Эволюция кинофестивалей: разговор с директором Сан Себастьяна Хосе Луисом Реборидоносом и ИПГ Медиябренды

В эпоху, когда стриминговые сервисы определяют предпочтения зрителей, а автоматизированные системы выбирают контент, кинофестивали вынуждены переосмыслить свою роль. Особенно ясно это видно для Хосе Луиса Ребодинос, который руководит Международным кинофестивалем в Сан-Себастьяне с 2011 года.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Благодаря его руководству фестиваль продолжает блистать как символ мирового киноискусства, связывая профессионалов индустрии, талантливых художников и зрителей более глубоким образом, нежели просто просмотр фильмов.

На этой неделе Ребодринос посетил Кинофестиваль в Малаге. Его пригласили поделиться своими взглядами как участника серии мероприятий, организованных испанской IPG Mediabrands — глобальной сетью медиа и маркетинговых экспертов численностью около 18 тысяч человек более чем в 130 странах мира. День был насыщен обсуждениями индустрии, интервью, круглыми столами и возможностями для нетворкинга, все это было организовано этой ориентированной на сообщество организацией.

В этом году IPG сотрудничала над пятью фильмами на фестивале в Малаге: ‘Tierra de Nadia’, ‘The Sleeper’, ‘También Esto Pasará’, ‘8’ и ‘Queen of Coal’. Также были представлены дополнительные фильмы, среди которых был ‘Championext’, долгожданный сиквел к фильму ‘Champion’, который получил несколько наград Goya в 2018 году и представлял Испанию на премии Оскар в 2019 году. Позже он был переснят для США под названием ‘Champion’ с участием Вуди Харрельсона.

В беседе с Альфонсо (Пончо) Гарсия-Валенсуэла, креативным руководителем IPG, Ребодинос подчеркнул: «Фестивали – это все о связях. Фестиваль только онлайн – это совсем другое дело. Это люди общаются, обмениваются мнениями, заключают сделки и переживают кинематограф так, как стриминг не может полностью передать.»

Фестиваль как культурный куратор

Исходя из мнений двух спикеров, очевидно, что основная функция кинофестивалей существенно изменилась со временем. Больше не являясь просто площадками для дебюта новых фильмов, они теперь выполняют множество ролей: поддержку киноиндустрии, выявление свежих талантов, предложение непревзойденных возможностей для сетевого взаимодействия и работу как финансовые центры. Ребодинос признает эту трансформацию, подчеркивая, что фестивали стали незаменимыми стражами в индустрии, которая сталкивается с трудностями управления огромным потоком производимого контента.

Роль отбора сейчас стала решающей. В условиях бесчисленного множества доступных фильмов кинофестивали помогают зрителям определить те, которые действительно имеют ценность. Если фильм выигрывает приз на кинофестивалях в Сан-Себастьяне, Каннах или Берлине, это ясно указывает дистрибьюторам и зрителям на его качество,

В эпоху стриминга, когда лучшие фильмы могут затеряться среди обилия контента, эта роль приобретает огромное значение. Ранее было легко отследить все творчество режиссера, следуя за ним. Сейчас, благодаря распространению его работ на разных платформах, становится сложнее наблюдать за их творческим ростом. Фестивали служат жизненно важными инструментами в этом контексте, привлекая внимание к важным произведениям искусства и предоставляя им необходимый контекст.

Вырезание уникальной идентичности

По мере того как всё больше фестивалей появляется по всему миру, критически важно выделиться из общей массы. Согласно Ребординос, для процветания фестиваля необходима сильная и уникальная идентичность. Они говорят: ‘Если не создашь свою собственную индивидуальность, растворишься среди остальных.’ Канн обладает узнаваемым брендом, Венеция фокусируется на американских фильмах и стриминговых платформах, Берлин известен как значительное собрание индустрии. В то же время Сан-Себастьян нашёл своё уникальное пространство, представляя испанское и латиноамериканское кино.

Как киноман со страстью к кинематографу, я не могу не восхвалять Сан-Себастьян. Он не только представляет ибероамериканское кино; он выращивает его от замысла до кульминации. Усилия фестиваля охватывают все аспекты кинопроизводства – от конкурсов студенческих фильмов до платформ копродукции, помощи в постпродакшене и мероприятий по созданию сетей в индустрии. В сущности, Сан-Себастьян стремится стать творческим убежищем, где режиссер может принести простую идею и уйти с финансированием, ценными связями и четкой дорожной картой к завершению проекта – как красноречиво выразил Ребордино.

Отношения со стриминговыми платформами

Смешение крупных стриминговых сервисов в фестивальную сцену вызвало дебаты, так как Канны последовательно отказывались принимать фильмы с таких платформ, как Netflix, для участия в основной конкурсной программе. В то же время Сан-Себастьян выбрал более открытую и гостеприимную позицию начиная с момента своего основания.

