Как режиссер «Волн» Иржи Мадл реконструировал драматическую битву для Чехословацкого радио в 1968 году

Как режиссер «Волн» Иржи Мадл реконструировал драматическую битву для Чехословацкого радио в 1968 году

Как киноэнтузиаст со склонностью к историческим драмам, имеющим глубокий отклик, я считаю «Волны» исключительным произведением кинематографического мастерства. История чехословацкого радио и его отважных журналистов во время советского вторжения — это не просто рассказ о храбрости и стойкости, но и свидетельство силы правды и свободы слова перед лицом угнетения.


Когда Иржи Мадл, режиссер и автор «Волн», во время учебы на факультете журналистики углублялся в историю чехословацкого радио, он наткнулся на загадку, которая не сходилась воедино.

Мадл заявил: «Я был в курсе событий 1968 года и понимал ту важную роль, которую радио играло в те времена. Я знал, что прибыли войска и разрушили здание, но мне никогда не приходило в голову, что радиостанция может пострадать, поскольку она была отключена. И все же, мне было интересно, как журналисты продолжают вести вещание?’

Неизведанный период, как описывает его Мадл, вызвал обширные исследования на протяжении многих лет, в ходе которых изучались архивы, книги и материалы о команде журналистов отдела международных новостей Чехословацкого радио. В центре внимания «Волн», представленного Чешской Республикой на премию «Оскар» 2025 года, — новаторское вещание и смелые журналисты, которые рисковали своими жизнями при его создании.

Как режиссер «Волн» Иржи Мадл реконструировал драматическую битву для Чехословацкого радио в 1968 году

Как преданный поклонник, я не могу не восхищаться одним из решающих моментов фильма – изображением советских танков, прорывающихся через нацию, а отважные граждане сплачиваются вокруг радиостанции в попытке сохранить свою трансляцию. Создатели фильма в течение полутора месяцев кропотливо исследовали ландшафт в поисках идеального экстерьера для радиостанции и самых аутентичных коридоров. Эта задача усложнялась модернизированным обликом многих улиц Чехии сегодня.

Поскольку настоящая радиостанция больше не работает, «Волны» решили вместо этого использовать Barrandov Studios, крупнейшую киностудию в Чехии.

Как режиссер «Волн» Иржи Мадл реконструировал драматическую битву для Чехословацкого радио в 1968 году

Мадл заявил, что мы построили радиостанцию ​​в студии Barrandov Studios. Все проектировалось по фотографиям, и, к сожалению, нам не разрешили разместить настоящие танки перед зданием радио. В результате нам удалось установить лишь деревянную копию верхней части танка.

Чтобы создать цельный внешний вид, команда сняла различные дополнительные кадры танков в разных местах по всей стране, некоторые из которых находятся в двух часах езды от Праги.

Мадл заявил, что для нас было сложно, но крайне важно постоянно быть в курсе нашего местоположения и действий. Он задался вопросом: «Где именно находится связь в рамках структуры, обеспечивающей плавность?» Он добавил, что это потребовало обширных инженерных разработок.

Фильм «Волны» сочетает воедино события прошлого и настоящего, органично объединяя исторические архивные кадры советского вторжения с захватывающей реконструкцией истории Мадла. Этот метод часто оставляет зрителей в неведении относительно того, смотрят ли они архивные кадры или реконструкцию.

После завершения сценария Мадл обнаружил подходящий архивный материал для своего фильма. На протяжении всего процесса монтажа он тесно сотрудничал со своим оператором, художником-постановщиком и редактором.

Мэдл посоветовал: «Не позволяйте себе слишком увлечься архивом; вместо этого сосредоточьтесь на рассказе истории. Первоначально существовала отдельная форма, которую я называю «Рождественской елкой». Позже мы просто добавили украшение поверх него.

Примерно за полгода до съемок наша команда столкнулась с сокращением финансирования примерно на 20% из-за роста расходов, связанных с российско-украинским конфликтом.

Как страстный киноман, я оказался в затруднительном положении: мне пришлось сократить шесть драгоценных съемочных дней из нашего производственного графика. Второстепенный сюжет, вращающийся вокруг политического деятеля Александра Дубчека, представлял собой непреодолимую проблему, и, к сожалению, от него пришлось отказаться. Оглядываясь назад, можно сказать, что были случаи, когда отсутствие достаточных средств сильно беспокоило меня. Тем не менее, я глубоко благодарен, что мы выстояли и довели этот фильм до конца. Следовательно, жертвы, принесенные на этом пути, зачастую отходят для меня на второй план.

Как режиссер «Волн» Иржи Мадл реконструировал драматическую битву для Чехословацкого радио в 1968 году

Хотя Мадл собрал огромное количество информации посредством обширных исследований, при общении с некоторыми реальными журналистами, участвовавшими в этой истории, были несоответствия. С их точки зрения, эти события, которые должны были стать общим опытом, не запоминались одинаково.

Мадл заявил, что нашел это неожиданным, поскольку предполагал, что будет установленное правило или объяснение ситуации, подобное тому, что предоставляют историки. Однако он обнаружил, что это не так. История журналистов должна была остаться скрытой и похороненной Советским Союзом. После вторжения они уничтожили все соответствующие записи и уволили журналистов со своей радиостанции. Более того, они вынудили их эмигрировать.

Завершая историю, Мадл во многом полагался на свою интуицию, выбирая то, что казалось наиболее правдоподобным – шаг, напоминающий смелый шаг, который должен сделать главный герой фильма, чтобы поделиться правдой.

На данный момент я имел честь насладиться захватывающим фильмом под названием «Волны», который был представлен за границей, в прекрасной Чешской Республике 15 августа. Тем не менее, я с нетерпением жду его премьеры здесь, в Соединенных Штатах, так как мне не терпится поделиться этим кинематографическим опытом с моими коллегами-любителями кино.

Смотрите также

2024-11-27 00:17