Обзор «Ялла Паркура»: Бесстрашные паркуристы Газы бросают вызов гравитации и разрушению территории

Обзор «Ялла Паркура»: Бесстрашные паркуристы Газы бросают вызов гравитации и разрушению территории

Как заядлый киноман, просмотревший изрядную долю документальных фильмов и фильмов о Ближнем Востоке, я нашел «Ялла Паркур» захватывающим и заставляющим задуматься произведением. Дебютный фильм Ариба Зуайтера представляет собой уникальное сочетание личного повествования и политических комментариев, что делает его одновременно интересным и сложным.

В «Ялла Паркуре» два противоположных взгляда на сектор Газа, один романтизированный, а другой резко реалистичный, несколько несовершенно сталкиваются. Этот фильм, дебютный полнометражный фильм Ариба Зуайтера, режиссера, родившегося в Наблусе и живущего в Вашингтоне, получил международную премию DOC NYC. Этот документальный фильм в течение десяти лет снимался до событий 7 октября 2023 года. Однако о разрухе 2024 года режиссер упоминает в кратком прологе и заключительных титрах.

Зуайтер создает стиль монтажа, который переплетает историю паркура Ахмеда Матара в Газе с повествованием о его матери, ее воспоминаниях и ее личности. Этот метод может найти отклик у некоторых зрителей, но для этого критика он имеет тенденцию затмевать захватывающую борьбу, с которой сталкивается молодой Газан.

В 2013 году Зуайтер был очарован захватывающими онлайн-видео, на которых смелая группа мальчиков из Хан-Юниса выполняет трюки паркура на крыше, похожей на песчаную, а вдалеке маячит зловещее облако от взрыва. Используя интернет-сообщения, она развивает отношения на расстоянии с Матаром, подростком-оператором из этой группы, многообещающим спортсменом-паркуристом. Пока Матар продолжает делиться своими невероятными, энергичными видеороликами, снятыми среди опустошенных ландшафтов, Зуайтер находит вдохновение и устойчивость в своей деятельности.

Как фанат, я жажду увидеть море, которое пробуждает мои ностальгические воспоминания, изображенное в закадровом повествовании Зуайтера, но видео Матара в основном демонстрируют мальчиков, превращающих опустошенные и заброшенные строения в свои игровые площадки. От живописных руин замка Баркук до превращенного в руины торгового центра, недостроенного аэропорта Рафах и местного кладбища — они совершают смелые, бросающие вызов гравитации подвиги, за которые в другой стране они могли бы стать чемпионами по прыжкам в воду или признанными гимнастами. Однако в Газе, которую Зуайтер называет «тюрьмой под открытым небом», их спортивные достижения кажутся привкусом свободы. Матар лелеет надежду, что его видеоролики дадут возможность для конкуренции за пределами Газы и проложат путь к подлинному освобождению.

Не все члены команды паркура обладают удачей и ловкостью Матара. Мы видим, как товарищ по команде по имени Джинджи пытается взобраться на сложную поверхность высокого здания, но падает с такой высоты, не дойдя до вершины. Впоследствии мы видим, как Джинджи госпитализируют с более чем 50 переломами. Его положение было настолько тяжелым, что потребовалась медицинская помощь в Израиле; однако получение необходимых разрешений на выезд из Газы заняло больше недели.

Как показывает случай Джинджи – и показывает Зуайтер – жизнь в Газе требует терпения святого. Когда Матар берется за сложную и дорогостоящую задачу по подаче заявления на визу, ему отказывают четыре раза. После того, как он наконец его получит, срок его действия истекает, прежде чем он сможет получить разрешение на выезд через контрольно-пропускной пункт Рафах. Зуайтер спрашивает: Почему он хочет уйти? «В секторе Газа нет будущего», — следует ответ.

Монтаж фильма становится менее плавным ближе к отметке в один час, поскольку он переходит от 2016 к 2023 году. Оказывается, Матар сумел покинуть сектор Газа и уже семь лет проживает в Мальмё, Швеция. В его нынешнем 24-летнем возрасте терпение по-прежнему имеет для него решающее значение, поскольку он не может вернуться в Газу, пока не получит шведское гражданство. Тем временем он работает в спортзале, тренирует детей и часто общается со своей семьей и друзьями посредством видеозвонков. Однако краткие подробности о новой жизни Матара кажутся несколько недостаточными, учитывая, насколько внимательно мы за ним следим.

Из-за того, что у нее не было возможности лично поехать в Газу, Зуайтер со временем наняла нескольких операторов в пределах ее границ, снимая некоторые из водных сцен, о которых она так мечтала. Живые, необработанные кадры мальчиков-паркуристов контрастируют с меланхоличными кадрами Зуайтер за компьютером, которая рисует или рассматривает семейные фотографии. Точно так же приглушенные тона Газы соседствуют с зимним снегопадом и весенним цветением, видимыми из окна Зуайтера в округе Колумбия. Красивая, но сдержанная многослойная музыка Диаба Мекари связывает воедино различные фрагменты фильма.

В разделе благодарностей сообщается, что, к сожалению, три человека из операторской группы, один звукооператор и один паркурист из Газы скончались после завершения фильма. Фильм выражает искреннюю признательность этим людям, упоминая их имена.

Смотрите также

2024-12-07 21:46