Рецензия на «Рай у ног матери»: путь в Мекку движется в неправильном направлении

Рецензия на «Рай у ног матери»: путь в Мекку движется в неправильном направлении

Как опытный кинокритик с более чем тридцатилетним опытом работы за плечами, я видел немало роуд-фильмов, которые много обещают, но мало что дают. «Рай у ног матери» — один из таких фильмов, который начинается хорошо, но, к сожалению, по ходу путешествия сбивается с пути.


В трогательном, но сложном фильме о путешествии «Рай у ног матери» мать и сын из Кыргызстана отправляются в Мекку в последние дни жизни матери, движимые религиозной преданностью, согласно Священному Писанию. Длинное и трудное путешествие, изображенное в этой 2,5-часовой драме, поначалу захватывающее благодаря сильной игре Эмиля Эсеналиева и Анаркул Назаркуловой в главных ролях, постепенно становится все более трудоемким, в конечном итоге исчерпывая любое первоначальное очарование, порожденное их связью.

Эсеналиев изображает Адила, 35-летнего человека с ограниченными умственными способностями, который продолжает играть с детьми, значительно моложе его самого, проживающего в деревне, которая, возможно, расположена далеко от города, но не освобождена от более широких взглядов общества на людей с психическими отклонениями. Мать Адиля, Райхан (Назаркулова), приложила все усилия, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь в их дружном сообществе. Однако совет ее подруги о том, что им следует отправиться в Мекку, чтобы обеспечить себе проход на небеса, остается в ее памяти.

Поначалу Рэйхан отказывается даже рассматривать это из практических соображений, ожидая, пока информация распространится в сообществе, прежде чем обратиться к любому, кто сомневается в своей способности отправиться в путешествие. Однако чувство гордости побуждает ее сделать это, когда она чувствует необходимость доказать, что она и ее пожилой спутник могут совершить это путешествие. Проблемы, такие как их физическая подготовка и опасный характер пересечения семи стран, включая раздираемую войной Сирию, делают это путешествие маловероятным. Тем не менее, Райхан во главе с Адилем готовится, и они начинают свой трудный путь через горы Центральной Азии на тачке.

Когда я выхожу в мир, свежий ветерок несет в себе смесь небесных и земных ароматов, которые бодрят меня. Тепло солнца на моей коже сочетается с поддержкой, которую я получаю от всех — от уличных торговцев до вооруженных пограничников — всех, кто стремится помочь мне и Рэйхану в нашем путешествии. Тем не менее, настойчивый акцент Акуна на изображении всего в благоприятном свете начинает казаться надуманным. Каждое новое направление нашего маршрута представлено с таким энтузиазмом, как будто мы снимаемся в рекламном ролике кинокомиссии, дополненном драматическими кадрами с дрона горизонта каждой страны, украшенного ее названием блестящими золотыми буквами.

В таких случаях «Рай у ног матери», похоже, функционирует в первую очередь как платформа, демонстрирующая регион как универсальное место для съемок различных жанров. Например, в юмористической сцене в Азербайджане Адиль и Райхан невольно оказываются на съемочной площадке, где Адиль временно заменяет другого актера. Далее Дамаск представляет сценарий, в котором Адиль надевает костюм, начиненный динамитом, после нервного взаимодействия с террористами.

В этом регионе прекрасно изображены уникальные географические и культурные аспекты, но их часто упускают из виду из-за потенциальной драматической напряженности. Хотя отношения Адиля и Райхана представляют собой интригующий конфликт, поскольку они борются с неопределенностью жизни друг без друга, их связь кажется неискренней, когда Акун делает все возможное, чтобы доказать, что ничто не разлучит их. (Только Райхан может обезвредить бомбу, привязанную к ее сыну в Сирии, поскольку она упорно отказывается его бросить.)

К сожалению, «Рай у ног матери», похоже, сбивается с часовой отметки. Назаркулова убедительно изображает безусловную любовь к своему сыну без ненужных излишеств, а операторская работа Каныбека Калматова яркая, но мягкая, что делает фильм захватывающим. Однако, когда повествование смещается и фокусируется на группе дальнобойщиков, ищущих Адила и Райхана в пустыне, сюжетная линия становится менее связной, и фильм приобретает более эпизодический характер.

Подобно франшизе, которая преувеличила свое очарование многочисленными сиквелами, наступает момент, когда создатели чувствуют себя вынужденными ввести диковинные сюжетные линии из-за угасания интереса к самим персонажам. В этом случае Адиль и Райхан могут найти искупление в конце путешествия, но создатели фильма ошибаются, когда не верят, что персонажи достаточно сильны, чтобы самостоятельно выдержать повествовательную драму.

Смотрите также

2024-11-24 03:47