Долгожданный фильм Роберта Эггерса «Носферату» стал неожиданной кассовой сенсацией. На сегодняшний день фильм заработал более 100 миллионов долларов по всему миру, что поставило его в число самых кассовых фильмов ужасов 2024 года и стало самым успешным проектом Эггерса. Учитывая знаковый статус оригинального фильма, немого шедевра Ф. В. Мурнау 1922 года «Носферату: Симфония ужаса», который был несанкционированной адаптацией «Дракулы» Брэма Стокера, этот впечатляющий уровень успеха тем более примечателен.
На сегодняшний день существует три разные адаптации фильма «Носферату», каждая из которых настолько сильно отличается от оригинального «Дракулы» Брэма Стокера, что «Граф Орлок» уже не считается простой имитацией. Знаменитый злодей граф Орлок был увековечен на киноэкране тремя замечательными актерами: Максом Шреком в 1922 году, Клаусом Кински в 1979 году и Биллом Скарсгардом в 2024 году.
Как геймер, я должен сказать, что эти три образа загадочного, почти неземного персонажа действительно идеально подходят для их фильмов, глубоко резонируя с разными поколениями и отражая культурный дух времени ужасов. Каждая версия предлагала что-то свежее и уникальное, но спросите любого фаната, и вы обнаружите, что у каждого есть свой фаворит, основанный на личных предпочтениях. Однако одно можно сказать наверняка: все они превзошли наши большие ожидания и выбили его из парка.
Рекомендуемые видео
«Носферату: Тень вампира» 1922 года.
Классический фильм «Носферату» стал революционной трансформацией в сфере повествований о вампирах. Несмотря на то, что «Носферату» является неофициальной адаптацией «Дракулы» Брэма Стокера, он оказал столь же значительное влияние на вампирский фольклор, что соответствовало влиянию классической литературы. Например, идея о том, что вампиры восприимчивы к солнечному свету, исходит из «Носферату». Хотя в романе представлено много общих тем, таких как деревянные колья и чеснок, власть солнца над нежитью изначально была задумана режиссером Мурнау. Точно так же фиксация вампира на главной героине Эллен — еще один элемент, который можно отнести к «Носферату».
В романе Стокера Дракула преследует Мину Мюррей и Люси Вестенру одновременно, тогда как в фильме Мурнау Орлок напрямую связан с Эллен. Примечательно, что обе версии демонстрируют закономерность, наблюдаемую в их преемниках: женские персонажи занимают центральное место, хотя они все еще ограничены социальными нормами своего времени. Однако, в отличие от Мины Стокера, которая в основном полагается на мужчин, чтобы победить Дракулу, Эллен Мурнау активно способствует падению Орлока.
Макс Шрек изображает графа Орлока как живое воплощение тени и страха: он изгибается и деформируется, постепенно вылезая из потайных уголков с тревожной, потусторонней манерой поведения. Фильм Носферату, являющийся постановкой немецкого экспрессиониста, демонстрирует преувеличенный визуальный и повествовательный стиль, который значительно отклоняется от реальности, отдавая предпочтение сильно стилизованной обстановке, мотивам и игре. Поэтому Орлок Шрека — устрашающее воплощение сверхъестественного и загадочного, олицетворение неизведанного и страха. Центральная тема рассказа графа Орлока вращается вокруг тоски, и интерпретация этой эмоции Шреком изначально занимает антагонистическую позицию. В изображении Шрека тоска превращается в жажду обладания, желание приобрести все, чтобы удовлетворить свои эгоистичные пристрастия.
Во многих статьях обсуждается, как «Носферату» и его изображение природы переплетаются с талантом Мурнау раскрывать одновременно зловещее очарование и гротескную красоту, присущую природе. В отличие от своих современников, которые преимущественно предпочитали съемку в помещении, создавая сложные декорации, манипулирующие и искажающие реальность, немецкие экспрессионисты часто создавали декорации, которые были поразительно неестественными – взгляните на зубчатые, почти галлюцинаторные декорации «Кабинета доктора Калигари» или чрезвычайно угрожающие визуальные эффекты фильма «Кабинет доктора Калигари». Голем: как он появился на свет.
