Иранский режиссер Саид Рустае вновь посетил Каннский кинофестиваль со своим последним произведением под названием «Женщина и ребенок». Эта глубокая драма сосредоточена на укреплении позиций женщин, рассказывая о жизни 40-летней вдовы-медсестры по имени Махназ. В условиях строго патриархального общества она борется за управление непослушным сыном, одновременно стремясь к личным изменениям и переменам в обществе.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
После воздействия ‘Братьев Лейлы’, который был показан на Каннах в 2022 году и привел к тому, что режиссер столкнулся с угрозой тюремного заключения за несанкционированные показы, я с нетерпением жду нового творения Рустаея. Примечательно, что несмотря на схожие тематические аспекты, сам Рустам избежал тюрьмы в этом случае.
До того, как я успел даже посмотреть ‘Женщина и ребенок’, этот фильм уже вызвал споры в определенных кругах иранской киноиндустрии. Они обвиняли меня – не посмотрев фильм – в предательстве перед правительством, так как у меня было их разрешение на производство картины. Дополнительным поводом для споров стало то, что все женщины в фильме носят хиджаб, что они считают нереалистичным из-за продолжающегося национального восстания против обязательного правила носить хиджаб.
Как преданный кинофил я поддерживаю Рустаи, который столкнулся с суровыми обвинениями. Мой коллега из Ирана, Мохаммад Расулоф, смело взял на себя эту борьбу. В мае 2024 года он отважился покинуть Иран и отправиться в Европу, избежав тюремного заключения по решению властей нашей страны за свой острый фильм «Семя священной смоквы». Этот мощный фильм был представлен впервые на Каннском кинофестивале прошлого года, где лично присутствовал сам Расулоф.
Здесь Рустаев обсуждает с ЭбМастером тонкости кинематографии среди хаоса в его родной стране и объясняет, почему он не идёт на компромисс со своими принципами.
После выхода фильма «Братья Лейлы» вы сняли еще один фильм, посвященный расширению прав женщин. Можем ли мы сделать вывод, что данная тема имеет для вас важное значение, особенно в Иране?
Фактически, в последних трёх моих фильмах прослеживается общая тема сильных женских персонажей. Как вы видите, эти героини постепенно приобретают большую автономию на протяжении каждой истории. Например, в ‘Братьях Лейлы’ она была самодостаточной, но полагалась на помощь братьев. Однако в текущем фильме главная героиня полностью свободна от каких-либо ограничений, которые были наложены на неё ранее. Она действует самостоятельно, принимает решения независимо, выбирает момент для прощения, осуществляет месть без посторонней помощи, не нуждается ни в чьей поддержке и достигает искупления сама по себе.
Является ли персонаж, сыгранный Париназ Изадияр по имени Махназ, которая сталкивается с трудностями как одинокая мать за сорок, репрезентативным для опыта многих иранских женщин сегодня?
Безусловно, сегодня в Иране много женщин, напоминающих Махназ различными способами. Только среди моих знакомых я могу назвать как минимум 10 таких женщин. Образ Махназ был создан на основе этих выдающихся личностей. Сегодняшнее иранское общество полно независимых матерей, часто одиноких, которые мужественно воспитывают и поддерживают своих детей самостоятельно. Стоит также отметить, что многие женщины в Иране играют значительную роль в финансовой поддержке своих мужей. Эта независимость распространяется не только на духовные и практические аспекты, но и на экономическую самостоятельность. В творческих начинаниях, будь то моя работа или кинопроизводство, я черпаю вдохновение из общества, создавая свои произведения. Ведь моя цель — создавать фильмы, отражающие реалии нашего мира, добавляя немного креативности для преобразования этих опытов в захватывающие повествования. Моя деятельность глубоко укоренена в социальном контексте, и трудно представить создание чего-либо без непосредственного знания или наблюдения.
Фильм получил критику перед выпуском за изображение женщин в хиджабах. Я уже затрагивал этот вопрос ранее, но давайте углубимся в причины такого решения.
После выхода фильма «Братья Лейлы», в Иране вспыхнуло восстание Женщины, Жизнь, Свобода — инициатива, первоначально организованная женщинами и впоследствии резонировавшая во всем обществе. Я открыто поддерживал это движение, которое можно наблюдать не только на моем Instagram, но также в моих повседневных взаимодействиях. Заметно, что это движение вызвало значительные изменения в общественной и кинематографической чувствительности относительно обязательного ношения хиджаба в фильмах. Эта тема уже была деликатной, но после восстания приобрела еще большую остроту.
После выхода ‘Brothers of Leila’, я оказался под пристальным вниманием. Возможно, вы знаете, что столкнулся с судебным разбирательством. Фильм был причастен к одному из триггеров движения. В результате мне присудили шесть месяцев тюремного заключения условно и пятилетний запрет на работу в киноиндустрии. Это означает, что любая незначительная ошибка с моей стороны немедленно приведет меня в тюрьму, и я не смогу снимать новый фильм следующие пять лет.
Несмотря на то, что лично я не одобряю изображение женщин в платках в частных пространствах внутри Ирана, мне кажется, что этот вопрос сейчас привлекает слишком много внимания. Под тяжелым наблюдением это оказалось наиболее эффективным способом рассказать мою историю. Естественно, это влияет на каждого режиссера, работающего в иранском кинематографе, так как все мы находимся под пристальным контролем. Для примера, во время съемок «Женщины и ребенка» производство было неоднократно приостановлено режимом, а меня вызывали для допросов.
