Бразильский режиссер Таня Анайя представила анимационный ролик, подчеркивающий права коренных народов.

За последние несколько лет с момента своего дебюта секция «Контркамп» в Аннеси стала популярным местом для смелых инди-фильмов, и программа этого года демонстрирует исключительную силу.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Среди немногих — дебютный фильм режиссера Мины Герраис Тани Анайи под названием «Ni muenda ju». Это бразильско-перуанское сотрудничество рассказывает о жизни Курта «Ни муенда жу» Ункеля (1883–1945), родившегося в Германии социолога, который провел 40 лет среди коренных общин.

В фильме Питер Кетнат, который играет Курта и также является сопродюсером, был крещен племенем Гуарани в 1906 году и получил имя «Нимуэндаю», что на языке гуарани означает «тот, кто создал себе дом». Этот человек посвятил свою жизнь исследованию различных культур и получению глубокого понимания их особенностей.

Следовательно, он непосредственно наблюдал притеснение, которому подвергались коренные народы, и стал одним из первых западных защитников, привлекших внимание к этим жестоким выселениям.

Директор Таня Анайя направляется в Аннеци в сопровождении бразильского дистрибьютора O2 Play, который владеет как национальными, так и международными правами на её фильм. Перед тем, как представить свой проект аудитории Аннеци, EbMaster провёл беседу с Анайей о творческом пути создания этого полнометражного фильма, процесс которого занял тринадцать лет.

Что привело вас к анимации изначально?

На факультете изобразительных искусств Федерального университета Минас-Жерайс я был поглощён своими занятиями, но анимация не особо интересовала меня из-за ограниченных знаний, кроме тех, что были почерпнуты из фильмов Disney и телемультфильмов, которые не сильно впечатлили меня.

В течение этого периода между Бразилией и Канадой формировалось совместное предприятие по созданию анимационных студий в Бразилии совместно с Национальным кинобюро Канады. Это сотрудничество было представлено в Школе изящных искусств бразильским аниматором Маркусом Магальяйшем, и я был очарован различными фильмами, которые он показал. Эти фильмы демонстрировали разные техники, такие как масляные пастели, цветные карандаши, ацетон, вырезанные фигурки, живопись, пинскрин и другие.

В нашей школе мы основали анимационную студию, и именно там я начал свое обучение. С тех пор я глубоко погружен в этот мир. До сих пор Норман Макларен, выдающийся художник, сооснователь Национальной федерации британских кинематографистов (NFB), остается одним из самых важных влияний на меня.

Как вы встретились с фигурой Курта Нимуэндажу?

Я хотел бы обсудить Курта Нимуэндаджу, человека, который жил в двух разных культурах. ‘Nimuenja’ рассказывает о жизни самоучки, отказавшегося от своей оригинальной фамилии и принявшего вместо нее имя коренного населения.

Нимуендажу разделил своё время на несколько лет между двумя различными сферами: шесть месяцев проводил среди коренных общин глубоко внутри Бразилии и шесть месяцев жил в городском центре Белем. В течение этого периода он тщательно записывал все обнаруженное и пережитое. Живя жизнью, которая соединяла разрыв между «белым миром» и миром коренных народов», между сельскими пейзажами и шумными городами, Нимуендажу был усердным, преданным, страстным и наблюдательным исследователем. С каждой группой коренного населения он преображался вновь, создавая связи любви, обучения и записи их обычаев.

Курт Нимуендадж собрал и систематизировал беспрецедентный объем информации о коренных народах Бразилии, изучая почти пятьдесят различных племен. По сей день его исследования остаются значимыми и ценными.

Для меня его непреклонная приверженность служит источником вдохновения, в то время как путь Нимуендажу предлагает ценные идеи для решения вопросов коренных народов.

Как материал, который вы обнаружили в ходе своих исследований, повлиял на ваш творческий процесс?

Наше исследование, названное Нимуэндажу, базируется на исторических документах, этнографических работах, которые он написал, и записях — будь то личные дневники, письма или материалы, оставленные другими исследователями, изучавшими его. Его тексты и фотографии запечатлевают его энергичный дух, присутствующий в непосредственной реальности. Однако учитывая сложные темы, затрагиваемые этим предметом, мы разработали уникальную методологию для нашего подхода, выходящую за рамки простого исторического анализа.