Вопреки общепринятым правилам, Ф. В. Мурнау снимал «Носферату» на натуре, тем самым создавая тревожную атмосферу, из-за которой обычные сцены, такие как горный хребет, пасмурное небо или тесный переулок, кажутся так, как будто они принадлежат кошмару, а не реальности. Как объясняет Хильберто Перес Гильермо для BFI: «Мир, изображенный [в «Носферату», неизбежно деспотичен и зловещ, даже когда он кажется естественным и банальным. Вместо того, чтобы быть украшением сказки о Дракуле, мир природы является центральным персонажем в «Носферату». .
В 1922 году, когда я, как и весь остальной мир, все еще боролся с затянувшимися последствиями пандемии испанского гриппа, унесшей миллионы жизней, Ф. В. Мурнау мастерски провел в своем фильме пугающую параллель между графом Орлоком и этой смертельной болезнью. Крысы, сопровождавшие Орлока, насколько я помню, символизировали не просто бубонную чуму, а любую пандемию, несущую смерть и отчаяние. Эта связь сделала и без того устрашающий характер Орлока еще более знаковым, навсегда связав его со смертью, разрушением и страданиями.
Носферату 1979 года: страдания, жажда и возбуждение
Спустя 57 лет после выхода культового фильма Ф. В. Мурнау «Носферату» другой уважаемый режиссер попытался по-своему интерпретировать эту историю. В отличие от создания другой версии «Дракулы», Вернер Херцог решил переосмыслить интерпретацию «Дракулы» Мурнау. Таким образом, «Носферату» приобрел свою уникальную форму; В то время как версия Мурнау сохранила духовную близость к оригинальному шедевру Брэма Стокера, римейк Херцога укрепил ее как настоящий кинематографический шедевр, результат творческого провидца, который раскрыл новые глубины в и без того захватывающей истории.
В свежей перефразировке: для роли вампира Херцог вновь объединился со своим постоянным партнером, эксцентричным и психически неуравновешенным актером Клаусом Кински. Вместе они решили изобразить Орлока, теперь превратившегося в Дракулу, не как грозного антагониста, а скорее как жалкое и печальное существо, проклятое жить вечно в одиночестве и страдающее ненасытной жаждой. В интерпретации Кински тоска изображается как бесконечные страдания и боль от тоски по чему-то столь неуловимому и чужому. Это изображение графа наиболее человечно; Макияж Кински сдержан, и, если не считать гоблинских ушей и длинных ногтей, он больше похож на обычного, хотя и бледного человека по сравнению с грызуноподобным существом Шрека и настоящей нежитью Скарсгарда.
Как энтузиаст игр, погружающийся в мир Носферату, я не могу не восхищаться смелой интерпретацией Вернера Херцога в его адаптации 1979 года. Граф, которого играет Кински, жаждет любого следа дружеского общения и привязанности, даже если это всего лишь крошка. Его строки наполнены стонами и хныканиями, что позволяет предположить, что само существование других людей вызывает внутри него интенсивную эмоциональную реакцию.
В сцене, где Дракула слизывает кровь Джонатана, Херцог мастерски сочетает в себе символическую жажду общения графа и его буквальную жажду крови. Это уникальный подход, который до сих пор кажется свежим и вносит значительный вклад в успех его «Носферату». Отчаяние этого вечного существа – того, кто не просто кого-то ждет, но и изо всех сил пытается вынести существование – ощутимо.
Для Херцога жизнь сама по себе является агонией, поэтому он изображает вечную жизнь как настоящий ад. Я считаю, что это грубое изображение графа отражает суть того, что делает «Носферату» Герцога таким убедительным.
В фильме Люси, которую играет Изабель Аджани, которая берет на себя настоящее имя персонажа, играет решающую роль в мучениях графа. В отличие от версии 1922 года, она проявляет к нему сострадание, даже, кажется, обнимает его в их последние минуты, когда она приносит самоотверженную жертву, чтобы привести к его падению. Это не любовь, а более сильная эмоция: понимание. Сцена смерти графа изображена поэтически, поскольку он решает умереть, наконец обретя то, к чему так сильно жаждал. Несмотря на мрачный финал фильма, в извращенном и сломанном смысле, граф обретает искупление и покой.
