Легендарный южноафриканский драматург Атол Фугард, создатель таких пьес как «Мастер Гарольд… и мальчики», «Дорога в Мекку», «Босман и Лена» и «Урок от алоэ», скончался в минувшую субботу в возрасте 92 лет.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
Хотя причина его смерти не была раскрыта, правительство ЮАР подтвердило кончину Фугарда. Они заявили, что Южная Африка скорбит о потере одного из своих самых выдающихся литературных и театральных деятелей, чья работа значительно повлияла на культурную и социальную ткань нашей страны. Это было сообщено агентством AP.
Фугард представил глубокие и душераздирающие изображения жизни в южноафриканской апартеидной системе на глобальных сценах вроде Бродвея, вызвав международное возмущение, которое в конечном итоге способствовало демонтажу этой системы внутри страны. Тем самым он расширил границы распространения южноафриканского драматургического творчества за пределы своей родины. Помимо того что Фугард был драматургом, он также являлся актером и режиссером, а многие из его произведений были позже экранизированы.
2014 год был ознаменован тем, что NPR назвал Атхола Фугарда эквивалентом Теннесси Уильямса или Юджина О’Нила в биографической статье о Южной Африке.
В начале работы Фугарда вызвали критику из-за того, что символизм преобладал над хорошо разработанными персонажами. Чтобы учесть эту обратную связь, он некоторое время экспериментировал со своим стилем, но в итоге вернулся к созданию традиционных структурированных пьес. Как и многие другие писатели его поколения из Южной Африки, он столкнулся с творческой дилеммой после окончания апартеида. Начиная с начала 90-х годов его пьесы стали более интроспективными и личными.
Фугорд часто получал признание за свою драматургию и режиссуру с номинациями на Тони, но не выиграл ни одной конкурентной премии. Тем не менее, в 2011 году он был удостоен специальной премии Tony как знак признания его жизненных достижений.
Пьеса «Бусман и Лена», действие которой происходит в Южной Африке, рассказывает историю межрасовой пары, изгнанной белыми с их земель и выживающей на илистых берегах реки Сварткопс. Эта постановка была представлена вне Бродвея в 1970 году, где получила премию Оби за лучшую иностранную пьесу для её автора Атола Фугарда. Кроме того, награды получили режиссёр Джон Берри и актриса Руби Ди за свои роли в этой постановке, которая также включала Джеймса Эрла Джонса.
В 1973 году состоялась южноафриканская экранизация пьесы с Атолом Фугардом в роли Боэсмана и Ивонн Брайселд в роли Лены. Тем не менее, этот фильм появился на экранах США только в 1976 году. Пройдя вперед к 2000 году, ‘Boesmän und Lena’ была переработана как кинофильм под руководством его оригинального лидера театра Off Broadway Берри, с Дэнни Гловером и Анджелой Бассетт в главных ролях.
Хотя ‘Boesman и Lena’ была экранизирована, её принято считать менее известной работой Атола Фугарда по сравнению с такими произведениями, как ‘Урок от алоэ’, ‘Мастер Гарольд’…и мальчики’ и ‘Дорога в Мекку’. Однако постановка 1989 года в театре Whole Theater в Монтклере, штат Нью-Джерси, получила похвалу от New York Times благодаря вечной значимости тем бездомности и женского насилия, которые стали особенно острыми в американском контексте.
Я дебютировал на Бродвее в 1974 году, сыграв главную роль в спектаклях ‘Siwe Banzi is Dead’ и ‘The Island’, которыми также руководил. Обе постановки были номинированы на премию Тони как лучшая пьеса, а я был номинирован как лучший режиссер за обе эти работы.
В 1980 году состоялся бродвейский дебют пьесы ‘Алоэ’, написанной Атолом Фугардом, что стало его третьей номинацией на премию Тони в категории ‘Лучшая пьеса’. Нью-Йорк Таймс высоко оценил способность Фугарда передать суть жизни в кажущемся оставленном Богом мире, особенно в период апартеида в Южной Африке. Несмотря на политический контекст, сила и правда пьесы выходят за пределы её родной земли. Критики считают ‘Алоэ’ одной из лучших работ Фугарда, если не самой лучшей его пьесой. Персонажи этой постановки сталкиваются с изгнанием, безумием и изоляцией как единственными доступными вариантами. Что отличает ‘Алоэ’, так это способность Фугарда изображать мужество и честность, присущие этим тяжёлым выборам. Используя стиль, напоминающий Беккета, Фугард мастерски исследует человечность посреди апокалипсиса, применяя лаконичные, прямые и иногда юмористические диалоги.
