Художественный руководитель IDFA Орва Нирабия о «перекалибровке» после напряженного издания 2023 года и отказе от нейтралитета: «Мы не можем полагаться на страусиную политику»

Художественный руководитель IDFA Орва Нирабия о «перекалибровке» после напряженного издания 2023 года и отказе от нейтралитета: «Мы не можем полагаться на страусиную политику»

Как опытный кинорецензент с многолетним опытом погружения в мир кинематографа, я очарован историей Орвы Нирабии, художественного руководителя IDFA, уважаемого амстердамского фестиваля документального кино. Подобно хорошо продуманному повествованию, путь этого человека наполнен мужеством, стойкостью и самоанализом.


2021 год был непростым для IDFA, одного из престижных фестивалей документального кино в Амстердаме. Ранее фестиваль подвергся серьезной критике, когда пропалестинские демонстранты сорвали церемонию открытия лозунгом, который был воспринят как призыв к свободе палестинцев, но расценен другими как акт враждебности по отношению к Израилю. В результате всего через пять недель после событий 7 октября команда оказалась в затруднительном положении, пытаясь решить сложные политические вопросы. Эта турбулентность заставила многих кинематографистов отказаться от участия в фестивале.

По словам его художественного руководителя Орвы Нырабии, фестиваль этого года, проходящий с 14 по 24 ноября, следует за обширным периодом дискуссий, созерцаний и самоанализа. Он объявил о намерении уйти в отставку в конце июня. «В настоящее время наши усилия по защите наших методов могут показаться похожими на утверждения Джорджа Буша о защите нашего образа жизни», — сказал Нирабия. «Я считаю, что кинофестивали должны стремиться к чему-то большему.

В прошлом году IDFA стал первым фестивалем такого масштаба, который состоялся после 7 октября, и я должен признать, что он заставил нас чувствовать себя неуверенно», — говорит директор. «Мы пытались поступать правильно, избегая при этом ошибок. На мой взгляд, это опасная позиция. В этом году мы в первую очередь сосредоточимся на собственной корректировке.

Как киноэнтузиаст и рецензент, я рад выразить свой оптимизм по поводу реакции киноиндустрии на позицию IDFA. Честно говоря, в этом году на фестиваль наблюдался беспрецедентный приток фильмов и проектов. Такой всплеск интереса говорит о том, что люди признают нашу приверженность самокритике и ценят то, что представляет собой IDFA. Они хотят, чтобы мы одержали победу над любыми проблемами, с которыми мы можем столкнуться, особенно в эти трудные времена.

Размышляя о своем личном пути через этот интроспективный этап, я пришел к выводу, что кинофестивали не могут претендовать на беспристрастность в спорных вопросах. Как страстный любитель кино, я понимаю, что мы не просто кураторы; мы активные участники процесса. Мы формируем и проектируем каждый фестиваль, и это далеко не объективное или отдельное занятие. Он наполнен выбором, решениями и, следовательно, утверждениями. Мы не можем позволить себе прятать головы, как страусы, притворяясь нейтральными, когда мы так глубоко вовлечены в процесс программирования.

Традиционно кинофестивали отбирают только первоклассные фильмы, тем самым заслужив репутацию защитников качества. Однако я считаю, что пришло время признать, что «качество» само по себе является предвзятым и несет в себе следы прошлой несправедливости. Мы должны признать, что наш выбор не является чисто объективным, поскольку то, что считается «лучшим», может сильно различаться.

В августе ключевые фигуры отрасли собрались на симпозиуме в Амстердаме, чтобы обсудить, как фестивали и культурные учреждения могут удовлетворить протесты и дебаты. Симпозиум возглавила Нирабия, а в его организационный комитет вошли Табита Джексон, которая ранее возглавляла Сандэнс, Изабель Аррате Фернандес, заместитель директора IDFA, и Рима Мисмар, исполнительный директор Арабского фонда искусства и культуры.