В версии «Носферату» Херцога, очень похожей на оригинал Мурнау, природные элементы играют значительную роль. Однако Херцог придает этим элементам уникальную окраску. Здесь природа изображена как враг конца 1970-х годов, символом которого снова стала чума, которая, кажется, атакует бессмысленный материализм и жадность человечества. В этой версии Графа можно рассматривать как инструмент природы для окончательного возмездия, использующий свою уязвимость, чтобы навлечь хаос на человечество.
В запоминающейся сцене из фильма, когда город охвачен чумой, люди пользуются моментом для последнего празднования перед своей кончиной: они забираются на коз и танцуют среди крыс, отбрасывая все фасады, демонстрируя, что в их основе лежит это инстинкт, который действительно преобладает. По мнению Вернера Херцога, то, что делает Носферату по-настоящему ужасающим, — это не вампир или его жажда крови, а скорее отделение человечества от природы, поскольку воссоединиться с ним можно только через смерть.
Носферату 2024 года: аппетит и ничего больше
В 2024 году был выпущен третий ремейк «Носферату», ознаменовавший 45-летие со дня версии Херцога и более века со времени оригинала Мурнау. На этот раз Роберт Эггерс взял на себя задачу пересказать историю графа Орлока, сделав ее актуальной для поколения, которое, кажется, еженедельно жаждет ужасов – будь то в кино или в новостях. У Эггерса была выгодная отправная точка, поскольку оригинал Мурнау 1922 года уже считается вечным шедевром кино и часто входит в число самых страшных и влиятельных фильмов ужасов, когда-либо созданных. Однако Эггерс, известный своим увлечением историей и сверхъестественным, привнес в фильм уникальную перспективу, в результате чего получился отдельный продукт, который был действительно его собственным.
В фильме Эггерса «Носферату» Лили-Роуз Депп играет главную роль, ведя повествование от начала до конца. Интересно, что ее героиня Эллен инициирует события задолго до прибытия ее будущего мужа в Карпаты. Одним из существенных изменений в этой адаптации является то, что Эллен несет ответственность за пробуждение Орлока, что происходит неосознанно и приводит к тому, что она попадает под его контроль.
В 2024 году Эллен станет главным катализатором фильма «Носферату». Другие персонажи, такие как Орлок, больше похожи на танцоров, следующих ее примеру. Фильм вызвал сравнения с темами манипуляции и ухода, но я считаю, что все не так просто. Режиссеры Эггерс и Депп стараются подчеркнуть сильную тоску и нужду Эллен как важные факторы сюжетной линии. Важно отметить, что между Эллен и Орлоком существует взаимное влечение; хотя это и не любовь, это сильное, необъяснимое желание друг друга.
Как энтузиаст игр, погружающийся в мир Носферату, я не могу не оценить интригующий поворот, который Билл Скарсгард привносит в игру. Под этими тяжелыми протезами и усами, которые вызывают споры, несомненно, находится он. Тем не менее, его трансформация настолько глубока, что ее почти неузнаваемо.
На эту роль мог бы взяться любой актер, но Эггерсу нужен был кто-то особенный, например, Скарсгард. Молодой, привлекательный актер, который прекрасно умеет балансировать на тонкой грани между очарованием и отвращением, делая Орлока одновременно эротичным и гротескным. Он дает нам понять, почему Эллен тянется к нему, несмотря на его сверхъестественную природу, добавляя слой глубины, который делает эту версию Носферату по-настоящему захватывающей.
В адаптации Эггерса тоска проявляется в непредвиденном и нежелательном: Орлок отвечает на мольбу Эллен и оказывается таинственным образом связанным с ней. Он проявляет скудную терпимость ко всему; он убивает не из-за врожденного желания, а скорее из-за обязанности достичь цели. Этот Орлок является беспристрастным, граничащим с нейтральным, хаотичным существом, вызванным темными силами, которые предшествовали его превращению в вампира. В отличие от Мурнау и Герцога, природа играет в этой версии значительную роль, хотя и не в таком качестве.
