Чешские кинематографисты делают ставку на Новый закон, который вызовет новую волну популярности

Год назад в Праге наблюдался тревожный спад съемочной активности, а обычно оживленные съемочные площадки и улицы чешской столицы были заметно менее оживленными. Известная как один из самых активных продюсерских центров Европы, Чешская Республика испытывала на себе последствия как забастовок в Голливуде, так и хаоса, связанного с системой скидок, которая была закрыта для новых заявок в течение большей части 2023 года.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Год назад на этом этапе у меня все шло довольно медленно», — объясняет Дэвид Минковски, руководитель производственного отдела Stillking. «У меня было мало звонков, не так много бюджетов, над которыми нужно было работать, и мы привлекали лишь минимальное количество скаутов». Перенесемся в настоящее время, и там почти так же оживленно, как и до забастовки».

Или:

Дэвид Минковски, руководитель производственного отдела Stillking, вспоминает, что в прошлом году в это время было неспокойно. У него было мало звонков, мало бюджетов и лишь небольшое количество консультантов. Однако сегодня ситуация почти такая же напряженная, как и до забастовки.

Этот рост частично обусловлен восстановлением Голливуда после забастовок работников в 2023 году, которые привели к перебоям в производстве по всему миру. Однако значительный всплеск произошел также в результате принятия нового закона об аудиовизуальной сфере. Сторонники этого закона утверждают, что он модернизирует чешскую киноиндустрию и сделает ее более конкурентоспособной в условиях острого соперничества между соседними странами за привлечение большего количества международных кинопроизводителей.

По словам Хелены Бездек Францковой, генерального директора Чешского аудиовизуального фонда, которому был проведен ребрендинг, организация нуждалась в развитии, поскольку ее прежняя структура устарела. «Для нас стало важным соответствовать аудиовизуальной политике других стран. Мир находится в состоянии постоянного изменения, и мы должны соответствующим образом адаптироваться», — сказала она.

В этом году на EFM (Европейском кинорынке) в рамках Берлинале экспертам отрасли будет представлен обновленный закон об аудиовизуальной индустрии. Чешский аудиовизуальный фонд в сотрудничестве с Рынком совместного производства Берлинале организует обсуждение 18 февраля. Среди участников будут Францкова, Петр Тихий (генеральный директор студии Barrandov Studios в Праге) и Вратислав Шлайер (председатель Ассоциации аудиовизуальных продюсеров).

В новом законодательстве одним из важных аспектов является повышение национальных стимулов для производства фильмов в реальном времени с 20% до 25%, а также введение 35%-ного стимулирования для цифрового производства и анимации. Кроме того, максимальная сумма претензий по каждому проекту увеличилась почти втрое и приблизилась к 19 миллионам долларов.

Обновленный Чешский аудиовизуальный фонд расширит свою помощь на более разнообразную продукцию по сравнению с предыдущей версией, оказывая адресную поддержку не только фильмам, но и телесериалам, видеоиграм и анимационным проектам. Ожидается, что бюджет этого нового фонда значительно увеличится из-за положения, согласно которому международные стриминговые платформы впервые должны будут платить сборы; затем эти средства будут выделены правительством, и, по оценкам, годовой бюджет составит около 92 миллионов долларов.

Реакция индустрии была восторженной: Томаш Груби из известной телевизионной продюсерской компании Nutprodukcia назвал принятие закона «значительным достижением», а Шлайер из ассоциации продюсеров заявил: «Это, безусловно, подстегнет чешскую аудиовизуальную индустрию». Минковски считает, что обновленная система поощрений «определенно приближает нас к тому, чего мы должны достичь», чтобы продолжать привлекать иностранные постановки, такие как «Носферату», претендент на премию «Оскар», снятый в основном в Баррандове.

Предлагаемые изменения значительно обновят местное телевизионное производство, что обеспечит существенный подъем в отрасли, которая находится в упадке. Чешская национальная телекомпания, испытывающая финансовые трудности, и международные потоковые сервисы, которые медленно проникают на внутренний рынок, являются ключевыми факторами, способствующими необходимости изменений. Как заметил Груби, оригинального шоу от Netflix еще не было. Однако Мартин Вандас из известной анимационной студии Maur Film, которая представляет «Сказки из волшебного сада» в секции Generation Kplus Берлинале, рассматривает эти стимулы как укрепление традиционно сильного анимационного сектора Чешской Республики. Он считает, что они расширят возможности для создания и продюсирования телесериалов, а также сотрудничества с местными и зарубежными партнерами в рамках подобных проектов.

Освоение неизведанных территорий на мировом рынке привлекает местных художников, что является важной вехой на пути к расширению чешской индустрии. Как отмечает Шлайер, «У нас появилось новое поколение, которое разбирается как в аудитории, так и в творчестве». Сейчас главное — обеспечить более надежное финансирование и наладить больше международных связей. Это означает расширение масштабов наших проектов с учетом глобальной перспективы, а также привлечение более сильных партнеров для совместного производства в международном масштабе.

Режиссер Иржи Мадл, чья историческая драма «Волны» была номинирована на премию «Оскар» за лучший международный полнометражный фильм, считает, что чешская киноиндустрия готова к возрождению. Он выражает свой оптимизм словами: «Я чувствую, что мы находимся в более выгодном положении, чем в прошлые годы». Однако он подчеркивает, что сейчас отрасли не хватает глобального признания, заявляя: «Я считаю, что прямо сейчас нам нужно быть в центре внимания международного сообщества.

Действие фильма Мадла «Волны» происходит в период расцвета чехословацкого кинематографа, поскольку в нем рассказывается о настойчивых журналистах-расследователях, оказавшихся на пороге вторжения войск Варшавского договора под руководством СССР в Чехию в 1968 году. Возможно ли, что мы станем свидетелями еще одной эпохи чешской «Новой волны»?

Он замечает: «Я чувствую, что что-то расцветает». «Оно вот-вот лопнет», — продолжает он. «Я чувствую, что мы стоим на пороге важного события».

Смотрите также

2025-02-15 11:18