В 1982 году пьеса ‘Мастер Харлод’ и мальчики впервые появилась на Бродвее под руководством Фугарда после потрясающего успеха в театре Йельского университета (New Haven), что привело к четвертому номинанту для автора за лучшую пьесу и еще одной номинации для режиссуры. Этот мощный антивоенный спектакль против апартеида был возрожден через два десятилетия на сцене Риальто. В 2003 году ЭбМастер задавался вопросом, остается ли эта работа актуальной для Фугарда и его всего творчества до конца апартеида. Ответ, согласно ЭбМастеру, был осторожно да.
В 1962 году пьеса «Кровавый узел», которую считают прорывом для Атола Фугарда, была представлена в Йоханнесбурге. Эта постановка рассказывает историю двух братьев — одного с темной кожей и другого, способного выдавать себя за белого из-за более светлого оттенка кожи. В 1985 году она получила бродвейскую постановку под руководством Фугарда; главные роли исполнили он сам и Заке Мокае. Пьеса принесла Фугарду пятую номинацию на премию Тони за лучшую пьесу. Переживания светлокожего брата, связанные с его способностью «проходить», оставили эмоциональные шрамы, а расовые напряжения между братьями, возникшие из-за их детских различий, усиливаются в борьбе обоих за белую женщину. EbMaster охарактеризовал это как «яркое театральное столкновение». До бродвейского представления Нью-Йорк Таймс высоко оценил актерские способности Фугарда — он был «выразительным исполнителем на сцене, умело изображая трагические стороны своего персонажа и одновременно демонстрируя скрытую склонность к комедии» — и объявил возрождение «Кровавого узла» поводом для праздника.
1988 год увидел постановку ‘The Road to Mecca’ вне Бродвея с самим Атоллом Фугардом, Ивонн Брайсланд и Эми Ирвинг. В бродвейской постановке 2012 года участвовали Карла Гуджино, Джим Дэйл и Розмари Харрис. Название не относится к священному мусульманскому месту, а символизирует необычный сад скульптур старой вдовы в южноафриканской пустыне. Несмотря на кажущуюся политическую нейтральность сюжета, Нью-Йорк Таймс отметила в 1988 году, что Фугард использовал простую художественную философию мисс Хелен как мощное выражение того, что значит быть истинным художником в любое время и место. Как сущность южноафриканского драматурга, бросающего вызов правительству, отражается в Мисс Хелен, так же дух каждого, кто упорно борется за справедливость в зачастую одинокой борьбе.
В 1991 году была выпущена экранизация фильма ‘Дорога к Мекке’, режиссёрами которой выступили Фугард и Питер Голдсмидт. В главных ролях снялись Фугард, Брайслэнд и Кэти Бейтс.
Фудгард написал роман 1980 года «Tsotsi», который послужил вдохновением для фильма Гэвина Хоода 2005 года, получившего Оскар за лучший фильм на иностранном языке и множество других наград. Эта история разворачивается в южноафриканском городке Совето, фокусируясь на молодом преступнике (название переводится как «бандит»). Под давлением обстоятельств он вынужден заботиться о ребенке, что приводит к эволюции его характера от бессердечного к более сострадательному. Критик Роджер Эберт отметил, что фильм не романтизирует бедность и не пытается сделать Цоци более симпатичным; любое признание в адрес фильма заключается не в том, что он трансформирует героя в хорошего человека, а скорее в том, что отходит от образа злого.
Атхол Фугард родился в Миддлбурге, скромном городке, расположенном в пустынном регионе Восточно-Капской провинции Южной Африки. Его воспитание происходило под руководством матери-африканера и отца-англофона, которые жили в Южной Африке. В молодые годы семья переехала в Порт Элизабет, место, ставшее сценой для многих пьес Фугарда.
Фугард изначально изучал философию и социальную антропологию в университете Кейптауна, но не завершил свою степень перед отъездом; вместо этого он путешествовал по Африке полгода и работал моряком на Дальнем Востоке два года. Желание стать писателем у него всегда было, однако он углубился в театр только после возвращения с Дальнего Востока и знакомства с актрисой Шейлой Мэйринг. Они поженились в 1956 году и впоследствии основали экспериментальную театральную группу, вместе написав большую часть их материалов.