В новом взгляде на персонажа Орлок в исполнении Билла Скарсгарда отражает саму суть самой природы. Он выглядит разложившимся, землистым и гниющим, что позволяет предположить, что он продолжает стареть даже при вечной жизни. Орлок олицетворяет грубый инстинкт и дикость, заботясь только об удовольствии поглощать все на своем пути — необходимость, а не выбор. Его связь с Эллен — это негласное обязательство, клятва, которая должна быть выполнена просто потому, что так было приказано. В отличие от предыдущих версий, где его обманули или покончили с собой, этот Орлок умирает, когда приходит время, получив главный приз и больше нечего потреблять. Для режиссера Эггерса природа включает в себя ненормальное, а Орлок служит ее сосудом.
Какой Носферату лучший из всех?
Каждая адаптация «Носферату» эффективно расширяет то, что обычно считается одной из самых знаковых историй ужасов. Теперь граф Орлок имеет влияние, равное Дракуле; действительно, он, возможно, самый известный вампир в кино, с небольшим преимуществом перед своим вдохновением из-за силы его поразительного визуального образа.
Какая бы интерпретация вам ни нравилась больше всего, классическая история Носферату выделяется как вечнозеленое повествование о тоске, самоотверженности и, несомненно, тоске. Что делает его еще более примечательным, так это его способность оставаться современным и захватывающим на протяжении более столетия, постоянно развиваясь, чтобы очаровывать последующие поколения любителей ужасов и случайных зрителей. Оригинал 1922 года, вероятно, продолжит удерживать корону, в то время как интерпретация 1979 года признана более ориентированной на режиссера работой, а адаптация 2024 года представляет собой почти безупречное сочетание художественного видения и конкурентоспособности.
Как заядлый любитель вечных ужасов, я не могу не признать, что Носферату остается вечным пугающим персонажем, который отказывается исчезать. Имея за плечами безупречно жуткую трилогию, этот печально известный вампир вписал свое имя в анналы кинематографического величия. Перенесемся в 2075 год, и вы можете поспорить со своим последним игровым контроллером, что мы вернемся сюда и еще раз вернемся к его зловещему наследию. А пока давайте воспользуемся моментом, чтобы насладиться великолепием трех графов Орлоков, которыми мы были удостоены до сих пор, прекрасно понимая, что их зловещее обаяние будет ловить нас в ловушку снова и снова.
Версию «Носферату» 1922 года можно транслировать на PlutoTV.
Версия «Носферату» 1979 года доступна для потоковой передачи на Tubi.
На данный момент версия «Носферату» 2024 года идет в кинотеатрах по всему миру.
Смотрите также
- Netflix продлил сериал «Дипломат» на третий сезон
- Главные персонажи морской полиции, которые покинули шоу (и почему)
- Правила отношений Кайли Дженнер и Тимоти Шаламе: от избегания красной дорожки и запрета на публикации в социальных сетях, как маловероятная пара ориентируется в центре внимания
- Документ Netflix о поисках бессмертия Брайана Джонсона «Не умирай: человек, который хочет жить вечно» устанавливает дату выхода в 2025 году
- Арнольд Шварценеггер продолжает снимать фильм о Санте в Нью-Йорке, хотя его особняк находится недалеко от пожаров в Лос-Анджелесе
- «Не умирай»: документальный фильм Netflix рассказывает о режиме здоровья человека, который хочет жить вечно
- Лучшие моды для State of Decay 2.
- Объяснение неожиданного и подрывного финала Аноры
- Особняк Мела Гибсона в Малибу стоимостью 14,5 миллионов долларов сгорел, когда он снимал подкаст Джо Рогана, поскольку актер вспоминает, как вернулся домой в «ничто» — в то время как разрушительные лесные пожары продолжают бушевать в Лос-Анджелесе
- Объяснения реальных злодеев «Гладиатора 2»
2025-01-11 17:51