Ребордино заявил: ‘Мы оцениваем аудиовизуальное содержимое само по себе, а не его источник — будь то Netflix, Amazon или традиционная студия. Для нас качество действительно имеет значение.’ Он добавил, что некоторые фильмы, даже те, которые изначально финансировались онлайн-платформами, смогли получить театральные показы благодаря своему успеху на нашем фестивале.

Он считает, что фестивали могут показать стриминговым платформам значимость театральных показов. По его мнению, дебют фильма на фестивале и последующий театральный релиз обеспечивают наиболее эффективную рекламу для качественных фильмов, поскольку это создаёт престиж и ажиотаж, недостижимый при простом онлайн-релизе.

Будущее кинофестивалей

По мере продвижения вперед, Реборинос предвидит, что фестивали будут играть все более значительную роль в финансировании и росте индустрии. ‘Государственное финансирование культуры снижается, что означает, что фестивалям требуются дополнительные источники дохода. Сегодняшние бренды развлечений и спонсоры больше не удовлетворяются только наличием своих логотипов; они стремятся к существенному участию.’

Сейчас Сан Себастьян сотрудничает с бизнесом для спонсорства, совместно финансируя и создавая первоклассные киноленты. Восприятие вмешательства корпораций в кино изменилось: современные бренды теперь создают захватывающие нарративы, которые выходят за рамки обычных рекламных роликов.

Для иллюстрации своей точки зрения он обратился к хорошо известным документальным проектам и партнерствам между художниками и популярными развлекательными компаниями. ‘Ключ — в создании контента, который показывает свою художественную ценность и одновременно соответствует принципам бренда. Фестивали предлагают идеальную сцену для дебюта.’

Размытые границы между кино и телевидением

Одним из значительных изменений на фестивале стало его принятие телевизионных шоу и стриминговых серий, что началось в Сан-Себастьяне с «Чумы» в 2017 году. По словам Ребординоса: «Для нас сериал — это просто еще одна визуальная продукция. Если он рассказывает захватывающую историю кинематографически, мы более чем готовы ее представить.»

Я полагаю, что телевизионный сериал может реально побороться за высшую награду фестиваля — Золотую раковину. Наш проект ‘Rio de Janeiro: Полиция’ под руководством Родриго Сорогойена почти достиг этого уровня, и я часто задумываюсь о том, следовало ли представить его на конкурс — он несомненно вызвал бы захватывающую дискуссию. Если серия тщательно создана с кинематографическим видением, почему её следует исключать?

Он также отмечает, что известные кинофестивали вроде Венецианского теперь представляют высококачественные телевизионные произведения. ‘Границы между фильмами и телевидением становятся все менее четкими, и фестивалям необходимо учесть этот сдвиг. Некоторые из самых революционных нарративов сейчас создаются в рамках длинных сериалов.’

Роль новых технологий в кинематографе

Отступая от традиционных нарративов, Сан Себастьян предпринял шаги по объединению современных технологий с его мероприятиями. Проект фестиваля ZiNemaldiA & Technology демонстрирует передовые достижения, такие как использование искусственного интеллекта в создании фильмов, рассказывание историй через виртуальную реальность и методы распространения посредством технологии блокчейн.

Ребордино заявил, что поскольку у нас нет опыта в областях, которые мы хотели обсудить, связанных с будущим кино и повествования, мы осознали, что для нас было невозможно справиться с этим самостоятельно. Поэтому мы решили сотрудничать с ведущими технологическими учреждениями для проведения глубоких обсуждений на эти темы.

Испанское кино на мировой арене

В конечном счете, обсуждение переходит к достижениям испанского кинематографа. «Испанская киноиндустрия процветает более чем когда-либо прежде,» отмечает Ребодинос. Он подчеркивает, что никогда ранее не было такого разнообразного и высококачественного диапазона фильмов по многим жанрам, как доказательство этого золотого века. Он выделяет тот факт, что испанские фильмы регулярно демонстрируются на значимых международных кинофестивалях и церемониях награждения в поддержку своих заявлений.

Сан-Себастьян продолжает уделять приоритетное внимание развитию испанского и латиноамериканского кинематографа в постоянно меняющемся мировом кинорынке. Наша миссия — воспитывать новые таланты, способствовать многообразию и обеспечивать доступ к выдающимся фильмам независимо от того, выпускаются ли они студиями, независимыми режиссерами или стриминговыми сервисами.

На постоянно меняющемся ландшафте кино и телевидения Сан Себастьян показывает, что гибкость и уникальная идентичность имеют решающее значение для сохранения значимости. Под руководством Ребординос фестиваль перестал быть просто платформой для презентаций — теперь он служит инкубатором, центром сетевого взаимодействия и определяющей силой в развитии кинематографа. По его словам: ‘Фестивали должны постоянно адаптироваться. В момент прекращения эволюции они становятся устаревшими.’

Смотрите также

2025-03-19 11:17