Нирабия размышляет о недавних дискуссиях, отмечая, что те, кто критиковал нас в прошлом году, на самом деле поощряли сотрудничество. Они хотели, чтобы мы работали вместе и напоминали себе о нашей цели. Он объясняет, что историческая документация часто предполагает инакомыслие, но в конце концов, с течением времени, люди понимают, что новаторское искусство было на шаг впереди своей эпохи.

Изучение основ документального повествования вдохновило IDFA на создание уникальной коллекции под названием «Мертвый угол: Границы». В этом ассортименте представлены такие произведения, как израильский документальный фильм Иоланды Зауберман «Занялись бы вы сексом с арабом?» и ливанский фильм Лоуренса Абу Хамдана «Дневник неба», а также отрывок из основных моментов, посвященный Кубе.

Нирабия отмечает, что, несмотря на то, что Куба является страной, сталкивающейся с трудностями, которые часто упускаются из виду основными средствами массовой информации, она служит важным местом для съемок документальных фильмов. Эти фильмы не только помогают нам глубже размышлять над историей, но и дают представление о том, что нас ждет впереди. В отличие от новостей и средств массовой информации, которые фокусируются на событиях по мере их возникновения, фильмы снимаются до и после этих событий, причем их главная забота не в том, чтобы непосредственное событие произошло.

Говоря как киноэнтузиаст, первый фильм этого года, фильм Петра Виневича «О герое», был создан с ясным намерением. Речь идет не только о том, чтобы вызвать дискуссии об искусственном интеллекте и новых технологиях с точки зрения их влияния на нашу отрасль, но и о углублении в глубокую философскую концепцию, известную как «человеческая уникальность». Этот выбор направлен на то, чтобы спровоцировать вдумчивые дискуссии, выходящие за рамки практических последствий, исследуя саму суть того, что это значит для людей, когда технологии достигают точки, когда они превосходят человеческий интеллект.

Фильм в документальном стиле, в котором исследуется модель искусственного интеллекта, созданная для подражания работе Вернера Херцога, был одним из первых фильмов, просмотренных Нирабией, который «ставит нас в такое положение, когда мы больше не размышляем о том, хорош ли искусственный интеллект или плох, но вместо этого вызывает мысли о сущность человеческого творчества». «Эта тема имеет более глубокие последствия, и я ценю, что это интригующее исследование послужит основой, поскольку оно заставляет нас противостоять тревоге, связанной с такими достижениями.

Следующее мероприятие IDFA ознаменует уход Нирабии с поста ее лидера после его недавнего заявления о том, что он уйдет в отставку после семи лет пребывания на этом посту. Он намерен остаться там до 1 июля, чтобы обеспечить хорошо организованный и успешный переход, а также гарантировать, что ранняя подготовка к выпуску 2025 года пройдет гладко, как заявили на фестивале.

Как страстный киноман, который когда-то стоял по другую сторону забора, я нашел свой путь сюда. В глубине души я всегда был бунтовщиком, постоянно ищущим несправедливости в мире, отражает мое время в IDFA. Я считаю, что требуется настоящее мужество, чтобы преодолеть разрыв между учреждениями и кинематографистами, позволяя обеим сторонам учиться на точках зрения друг друга. Речь идет о понимании проблем, с которыми сталкиваются по другую сторону стола. И я с гордостью могу сказать, что мы добились здесь некоторых замечательных результатов.

Режиссер заявил, что его уход похож на финальную сцену фильма, заявив, что ему не нравится, когда фильмы несколько раз заканчиваются преждевременно. Он считает, что сейчас для него идеальное время, во многом благодаря исключительному качеству текущей программы. Хотя он признается, что чувствует некоторую грусть, он не совсем счастлив и не испытывает облегчения. Вместо этого он считает, что его решение правильное, и желает снова стать личностью.

Смотрите также

2024-11-14 19:47