Альфа’: обзор фильма, в котором зараженная татуировка превращается в мучительный аллегорический рассказ о СПИДе в фильме Джулии Дюкурно ‘Rotten’, следующем за ‘Титаном

Похоже, что всплеск высокоуровневых аллегорий СПИДа на кинофестивалях может быть реакцией на неожиданные последствия COVID-19. Размышления о прошлом опыте помогают нам понять ситуацию, и кажется, что предыдущая пандемия стала ярким напоминанием для художников. Уроки, извлечённые из борьбы с этим кризисом, помогли более сострадательным образом справляться с последующими вспышками.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Дебютный фильм Юлии Дюкурно ‘Alpha‘, вышедший через два года после победы фильма ‘Титан’ на Каннском кинофестивале с Пальмовой ветвью, является одним из трех научно-фантастических фильмов, представленных в этом году, которые используют вымышленное, символическое заболевание для исследования боли и потерь кризиса СПИДа. Другие фильмы категории включают ‘Чуму’ и ‘Загадочный взгляд фламинго’. Также есть другие последние артхаус-фильмы: ‘Фэйриленд’, ‘Все мы чужие’ и ‘Джимпа’. Среди этих фильмов ‘Alpha’ пожалуй самый сложный для просмотра. Фильм рассказывает историю тринадцатилетней девочки (Мелисса Борос), которая возвращается домой с вечеринки со сделанным своими руками татуировкой, при этом повествование прямолинейно откровенно, но смущающе туманно.

Как прошла игла? Была она стерилизована или нет? Голфшифт Фархани, исполняющая роль матери Альфы, отчаянно хочет знать это, её мысли возвращаются к вирусу, который восемь лет назад превратил её брата Амина (в исполнении Тахара Рахима), бывшего наркозависимого, в безжизненную статую. Эта конкретная болезнь имеет такие последствия, заставляя жертв выделять меловую пыль и постепенно окаменевать их тела. Альфе было только 5 лет, когда Амин заразился этой болезнью, и теперь она едва помнит его, смешивая свои воспоминания (изображенные красновато-золотым цветом) с тревожными сценами её нынешней вирусной озабоченности, окрашенными в синий цвет. Эти воспоминания кажутся ‘dream within dreams’, как выразился стих, который Альфа слушает на уроках английского.’

Обеспокоенная тем, что её дочь могла заразиться болезнью, мама Альфы — преданный своему делу медицинский специалист, специализирующийся на лечении этой кровяной инфекции — немедленно повезла её в клинику для инъекций против столбняка и анализов крови. Однако дело было в конце 90-х годов, из-за чего им пришлось ждать несколько недель более точного диагноза. За это время большинство одноклассников Альфы в школе казалось верили, что она больна… но чем могло их привести к такому заключению? ВИЧ может передаваться через инфицированные иглы, но не помню случаев, когда люди избегали татуировок в 90-е годы.

Фильм Дюкурно «Альфа» можно рассматривать как продолжение ее жанра боди-хоррор, который включает предыдущие работы вроде «Сырого» (где рассматривается принятие каннибализма) и «Титан» (исследуя принятие внутреннего монстра). В отличие от этих фильмов, в «Альфе» главная героиня еще не достигла половой зрелости, а является предподростковой девочкой. У нее есть одноклассник Адриан (сыгранный Луи Эль-Амруси), которого она считает своим парнем до некоторой степени, однако Альфа отказывается участвовать с ним в сексуальных отношениях. Вместе с тем, Адриан недостаточно зрел, чтобы поддержать ее в школе, и он также встречается с другой девушкой.

Это не так широко известно, но франкоговорящие актеры Фарахани («Патерсон») и Рахим («Пророк») являются невероятно талантливыми исполнителями своего поколения. Режиссер Дюкурно испытывает их на прочность в этом фильме, где Рахиму пришлось значительно похудеть — его трансформация сравнима с трансформацией Хоакина Феникса для роли Джокера — а Фарахани играет сестру, которая остается стойкой несмотря на то, что ее безнадежно любимый человек покончил жизнь самоубийством прямо перед ее глазами.

Печально наблюдать за тем, как выдающиеся актёры глубоко погружаются в роли, которые остаются довольно типичными и граничат с клише по стандартам американского независимого кино. Фильм затрагивает темы, такие как зависимость или СПИД, но не вполне ясно, борется ли Альфа со страхом заражения или чрезмерной тяжестью забот своей матери. Во время посещения больницы она встречает своего учителя английского (Финнегана Олдфилда) и его инфицированного партнёра в приёмном покое, проявляя ту сострадательность, которую режиссёр Дюкурно надеется вызвать у зрителей. Однако кажется несправедливым, что только Альфа понимает произошедшее, когда позже видит его плачущим на уроке.

Альфа выражает своей матери: ‘Я слишком молод для этого!’ Это чувство, которое зрители вероятно разделяли в течение всего фильма, подразумевает несправедливость возлагать такую ответственность на тринадцатилетнего подростка. Первый кадр фильма, где камера отдаляется от следов на руке Амина, показывает пятилетнего ребенка по имени Альфа, который рисует что-то похожее на созвездие маркером на своей коже. Когда его спрашивают, кого он поймал, Альфа отвечает: ‘Я поймал кое-что,’ и открывает ладонь, показывая божью коровку. Однако если вы уловили скрытый смысл, то находитесь в двух часах от фильма, который часто возвращается к этой сцене.

В фильмах «Сырой» и «Титан», режиссер Юлия Дюкурн вызвала зрителей заглянуть в мрачные уголки нашей души, но такое исследование кажется несправедливым при показе плача ребенка или актрисы рядом с безжизненным телом любимого. А как мы должны интерпретировать хаотические сцены, такие как та, где Амин грубо выдергивает Альфу из кровати и толкает её на ужасающее путешествие под влиянием песни Ника Кейва «The Mercy Seat»? Дукурн показала превосходный звуковий дизайн, заставляя нас задыхаться от напряжения, умело воссоздавая угнетающую паранойю 90-х годов — эпохи, когда хулиганы бросали гомофобные оскорбления и один случай кровотечения в общественном бассейне мог вызвать всеобщий страх. Как поклонник, я нахожу это исследование одновременно захватывающим и тревожным.

Вместо графической демонстрации передачи ВИЧ, как в фильме ‘Дети’ Ларри Кларка, изображение этой темы в ‘Роу’ Жюльен Дюкурно менее тревожно, но все равно вызывает беспокойство из-за сцены с использованием презервативов для Альфы, учитывая ее юный возраст. Более действенным подходом могло бы быть прямое обращение к проблеме СПИДа вместо использования метафорического процесса, при котором плоть превращается в мрамор и затем рассыпается в пыль. В итоге эта фантастическая фоссилизация настолько эстетически привлекательна, что неожиданно смягчает предшествующий ужас, предлагая катарсическое завершение мрачного повествования Дюкурно.

Смотрите также

2025-05-20 01:17