнюю ночь». Тесную связь между этими двумя авторами можно объяснить их общим английским наследием в Уорикшире, что привело к схожим природным условиям, культурным традициям и самобытному языку.

Как геймер я бы сказал: в мире литературы Гэндальф из «Хоббита» имеет сходство с Обероном из «Сна в летнюю ночь». Оба персонажа действуют как защитные и доброжелательные фигуры. Гэндальф заботится о безопасности и успехе Бильбо Бэггинса в «Хоббите». Тем временем Оберон в «Сне в летнюю ночь» руководит радостным союзом Тесея и Ипполиты.

В пленительном мире Дж.Р.Р. «Хоббит» Толкиена, как книга, так и киноверсия, представляют собой интригующую сцену, где Гэндальф спасает Бильбо и гномов из лап троллей. Он добивается этого, вызывая жаркий спор среди троллей, эффективно отвлекая их и предотвращая любую потенциальную опасность. Эта хитрая тактика напоминает озорную фею Пак из шекспировского «Сна в летнюю ночь». Пытаясь предотвратить вред, Пак намеренно разжег спор между Деметрием и Лисандером, позволив им погрузиться в ссору и не обращать внимания на любую надвигающуюся опасность.

Как геймер, погруженный в захватывающие миры «Сна в летнюю ночь» и «Хоббита», я не могу не заметить жуткое сходство между загадочными лесными массивами, которые доминируют в обеих историях. Согласно интерпретации Хопкинса, эти леса символизируют глубины нашего подсознания. В «Сне в летнюю ночь» мы видим дикий афинский лес, а в «Хоббите» — Молочный лес.

Открыто выражая свое пренебрежение к Шекспиру, Толкин черпал вдохновение как минимум в трех шедеврах драматурга: «Макбет», «Король Лир» и «Сон в летнюю ночь», создавая «Хоббита» и «Повелителя мира». Кольца». Вместо того, чтобы подражать стилю письма Шекспира, Толкин стремился улучшить его путем:

Смотрите также

2024-05-10 00:32