Почему Аннеси стало неотъемлемой частью моего фестивального календаря: это мировая столица анимации.

Когда кто-то спрашивает меня о любимом кинофестивале, обычно ожидают ответа с высшими событиями, эксклюзивными мероприятиями вроде Венеции или Канн, где проходят показы на красной дорожке и длительные аплодисменты, а победоносный режиссер забирает домой золотую награду, например льва, медведя или пальмовую ветвь.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Люди могут этого не ожидать, но самым заметным пунктом моего маршрута оказывается Аннеси, вопреки стереотипам о традиционном кинофестивале. Вместо этого он сочетает черты как Комикон, так и Канн, особенно акцентируя внимание на анимации.

Или более кратко: Неожиданно главным местом в моем туристическом календаре становится Аннеси — это не обычный кинофестиваль, а скорее смесь Комикона и Канн с акцентом на анимацию.

По моему мнению, анимация выделяется как самая творческая и воображаемая форма кино. В отличие от традиционного кинематографа, который заключается в съемке реальных сцен, анимация начинается с чистого листа — каждый визуальный элемент кропотливо рисуется, моделируется или создается с нуля. От классических произведений вроде «Белоснежки» до техники стоп-моушн, все образы рождаются из воображения художников и применяются удивительные методы для создания иллюзии живости их творений.

Аннси — фестиваль, посвященный искусству анимации в различных его проявлениях. В течение недели он представляет анимационные работы различной продолжительности, созданные как для больших экранов, так и для маленьких устройств. Фестиваль приветствует все виды анимации: от традиционных рисованных до современных компьютерных произведений. Это инклюзивная платформа, которая демонстрирует широкий спектр стилей, включая замысловатую технику вырезок из бумаги, используемую Мишелем Окелотэ, или подход живой картины, который можно увидеть в «Любящий Винсент».

За последние несколько десятилетий анимация могла показаться незначительной частью киноиндустрии и даже на грани исчезновения. Славные времена Disney казались пройденным этапом, а анимационные отделы в DreamWorks и Warner Bros. сталкивались с трудностями. Тем не менее, после того как Pixar изменила представление об этой форме искусства 30 лет назад фильмом ‘История игрушек’, продемонстрировав огромные возможности компьютерной анимации, крупные голливудские студии полностью приняли этот вид развлечений.

В прошлом году четыре из шести самых прибыльных фильмов были анимационными: ‘Inside Out 2’, ‘Moana 2’, ‘Despicable Me 4’ и ‘Муфаса: Король Лев’. Эти фильмы собрали более миллиарда долларов каждый, при этом ‘Ne Zha 2’, китайский блокбастер с CGI-графикой, не сильно отстал, побив все рекорды кассовых сборов, заработав около $1.9 млрд. По словам Порки Пига, это миллиард с буквой B.

Не удивительно, что Аннеси привлекает больше американских студий по сравнению с Каннами каждый год. В то время как показ фильма ‘Шрек’ Джеффри Катценберга на Каннском кинофестивале был значимым событием, а студии Pixar представили фильмы ‘Элементарные частицы’ и ‘Вверх’ на Круазетт — что указывает на место анимации в престижном французском кино-фестивале — именно в Аннеси можно встретить больше членов Академии. Кроме того, Disney/Pixar, Warner, Universal (которая владеет Illumination и DreamWorks), Paramount/Nickelodeon и Netflix не только представляют новые работы на Международном кинофестивале анимационных фильмов (MIFA) в Аннеси, но также занимаются поисками талантов во время кинопоказов и мероприятий по налаживанию деловых контактов.

Как поклонник кино могу признаться: Аннси – не просто красивый городок; это мечтательное место для всех любителей анимации. Расположенный всего в 30 минутах езды к востоку от Женевы, этот живописный городок предлагает захватывающий вид на свое ледниково-холодное альпийское озеро даже летом. Фестиваль эпицентра расположен в Бонлье и имеет непревзойденный обзор этого чистого озера. Знаете ли вы, что независимый американский аниматор Билл Плимтон регулярно ныряет в ледяные воды каждое утро при посещении? Если у вас найдется свободное время, можно арендовать катамараны или отправиться на параплане над озером! Однако…

Со временем Каннский кинофестиваль (проходящий тремя неделями ранее на Французской Ривьере) все больше акцентирует внимание на анимационных фильмах в своем репертуаре, начиная с одного мультфильма и заканчивая несколькими выборами — это развитие я полностью поддерживаю. Например, в 2024 году будущий лауреат премии Оскар ‘Поток’ был представлен в категории Un Certain Regard, тогда как фильм Мишеля Хазанавичюса ‘Самый ценный груз’ занял престижное место в конкурсе.