1958 год стал тем годом, когда пара переехала в Йоханнесбург. Здесь Фугард нашел работу государственного служащего и был назначен на службу к суду комиссара по делам коренных народов. Этот суд играл ключевую роль в определении через судебные решения нарушений паспортных требований мест проживания, работы и путешествий для южноафриканцев всех этнических групп. Эти встречи послужили вдохновением для пьес Фугарда. Как цитирует The Paris Review, Фугард сказал: ‘За шесть месяцев работы в этом зале суда я стал свидетелем большего страдания, чем мог вынести. Я начал понимать механику моей страны.
В начале пьесы Athol Fuard были «No-Good Friday» и «Nongogos». Однако именно его пьеса «The Blood Knot», премьера которой состоялась Off Broadway с участием J.D. Cannon и Джеймса Эрла Джонса в 1960-х годах, а также была поставлена в Лондоне и транслирована по телевидению как в США, так и в Великобритании, принесла ему международную известность. «The Blood Knot» ознаменовал начало «Семейной трилогии» Фуарда, которая позже включала «Hello and Goodbye», поставленную Off Broadway в 1969 году с Мартином Шином и Коллин Деухарст, а также «Boesmman and Lena», ставшую на сцене в том же году.
В 1990-х и начале 2000-х годов, после окончания апартеида, пьесы, которые он написал, не получили глобального признания, которого достигали его работы, вдохновленные периодом апартеида. Эти произведения, такие как «Playland» (1992), «Valley Song» (1996) и «The Captain’s Tiger» (1997), были автобиографически насыщенными. Его пьеса 2002 года, «Sorrows and Rejoicings,», сосредоточилась на поэте, который возвращается в Южную Африку после долгого отсутствия.
В конце концов, он переосмыслил свою родину в своих произведениях: ‘Victory’ (2009), где глубоко исследовал ЮАР после апартеида, и ‘The Train Driver’ (2010), предложивший аллегорическую рефлексию о коллективном раскаянии белых южноафриканцев за период апартеида.
В свои восемьдесят лет Фугард продолжал заниматься творчеством, написав пьесу ‘Тень Колибри’ и сыграв в ней главную роль в возрасте 81 года в 2014 году. Это интроспективное произведение было основано на его личных дневниках. Постановка с двумя персонажами рассказывала о пожилом человеке, который глубоко погрузился в интеллектуальные занятия, и его молодом внуке.
В 2015 году его последняя постановка «Painted Rocks at Revolver Creek», которая была глубоко трогательной и заставляла задуматься, вышла на офф-бродвейской сцене. Эта пьеса вдохновилась историей недооценённого южноафриканского художника, подобно тому как это произошло в «Road to Mecca». Как и в той работе, искусство выступает мощным символом человеческой ценности и достоинства.
Помимо участия в собственных проектах, Фугард также появлялся в работах других авторов. Он снялся в фильме Питера Брука ‘Встречи с удивительными людьми’ (Meeting With Remarkable Men) в 1979 году, а также сыграл генерала Яна Смута в оскароносной картине Ричарда Аттенборо ‘Ганди’ (Ganhi) в 1982 году и в фильме Роланда Джоффе ‘Полевые убийства’ (‘The Killing Fields’) в 1984 году.
В число выживших входит его жена, Шейла.
Смотрите также
- Объяснение неожиданного и подрывного финала Аноры
- Бета-фильм, премьера эпического фильма Роберта Лантоса «Восстание ворона» на Mipcom Cannes, тизер Drops (ЭКСКЛЮЗИВ)
- 3 боевика на Netflix, которые нужно посмотреть в апреле 2024 года
- Лори Харви ошеломляет на обложке Playboy — посмотрите реакцию Хейли Бибер и Беллы Хадид!
- Объяснение науки о проблеме трех тел
- Команда «Бруталиста» анонсирует новый мюзикл «Энн Ли» со звездным составом
- Австралийский актер Джай Кортни выходит с редко видной маленькой дочкой и партнершей Диной Шихаби во время шоппинга в Нью-Йорке.
- Все 16 любовниц Тони в сериале «Клан Сопрано» по порядку
- Романтические фильмы, которые стоит посмотреть этим летом
- Объяснение девизов семейного дома «Игры престолов»
2025-03-10 17:48