Дебютный полнометражный фильм Максима Жана-Батиста Боуза «Слушайте голоса» о горе, прощении и сохраняющихся последствиях колониализма

Дебютный полнометражный фильм Максима Жана-Батиста Боуза «Слушайте голоса» о горе, прощении и сохраняющихся последствиях колониализма

Как опытный киноэнтузиаст, проявляющий большой интерес к фильмам, глубоко затрагивающим человеческие эмоции и социальные сложности, я нашел «Слушай голоса» (Kouté vwa) невероятно трогательным и заставляющим задуматься кинематографическим опытом. Режиссер Максим Жан-Батист создал глубоко личное повествование, которое глубоко находит отклик у зрителей, опираясь на трагическую потерю своей семьи и направляя его в мощное исследование горя, прощения и затяжных последствий колониализма.


Французская Гвиана редко изображается в фильмах, но когда это происходит, вы можете мельком увидеть ее потрясающие пейзажи, густые джунгли, береговые линии или даже ее золотые прииски. Однако режиссер Максим Жан-Батист, снявший «Слушай голоса» (Kouté vwa) и демонстрируемый в секции «Кинематографисты настоящего» на кинофестивале в Локарно и представленный компанией MoreThan Films, сознательно избегал этих живописных настройки как можно больше.

Когда EbMaster спросил о том, как он изображает Гвиану, Жан-Батист сослался на французский приключенческий фильм 1970-х годов «Жан Гальмо, авантюрист» как на пример своего подхода. Примечательно, что его отец появился в массовке в этом фильме, и эта связь важна в его работах «Nou Voix» (2018) и «Moune Ô» (2021). По сути, большая часть творчества Жана-Батиста глубоко укоренена в семейных делах. Помимо упомянутых названий, он сотрудничал со своей сестрой Одри Жан-Батист над «Слушай медведя наших образов» (2021), и вместе они написали «Слушай голоса».

Фильм «Слушай голоса» — это не только о сотрудничестве, но и о душераздирающей личной утрате, которая его инициировала. В 2012 году трагически погиб двоюродный брат режиссера Лукас Диомар, в результате чего его семья оказалась в убитом горем состоянии, от которого они до сих пор пытаются оправиться. Во время летних каникул 13-летний Мелрик, племянник Лукаса, сбегает от монотонной жизни в Стейнсе, Париж, и остается со своей бабушкой во Французской Гвиане. В то время как Николь, заботливая бабушка Мелрика, кажется, каким-то образом справляется, Янник, ставший свидетелем смерти своего близкого друга, по словам Жана-Батиста в интервью EbMaster, застрял во временной петле. Режиссер, стремясь изобразить эти различные стадии горя, спросил себя: «Как я могу создать фильм, который потенциально мог бы помочь в процессе их исцеления?»

Название фильма «Kouté vwa», что на французском креольском означает «Слушай голоса», прекрасно отражает его поэтическую тему: гармоничное сочетание переплетающихся свидетельств. Фильм, основанный на проникновенном повествовании, раскрывает эти разнообразные голоса и создает среди них эхо-камеру. Команда, стоящая за производством, работала над этим коллективно. Жан-Батист спросил: «Как бы вы хотели, чтобы вас изобразили? Мы удалили много сцен, которые не соответствовали их предпочтениям; это был совместный процесс». Эти совместные усилия приводят к захватывающему слиянию документального и художественного кино. Интересно, что Жан-Батист отмечает, что, как ни удивительно, «художественная литература обеспечила дистанцию, благодаря которой мне, как и главным героям, было легче делиться своими историями».

Как любитель кино, я оказался в сложной ситуации, когда дело дошло до интервью Николь для моего документального фильма. Казалось, ей неудобен формат вопросов и ответов, поэтому мы с Одри решили переработать сценарий, сделав его более похожим на увлекательное художественное произведение. Тем не менее, Жан-Батист не отошел далеко от своих документальных корней. Захватывающее начало фильма «Слушай голоса», в котором демонстрируется замедленное телевизионное освещение карнавала, посвященного памяти Лукаса, является продолжением моих прошлых фильмов, которые в значительной степени опирались на архивные кадры. Я стремился сохранить эту эстетику, превратив ее в кинематографическое путешествие, сочетая при этом более органичный подход.

В одном из самых ярких моментов фильма Николь изображена едущей по живописному шоссе, а Мелрик рядом с ней. Камера фокусируется на выражениях их лиц, и воспоминания нахлынули на них. Одно из таких воспоминаний связано с неожиданной стычкой с мужчиной, связанной с кончиной ее сына. Движимая горем и жаждой мести, она была готова отомстить преступнику, добиваясь справедливости. Хотя в конечном итоге она решила не предпринимать никаких действий, эта история все же дает понимание истоков этого акта насилия, намекая на его исторические корни.

Под поверхностью повествование Жана-Батиста исследует не только темы горя и прощения, но и сохраняющееся воздействие колониализма – формы насилия, которая отказывается исчезать. Он умело вплетает эту сложную проблему в историю, не делая ее явной, поскольку она нелегко согласуется с переживаниями персонажей. «Я решил позволить им выразить себя своими словами, — объясняет он, — потому что у меня есть свои взгляды: я считаю заморские департаменты Франции колониями. Однако не все со мной согласны… Например, Николь Я не признаю этого, и я должен уважать ее точку зрения».

Хотя «Слушай голоса» был задуман, чтобы помочь персонажам частично пережить горе, горе в конце концов не исчезает – точно так же, как колониальное насилие, которое все еще присутствует и лежит в основе межличностного насилия. Эта категорическая двусмысленность намекает на двусмысленность повествования, которое предлагает фильм: «Мы не можем знать, останется ли Мелрик здесь или вернется во Францию, и повторится ли насилие снова. Мы не знаем, как Николь справится с будущим: она не сможет навсегда сохранить жизнь Мелрика. В какой-то момент ему придется жить самостоятельно».

Смотрите также

2024-08-14 16:49