Мы привлекли антрополога Елену Вельпер в качестве советника на протяжении всего процесса кинопроизводства. Помимо обширных знаний о архивах Курта Нимуэндаджу, она также перевела значительное количество материалов с немецкого и поделилась своим захватывающим энтузиазмом, обращая внимание на детали, которые могли бы остаться незамеченными.

На этапе написания сценария мы получили пользу от опыта антрополога Хулио Сезара Мелати. Он является специалистом по племени Тимбира, исследования которого были проведены Нимуэндаджу и отражены в фильме.

Нашей самой большой задачей было вместить всё это в фильм продолжительностью 80 минут.

Как повлияло участие коренных сообществ, с которыми вы работали, на фильм?

Чтобы по-настоящему передать аутентичную сущность каждой местной общины, мы снимали на месте съемки, погружаясь в их повседневную жизнь и изучая их языки и музыку. Такой подход был решающим для избежания общих стереотипов о культурах коренных народов. Вместо этого мы стремились изобразить каждую группу как отдельную вселенную, богатую уникальностью со своей художественной, культурной, социальной и политической палитрой.

Это столкновение существенно углубило понимание нашей команды, раскрывая аспекты, не представленные явно в сценарии или раскадровке. Питер Кетнаф обнаружил, что его исполнение роли Курта Нимуендаху было особенно улучшено благодаря этому опыту.

Важным элементом во время съемок на месте было фиксирование окружающих звуков, диалогов и традиционных песен от коренных народов. Эти записи послужили основой для создания саундтрека, который составил основу всего анимационного производства.

Съёмки в коренных общинах открыли перспективы, которые мы ранее не рассматривали, готовя нас к новым подходам к повествованию. Сотрудничество с местными жителями оказалось плодотворным, ознаменованным любопытством, командным духом и умением решать даже самые сложные проблемы.

В процессе съемок жители Апинайе воссоздали древнюю традицию, которая была забыта на протяжении сорока лет, согласно записям Курта Нимуэндажу. Это возрождение охватило всю общину и завершилось песней, в которой они искали прощения у предков за забвение традиций.

В сообществе Канале-Ранкокамекра в 1930-е годы члены семьи, такие как дяди, бабушки и дедушки, а также родственники, взаимодействовавшие с Куртом Нимуендойу, были изображены их потомками, включая внуков и племянников. Это придало фильму глубоко эмоциональный и впечатляющий тон.

Заинтересовывает тот факт, что главный герой фильма не имеет безупречного героического образа. Что послужило основанием для сомнений в его героизме?

По словам самого Эйзенштейна: ‘Как мне написать так, чтобы персонаж, независимо от того, кто он есть, сошел со страниц своей истории как осязаемое, живое и дышащее существо, с такой яркостью и убежденностью, что кажется наполовину настоящим для меня?’

Курт Нимуендажу — человек своей эпохи, имел множество недостатков и сомнительных решений, которые кажутся более серьезными в современном восприятии. Однако его непреклонная решимость и неоспоримая эмпатия к коренным народам, среди которых он жил и с которыми завязывал отношения, остаются крайне значимыми сегодня. Его несовершенства служат напоминанием о человеческой природе.

Какими были основные технические сложности при создании этого художественного фильма?

Изначально я выбрал запись живого действия вместо анимации. В 2012 году с минимальной командой мы приступили к этому проекту, который оказался захватывающим путешествием, полным неожиданных событий и спонтанной импровизации в деревнях коренных народов. Из-за ограниченных ресурсов удобства вроде интернета, телефона или даже электричества чаще всего были недоступны, поэтому для съемок мы полагались исключительно на естественное освещение.

Несмотря на то что барьеры языка иногда приводят к недопониманию, съемки в регионе коренных народов оказались для меня глубоко физическим и духовным путешествием, которым я рад был заняться. Возможность общения с местным населением и погружения в их уникальные окружения значительно повлияла на нарратив, который мы стремились донести до зрителей. Как было ранее указано, наш сценарий претерпел значительные изменения после посещения нами поселков коренных жителей.

