Как киноман с более чем тридцатилетним стажем просмотра фильмов, я видел немало фильмов, которые оставляют неизгладимое впечатление, и «Яна-Вара» — один из таких фильмов. Трагическая история молодой девушки, отданной в руки зла, происходящая на суровом фоне Андского пейзажа, глубоко откликается во мне как свидетельство человеческой стойкости перед лицом невзгод.
В 2017 году вышел в прокат фильм Оскара Катакоры «Виньяйпача» («Вечность»), полностью снятый на языке аймара, языке жителей Анд. Это ознаменовало дебют художественного фильма, полностью снятого на этом языке. В фильме, поэтическом изображении меняющегося мира, прекрасно переданы суровые, но захватывающие дух пейзажи. Он представил молодого перуанского режиссера-писателя (которому едва исполнилось 30 лет) как восходящий талант. К сожалению, Катакора скончался в 2021 году, когда он начал работу над своим следующим фильмом «Яна-Вара». В конечном итоге эту постановку завершил его партнер-продюсер и дядя Тито Катакора. Захватывающая история справедливости внутри небольшой коренной общины не несет в себе того чистого поэтического очарования, которое можно найти в более ранних произведениях молодой Катакоры.
Название «Яна-Вара» отсылает к главной героине, молодой девушке-сироте, трагически погибшей. Нельзя отрицать, что ее дедушка, Дон Эваристо (которого играет Сесилио Киспе Ч.), несет ответственность за ее смерть. Вопрос не в том, совершил ли он это деяние, а в том, были ли его действия оправданы, наказуемы и в какой степени. Этот вопрос задан группе лидеров коренных народов, которые полны решимости восстановить справедливость в связи с произошедшей трагедией. Им представлена душераздирающая история Яны-Вара, девушки, которой, по словам дона Эваристо, была суждена жизнь, полная лишений, если бы он не вмешался.
С того дня, как она родилась, Яна-Вара, казалось, постигла несчастная судьба. Ее мать скончалась во время родов, а отец погиб позже, оставив ее под опекой дона Эваристо. Этот пожилой мужчина с осторожностью подошел к уходу за необычайно тихой девочкой, не зная, как лучше ее воспитать. В конце концов, он поручает ее образование местной школе, надеясь, что это будет способствовать ее росту. Однако вскоре он обнаруживает, что ее учитель, Сантьяго (Хосе Д. Калисая), использует свою роль, чтобы плохо с ней обращаться.
В фильме Сантьяго откровенно оскорбляет Яну-Вару в классе (сцена деликатно снята, чтобы избавить зрителей от возможности стать свидетелями самого действия за кадром). Молчаливая и, казалось бы, безразличная Яна-Вара, которая кажется еще более бесчувственной, чем раньше, заставляет свое сообщество бороться с проступком Сантьяго таким образом, что это может сбить с толку североамериканских зрителей. Однако эта ситуация дает фильму возможность правдиво и откровенно изобразить сложную систему правосудия народа аймара.
В сфере культуры аймара «Яна-Вара» умело переплетает загадочное с повседневным. Он превращает рассказ дона Эваристо о его внучке в рассказ о злодеяниях, причиненных людьми и природой, порочными институтами и устрашающими духами. Фильм, снятый в монохромном режиме Катакорасом и Хулио Гонсалесом Ф., визуально завораживает. Суровые пейзажи, высокие горы и туманные виды оставляют неизгладимые впечатления. Во многих отношениях фильм сияет ярче, когда его естественная обстановка говорит сама за себя. Пустынная местность Анд, лишенная привычной зелени, здесь представлена как призрачный фон, который временами придает «Яна-Варе» пугающий, ужасающий вид, предполагая, что зло скрывается не только в пещерах, но и в жадных взглядах людей.
Вполне возможно, что Яну-Вару мучил Анчанчу, злобное существо, известное своей способностью приносить бесконечные печали (как утверждает дон Эваристо). Однако столь же очевидно и то, что она пережила страдания от рук мужчин, управляющих ее судьбой. В конце концов, это был мужчина, который дорожил ею, трагически закончив ее жизнь, несмотря на свою веру в милосердие своих действий.
Этические сложности, представленные в «Яна-Варе», могли бы быть более захватывающими и полно раскрытыми, если бы актеры в фильме Катакора были более опытными. Как и в случае с «Винайпачей», Оскар и Тито решили работать с непрофессиональными актерами, людьми из местного сообщества, которые, несомненно, добавили атмосферу достоверности в эту мрачную историю. Однако, за исключением игры Мамами, которая сохраняет определенную дистанцию, обеспечивая загадочную мимику, позволяя и персонажам, и зрителям интерпретировать ее действия по своему усмотрению, большинство игр в этом фильме кажутся жесткими.
Игра на протяжении всего фильма кажется непростой: Калисайя изо всех сил пытается передать тонкости своего характера жестокого и жестокого учителя. Эта борьба умаляет предполагаемое воздействие истории, которая представляет собой сказочное исследование противоречивых представлений о справедливости, свободе воли, милосердии и судьбе; гендерное насилие и текущие решения, которые мужчины принимают в отношении жизни женщин. Однако сложности, заложенные в эти темы, особенно связанные с характером Яна-Вары, редко отражаются в спектаклях, несмотря на их кажущееся самосознание.
Интересно задуматься о том, как могла бы развернуться «Яна-Вара», если бы молодой перуанский режиссер смог воплотить ее в жизнь. На бумаге сценарий «Катакоры» заставляет задуматься, он ставит сложные вопросы, намеренно тревожащим образом преодолевая культурные различия. Однако законченный фильм не может полностью ответить на эти сложные вопросы, которые он ставит. Игра актеров, похоже, помешала яркому изображению народа аймара, превратив его скорее в письменную провокацию, чем в впечатляющую моральную историю на экране.
Смотрите также
- Все 16 любовниц Тони в сериале «Клан Сопрано» по порядку
- Почему пожарные в Чикаго теряют актеров?
- Почему Сью не похожа на Элизабет в «Субстанции»
- Первый взгляд на Дуэйна «Скалу» Джонсона в роли Мауи в диснеевском мультфильме «Моана»… он демонстрирует ОЧЕНЬ пышное тело.
- Редко видимый сын Анджелины Джоли Нокс похож на молодого Брэда Питта, возвышающегося над ней на Губернаторском балу 2024 года.
- У Рассела Кроу был дурацкий план вернуться в «Гладиатор 2»
- Звезды реалити-шоу в Солт-Лейк-Сити Уитни Роуз и Уитни Ливитт проведут дуэльные показы «Еретика» на мормонскую тематику (ЭКСКЛЮЗИВ)
- Почему «День Шакала» лучше смотрится как сериал, чем как фильм
- Рецензия на 2 серию «Дюны: Пророчество» | Два волка борются за власть
- Disney выпускает «Хищник: Бесплодные земли» в кинотеатральный релиз 2025 года
2024-11-28 02:21