Обсудите свой опыт сотрудничества с Изадьяр, исполнительницей главной роли, которая продемонстрировала исключительное и мощное исполнение в нашем фильме.
Работа с Париназ была по-настоящему фантастическим путешествием. Мне требовалась актриса, которая могла бы посвятить себя интенсивным и непрерывным репетициям на протяжении как минимум шести месяцев, а также быть щедрой со своим временем. Удивительно, но Париназ посвятила не только десять месяцев, но почти целый год, отказавшись от всех других дел, исключительно сосредоточившись на репетициях, после чего воплотила персонажа Маннази в жизнь.
Как проходил репетиционный процесс?
Опыт был невероятно сложным. Каждый день мы работали в моей студии не менее восьми часов для постановки, иногда до десяти или даже шестнадцати часов. Я стремился найти актрису, которая могла бы по-настоящему воплотить образ Махназ, и к концу Периназ стала неотличимой от своей роли на съемочной площадке. Да, была обычная подготовка: установка сцен и репетиции, но она уже глубоко впитала персонажа в себя. Процесс был таким тяжелым для нее, что ее волосы начали седеть во время съемок. На самом деле, к концу съемок у нее было столько естественного серебра волос, что нам пришлось окрасить их снова в черный цвет для непрерывности.
Судя по тому что я слышал, этот фильм был произведен при наличии разрешения, из чего следует, что сценарий был рассмотрен и одобрен после вашего осуждения и значительной критики от вашей предыдущей работы. Можете поделиться некоторыми деталями о том, как вы справились с процессом утверждения и в конечном итоге реализовали данный проект?
Касательно решения получить разрешение на съемки фильма изначально, это решение не было моим. Это требование при создании фильмов такого масштаба, и я хочу уточнить, что если бы наши обстоятельства были иными в Иране, например без обязательной паранджи или других ограничений, я бы снял тот же фильм. Возможно, некоторые детали изменились бы, возможно то, что происходит конфиденциально, но однозначно женщины не носили бы паранджу. Однако сюжетная линия, развитие персонажей и всё остальное остались бы неизменными.
Для создания фильма в первую очередь основанного на госпитале с множеством сцен на улице и включая кадры из средней школы и других мест было крайне важно получить разрешения. Однако получение этих разрешений оказалось сложной задачей из-за моего сомнительного положения среди государственных чиновников, которые питают к мне сильные негативные чувства. Тем не менее я обладаю широкой популярностью среди широких масс населения.
Ещё одна причина, по которой я отдавал предпочтение созданию фильма с разрешениями на прокат, заключается в том, что это единственный способ легально показать его в иранских кинотеатрах. Проведение показов моих фильмов перед иранской аудиторией внутри кинотеатров Ирана критически важно, особенно учитывая падение качества последних показываемых картин. Комедии – всё, что осталось, и я бы не хотел обсуждать их. Однако в плане социального кино оно стало почти несуществующим.
Более того, многие члены моей команды привыкли работать над фильмами, одобренными разрешениями. Следовательно, если они будут участвовать в фильме без такого одобрения, то также могут столкнуться с теми же ограничениями на работу, которые испытал я, хотя мой запрет временно приостановлен. Это создаст множество сложностей.
Как кинокритик, должен признать своё восхищение смелыми кинематографистами Ирана, которые создают увлекательные работы в сложных условиях без разрешений. Стойкость, которую демонстрируют эти артисты – от режиссёров до актёров и съёмочных групп, действительно вдохновляет. Однако, учитывая огромный масштаб некоторых фильмов, мне трудно представить, как такие проекты могли быть реализованы тайно. Организация таких съёмок кажется практически невозможной.
Учитывая завершение работы над фильмом «Женщина и ребёнок», вы считаете, что у него есть перспективные шансы на показ в иранских кинотеатрах?
Исход зависит от наших будущих действий. Иранские власти должны пересмотреть готовый фильм, который запланирован к показу на Каннском кинофестивале. Однако мои заявления и интервью также играют свою роль в этом вопросе. Если я сделаю слишком критические замечания, то фильм может не получить одобрения.
Это интервью было отредактировано и сокращено для ясности.
Смотрите также
- Правдивая история, вдохновившая Винни-Пуха
- Эрик Андре, Алан Камминг, Кали Рейс и другие реагируют на номинации на премию «Эмми»: «Награды — это глупо и глупо, но они также очень прекрасны»
- 3 боевика на Netflix, которые нужно посмотреть в апреле 2024 года
- Этого андорского персонажа никогда не следовало убивать в «Звездных войнах»
- Имоген Фэйт Рид раскрывает душераздирающие истины из пятой серии сериала ‘Хорошая американская семья’!
- DAZN покупает австралийскую Foxtel в рамках сделки на 2,2 миллиарда долларов с News Corp и Telstra
- Уэс Андерсон возвращается с новым фильмом в трейлере к фильму «Схема феникса»
- Как актерский состав «Декстера: Первородный грех» сравнивается с оригинальными актерами
- Джулианна Мур погружается в темную комедию с сериалом Нетфликс «Сирены» – первый взгляд раскрыт!
- Главные персонажи морской полиции, которые покинули шоу (и почему)
2025-05-22 16:47