Для создания этого фильма о периоде необходимо было внести многочисленные коррективы в процесс анимации, хотя некоторые сцены использовали реальные кадры. Например, коренные персонажи носили шорты во время съёмок, но были изображены как обнажённые в анимированной версии. У многих была короткая стрижка, которую нужно было изменить на длинные волосы для анимации. Все элементы были изменены, чтобы точно передать атмосферу начала XX века.

Чтобы гарантировать создание нашими аниматорами правдоподобных изображений, мы организовали обучение реалистичному изображению человеческой формы. Многие из них ранее имели опыт работы в более стилизованной или мультяшной анимации.

Вместо того чтобы полагаться исключительно на ротоскопирование отснятых изображений, мы стремились внести в фильм уникальный художественный штрих. Это означало использование различных вариаций линий и акцента на анатомию, напоминающую стиль Эгона Шиле. Наша цель состояла в том, чтобы трансформировать персонажей, освободиться от ограничений оригинальной съемки и погрузиться в мир фантазии. Для достижения этого мы использовали отснятые изображения только для ключевых рисунков; все остальные элементы были нарисованы вручную в традиционном стиле 2D-анимации.

На каждом этапе возникали новые препятствия. В Бразилии количество полнометражных анимационных произведений остается ограниченным, что приводит к нехватке опытных специалистов и четко определенных карьерных путей. Этот захватывающий путь заключался в обучении через практику, процесс, который продолжается и по сей день.

Какое ваше мнение о текущем состоянии анимации в Бразилии и произошли ли какие-либо значительные изменения или продвижения за время вашей профессиональной деятельности?

В 2023 году, когда вернулось правительство Лулы, аудиовизуальная государственная политика была восстановлена, что принесло чувство стабильности и множество возможностей для сектора. Различные ассоциации, союзы и группы участвуют в регулировании рынка анимации, который значительно расширился и теперь обеспечивает работу многих людей, создавая процветающую экосистему.

Важно адаптировать эти государственные меры для уникальных аспектов анимации. Например, создание анимационного фильма может занимать длительное время, как в случае с ‘Nimue’ (13 лет). Следовательно, требуется дополнительная поддержка из-за продолжительного периода производства. Хотя анимация обычно дороже живых постановок, она значительно сократила затраты по сравнению с последними.

В последнее время мы наблюдаем существенный рост в создании анимационных сериалов, видеоигр и фильмов в Бразилии. Этот расширение не только способствует образованию новых художественных талантов и технических специалистов, но также стимулирует интерес к образованию в области анимации и международным проектам сотрудничества.

Учитывая, что тема фильма глубоко перекликается с текущими мировыми событиями, где меньшинства часто подвергаются преследованиям и даже потенциальному исчезновению, мне интересно узнать ваше мнение о распространении этого фильма сегодня.

Основной сюжет фильма разворачивается вокруг противостояния между ‘западным обществом’ и ‘коренными культурами’ в начале 1900-х годов. К сожалению, это противостояние остаётся актуальным даже спустя более ста лет.

Насилие продолжало разгораться на протяжении XX века. Один из случаев произошел в 1950 году, когда народ Xetá трагически был уничтожен на юге Бразилии. В 1960-х годах строительство огромной дороги в юго-западной Амазонии привело к гибели множества коренных племен. Подобные события развернулись и в начале 70-х годов во время строительства Трансамазонской автомагистрали.

Выжившие общины коренного населения в настоящее время сталкиваются с той же ненавистью и враждебностью, которую они испытывали ранее. Влияние бывшего крайне правого правительства во главе с Болсонару (2019-2022) продолжает ощущаться, выражаясь в поджогах, убийствах местных лидеров, незаконной добыче полезных ископаемых и лесозаготовках на их землях.

В рассказе «Нимуендаджу» наш главный герой прямо сталкивается с местными конфликтами, поскольку находится в самой гуще этих событий при общении со своими туземными сверстниками.

Смотрите также

2025-06-07 15:48