Рецензия на книгу «Ночь не вечна»: Наньфу Ван внимательно наблюдает за борьбой за свободу на Кубе в решающий момент

Рецензия на книгу «Ночь не вечна»: Наньфу Ван внимательно наблюдает за борьбой за свободу на Кубе в решающий момент

Как опытный кинозритель, познавший кинематографические ландшафты различных культур и идеологий, я очарован уникальным подходом Наньфу Вана к повествованию в фильме «Ночь не вечна». Ее способность вплетать свой личный опыт в более широкое повествование о социальных проблемах создает мощную и надежную связь с аудиторией.


В отличие от многих режиссеров научно-популярных фильмов, которые избегают повествования своих работ, Наньфу Ван построила свою карьеру, поступив как раз наоборот. В каждом из своих фильмов она переплетает свой личный опыт с предметом, чтобы создать понятный контекст для более широких тем. Ее последняя постановка, «Ночь не вечна», следует этому уникальному подходу к интимному двойному изображению двух женщин, включая саму Ван, которые разделяют схожие трудности.

Когда я сажусь поделиться своими мыслями о последнем документальном фильме Ван, становится ясно, что ее личный подход пронизывает каждый кадр. Она объединяет отрывки из нескольких своих фильмов, в том числе из своего новаторского дебюта 2016 года «Хулиган Воробей», в котором рассказывается о борьбе за справедливость в деле о сексуальном насилии в отношении школьниц. Этот мощный образ простых людей, выступающих против несправедливости, находит отклик во всем мире. С каждым новым проектом Ванга усиливает впечатление, что ее творчество — это не просто сборник отдельных историй, а, скорее, непрерывное повествование. Это свидетельство как социально-политических проблем, которые она освещает, так и того, насколько глубоко эти вопросы затронули ее собственную жизнь.

Ван встретил Розу Марию Пайя, кубинскую активистку, во время кинофестиваля, где они оба показывали свои работы. Их общий опыт жизни при авторитарных режимах в Китае и на Кубе породил связь. Воспоминания о детстве Ван, когда она росла в социалистическом Китае, где ее фильмы запрещены, отражают ежедневную борьбу Пайи с преследованиями и слежкой. Вдохновленный этой параллелью, Ван решил задокументировать стремление Пайи к переменам на Кубе. Она делила свое время между Гаваной и Майами, снимая на камеру как наработки Пайи, так и ее личное путешествие.

В течение некоторого времени Ван следовала за Пайей по всей территории США и других стран, поскольку ее растущее влияние среди кубинских эмигрантов превратило ее в значительную политическую фигуру. Название документального фильма взято из книги Освальдо Пайи, уважаемого активиста, который выступал за самоуправление Кубы без участия США. Эта фраза символизирует бессмертную надежду кубинского населения на то, что их многолетние страдания при Фиделе Кастро (и его преемниках) в конечном итоге закончатся, поскольку тьма неизбежно уступит место свету. К сожалению, его неустанное стремление к демократии привело к его смерти от рук режима в 2012 году, что вынудило его детей, в том числе Розу Марию, покинуть страну.

На Кубе дипломатическая манера поведения Пайи взяла верх, из-за чего она казалась менее доступной по сравнению с предыдущими кадрами. Казалось, между ней и Вандом возник тонкий барьер. Однако именно когда Ванд запечатлела танцующую Пайю после долгого дня конференций и встреч, ее подлинный идеализм ненадолго проявился. Ван изображает эту сцену с туманным эффектом замедленной съемки, словно пытаясь извлечь каждую крупицу чистых эмоций из этого мимолетного момента спонтанной радости в Пайе — редкого случая, когда она казалась полностью оторванной от своей неустанной миссии. Эти визуальные интерлюдии в сочетании с работой монтажера Майкла Шейда придают фильму динамичность.

Примерно на двух третях проницательного документального фильма «Ночь не вечна» происходит неожиданный сдвиг, который обостряет отношения между Вангом и Пайей. Это развитие связано с исследованием в документальном фильме связи Пайя с консервативными политическими взглядами, которых придерживаются многие кубинские эмигранты в США, примером этой связи является сцена из митинга Дональда Трампа, на котором присутствует Пайя. В попытке поддержать дружеский диалог Ван не задает прямого вопроса Пайе о ее поддержке деятеля, известного тем, что пропагандирует американские предрассудки и экстремизм на камеру. Вместо этого Ван делится закадровым голосом мыслями из частных разговоров, которые раскрывают сложные чувства Пайи к бывшему президенту. Тот факт, что она, кажется, поддерживает такую ​​​​вредную фигуру в надежде достичь своих целей и сохранить благосклонность среди изгнанников, что перекликается с философией «цель оправдывает средства», беспокоит Ван. Она задается вопросом, почему люди, избежавшие диктатуры, оказываются привлеченными к кому-то вроде Трампа, который имеет некоторые общие черты со своими бывшими угнетателями.

Несмотря на значительные протесты кубинцев дома, где их жизни могут быть под угрозой, Пайя продолжает воздерживаться от критики торгового эмбарго США против Кубы, что контрастирует с резкой оппозицией ее отца. Он утверждал, что эти санкции оказали минимальное влияние на ослабление контроля режима Кастро на острове и вместо этого нанесли больший вред населению, чем самому режиму. Неоднозначность ответов Пайи на некоторые вопросы предполагает изменение ее взглядов не только с точки зрения ее внешнего вида и поведения, но и ее противоречивой политической позиции. Она выступает за глобальную поддержку дела Кубы, одновременно присоединяясь к администрации, которая известна своим жестоким обращением с иммигрантами и другими маргинализированными группами.

Хотя Ван не обращается напрямую к идее кубинской исключительности среди эмигрантов по сравнению с выходцами из Латинской Америки и других стран, ее изображения ярко передают это поразительное противоречие. На видеозаписи митинга за свободу Кубы во Флориде изображен кубинский флаг, развевающийся рядом с флагом MAGA («Сделаем Америку снова великой»), что символизирует эту тревожную разобщенность.

Ван не сравнивает напрямую обращение с кубинскими демонстрантами с применением силы правительством США во время протестов Black Lives Matter в 2020 году (вместо этого она использует кадры с площади Тяньаньмэнь). Однако очевидно, что обе ситуации отражают схожие случаи насилия. Хотя в «Night Is Not Eternal» отсутствуют интенсивные, прямые столкновения с Пайей, она показывает, что путь к переменам сложен, коварен и далек от совершенства.

«Ночь не вечна» теперь транслируется на каналах Max и HBO.

Смотрите также

2024-11-20 00:47