Как поклонник кино, я не могу не чувствовать, что такие жемчужины, как работы Сильвена Шомета, например ‘Тройняшки из Бельвиля’, часто теряются среди более чем ста фильмов для выбора. Иногда кажется, словно мастер сидит за детским столом, особенно когда речь идет о таких фестивалях, как Аннеси. Тем не менее, Аннеси поднимает этих же художников на новый уровень и тепло приветствует зрителей всех категорий. В отличие от Канн, где нужны связи в индустрии для посещения показов, Аннеси открыт каждому, с каждым годом набирая популярность — до 17400 участников последний раз, когда я проверял.

Я впервые посетил Аннеси в 2010 году. Это был не просто год для мероприятия, это была его 50-летняя годовщина и важный момент, так как состоялась мировая премьера ‘Despicable Me’. Тогда фестиваль проводился каждые два года из-за недостатка анимационного производства. В то время акцент делался не на премьеры; он стремился собрать представителей индустрии и показать лучшие образцы искусства анимации. В тот год Illumination установила новую традицию, и с тех пор Аннеси принимал многочисленные мировые премьеры (например, ‘Memoire of a Snail’ и ‘The Day the Earth Blew Up’ в 2024 году). Сейчас Netflix использует его для демонстрации всей своей анимационной линейки, а также одной или двух крупных картин. В этом году там состоится премьера фильма Генды Тартаковского ‘Fixed’, следуя за предыдущими релизами вроде ‘Nimona’ и ‘The Sea Beast.’

Я начал примерно каждые два года начиная с 2010 и в результате действительно постарел. Однако публика на фестивале Annecy всегда кажется молодой — не в детском смысле, а скорее как увлеченные энтузиазмом студенты колледжей, любители мультфильмов и перспективные специалисты. MIFA привлекает студентов анимационных вузов со всех уголков планеты, которые приезжают общаться друг с другом и представить свои портфолио потенциальным работодателям.

Большинство участников приехали из Франции благодаря близости к известным учебным заведениям по анимации, таким как Гобелины (расположены в Париже), MoPA (ранее Supinfocom) в Арле и ESMA. Вполне естественно, что такой фестиваль проводится именно здесь: Франция ценит исключительный талант в таких видах искусства, как комиксы (bandes dessinées) и анимация, которые часто считаются менее значимыми формами искусства в других странах. Наблюдая за этими студентами, создающими наброски у озера Аннеси, я постоянно чувствую мотивацию во время перемещения между мероприятиями.

На фестивале царят исключительный уровень энтузиазма и пульсация ожидания, сопровождающаяся специфическими для Аннеси обычаями предварительной проверки. В начале представления зрители складывают из бумаги самодельные самолеты дальнего действия и запускают их со своих мест. Зачастую эти рукотворные летательные аппараты падают быстро, ударяя сидящих прямо под ними в затылок. Однако редко случается так, что один из самолетов взлетает с верхних рядов, долетая до самой сцены, после чего внезапно возникает взрыв аплодисментов. Хотя Канн известен своими продолжительными десятиминутными стоячими овациями, на Аннеси публика спонтанно аплодирует сама себе.

когда на экране появляется кролик, что случается довольно часто в этом медиаконтенте, который породил таких персонажей как Освальд и Багз Банни, зрители хором кричат «Кролик!»

Как новички усваивают эти обычаи? Я не могу сказать с уверенностью, но здесь есть что-то действительно особенное — общая энтузиазм и игривость. В Аннеци аниматоры почитаются как боги, ими восхищаются и чествуют молодые таланты (среди лауреатов этого года Мэтт Гроунинг, создатель ‘Симпсонов’, а также Джоанн Куинн, номинант на Оскар, и Мишель Гондри, который покажет свою последнюю работу). Дома же к аниматорам обычно относятся не как к знаменитостям — скорее как к обычным людям, в отличие от кинозвезд. Однако их уважение поражает: они часто стараются общаться с теми, кого вдохновили. Например, Гильермо дель Торо, когда бывает в городе, собирается вокруг себя поклонников в Кафе дез Артс, оживленном баре в средневековом квартале Аннеци, где беседы продолжаются до поздней ночи.

В этом году кажется меньше событий по сравнению с предыдущими визитами, так как не запланировано крупных мероприятий. Однако есть интересные новости! Энди Серкис планирует представить анимационную адаптацию романа Джорджа Оруэлла ‘Скотный двор’, а Дин ДеБлуа продемонстрирует первый взгляд на свою живодраматическую (хотя преимущественно анимационную) версию ‘Как приручить дракона’. Будут многочисленные презентации о работе в процессе, но я особенно жду продолжение проекта реставрации организаторов фестиваля Anncy. Они постепенно преображают исторические конюшни Харрас в постоянное место для выставок и показов анимации.

Если вы еще не посещали Аннеси, то знакомство с ним укрепит его репутацию мирового центра анимации.

Смотрите также

2025-06-07 16:47