Карнавал душ — одна из самых жутких историй о привидениях, когда-либо созданных

Поклонники Дэвида Линча ценят фильмы, которые создают ощущение страха, беспокойства и дезориентации – качества, которые делают фильм ужасов по-настоящему пугающим. Учитывая непреходящее влияние Линча и приближающийся Хэллоуин, сейчас самое подходящее время, чтобы поговорить о *Carnival of Souls*. Этот малобюджетный черно-белый фильм 1962 года, снятый без каких-либо известных звезд, использует жуткие звуки и постоянно тревожное настроение, чтобы создать ощущение потусторонности и странного очарования.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

Созданный с удивительно небольшим бюджетом в около $33,000, этот фильм рассказывает жуткую и необычную историю о женщине, которая едва выживает в автомобильной аварии, а затем чувствует себя потерянной в мире, который, кажется, не признает её. Хотя фильм изначально провалился в прокате, он был заново открыт десятилетия спустя благодаря ночному телевидению, в конечном итоге завоевав преданных и пылких поклонников. *Carnival of Souls* стал чрезвычайно влиятельным независимым фильмом ужасов, а его сюрреалистичный стиль и жуткая атмосфера напрямую вдохновили таких культовых режиссеров, как Дэвид Линч и Джордж А. Ромеро.

Карнавал душ — это история о призраках, которая ощущается как сон

Фильм *Carnival of Souls* начинается и заканчивается поразительной сценой. В центре сюжета — Мэри Генри, которая выживает в автомобильной аварии после того, как её машина съезжает с моста в реку. Хотя полиция предполагает худшее, она неожиданно появляется спустя несколько часов, казалось бы, невредимой. Она пытается восстановить свою жизнь, переезжая и становясь церковным органистом, но вскоре понимает, что с ней происходит что-то тревожное.

После произошедшего события Мэри чувствует все большую отстраненность от всего и всех вокруг нее. Разговоры кажутся пустыми, и ее преследуют тревожные видения призрачного мужчины и заброшенного карнавала на окраине города. Хотя завязка истории явно сигнализирует о жуткой атмосфере, настоящий ужас фильма кроется в том, что не говорится – моменты тишины самые страшные.

Режиссёр Херк Харви хотел, чтобы его фильм имел визуальный стиль классических европейских артхаусных фильмов, в частности, вызывая атмосферу таких режиссёров, как Бергман и Кокто. Он добился этого, минимизируя объяснения и диалоги, и вместо этого используя продолжительные, тревожные паузы и нереальные образы. Неуютная органная музыка, написанная Джином Муром, усиливает этот эффект, создавая звуковой ландшафт, который, кажется, отражает ухудшающееся психическое состояние персонажа Мэри.

Что меня действительно поразило в этом фильме, помимо жуткой сверхъестественной составляющей, так это то, насколько эффективно он изобразил вполне реальные страхи женщины в совершенно изолированной ситуации. Дело было не только в призраках; речь шла о тревожащих способах поведения окружающих её мужчин. Её сосед, Джон Линден, был просто…жутким, постоянно навязывающимся ей. И было ужасно видеть, как она обращается к психиатру, который по сути отвергал её искренний ужас, считая её просто чрезмерно эмоциональной. Даже священник на работе, казалось, больше беспокоился о внешнем виде, чем о том, чтобы ей действительно помочь. Эти парни были честно говоря такими же страшными, как любой монстр в фильме, и это делало её уязвимость настолько более интенсивной.

Возвращение к жизни оказывается на удивление сложным для Мэри, и она обнаруживает, что повседневный мир – особенно мужчины, которых она встречает – почти так же труден, как и быть мёртвой. Она эмоционально отстранена и не стесняется признавать, что предпочитает быть одной. Это было сознательным решением писателя Джона Клиффорда, как он объяснил в интервью 1996 года киноведу Тому Уиверу.

Фильм ощущается как туманный сон, погружая вас прямо в смутную реальность главного героя. Иногда она невероятно присутствует и привлекает всеобщее внимание и беспокойство. Но затем она полностью исчезает, теряется и становится невидимой, как будто она заперта в другом мире.

Карнавал душ – это глубоко тревожный фильм, вызывающий чувства одиночества и отчужденности. Он намеренно заставляет зрителей почувствовать себя такими же изолированными, как главная героиня, позволяя им ощутить её отчуждение из первых рук. Мэри, протагонистка, проникновенно заявляет: ‘Я не принадлежу этому миру… что-то отделяет меня от других людей’, фраза, которая нашла отклик на протяжении многих лет и даже была использована в качестве семпла Ланой Дель Рей.

Линчевский дух «Карнавала душ»

Если бы *Carnival of Souls* вышел спустя годы, его, вероятно, назвали бы ‘линчевским’. Сонный ритм фильма, странная и отстранённая игра актёров и жуткие звуковые эффекты сильно предвосхищают уникальную и захватывающую странность, которая впоследствии стала известна как стиль Дэвида Линча.

Дэвид Линч сам упоминал этот фильм как значительное вдохновение, и сходство было настолько очевидным, что кинокритик Роджер Эберт указал на это в своей рецензии 1989 года. Эберт отметил, что фильм вызывает то же ощущение скрытой тьмы под спокойной внешностью жизни в маленьком городке, что и ‘Blue Velvet’. Это подчеркивает центральную тему фильма: захватывающий интерес к странным и тревожным вещам, скрытым в обыденности.

Фильм *Carnival of Souls* блестяще устанавливает эту концепцию благодаря своей основной локации: обветшалому, заброшенному карнавальному павильону. Хотя в реальности это просто разрушающееся здание, фильм превращает его в причудливое место, где не действуют обычные правила. Это перекликается с техникой Дэвида Линча, который берет обычные места – такие как закусочная или улица в *Mulholland Drive* – и превращает их в тревожные, таинственные пространства.

Жуткая фигура, известная как ‘Человек’, который преследует Мэри и которого на самом деле сыграл режиссёр Херк Харви, кажется явным источником вдохновения для тревожных персонажей в таких фильмах, как *Lost Highway* Дэвида Линча, особенно Таинственный Человек. Эта удивительная связь между Харви и Линчем подчеркивает, насколько инновационным и прогрессивным был фильм Харви.

Как фильм за 33 000 долларов стал культовой классикой

Несмотря на то, что фильм *Carnival of Souls* является творчески впечатляющим, он не добился успеха в прокате. Он был снят в Канзасе кинематографистами, которые обычно работали над промышленными проектами, и всё началось с одного яркого образа. Режиссёр Харви лишь попросил сценариста убедиться, что концовка содержит большую группу призрачных фигур, танцующих в бальном зале. После того, как дистрибьютор сильно отредактировал его для кинотеатров под открытым небом, фильм ушёл в забвение.

Несмотря на свой странный и тревожный стиль, фильм оказался слишком захватывающим, чтобы его можно было забыть. Он вновь привлёк внимание в 1980-х годах благодаря частым показам по ночам на телевидении, где обрёл новую аудиторию и начал обретать свою нынешнюю известную культовую славу. Его влияние на жанр очевидно и сегодня. Хотя фильм тесно связан с работами Дэвида Линча, он также оказал непосредственное влияние на другого художника.

Как большой поклонник хорроров, я всегда был очарован зомби в фильме Джорджа А. Ромеро *Night of the Living Dead*. Что действительно меня поразило, так это то, насколько они отличались от монстров, которых я видел раньше – они не были быстрыми и страшными, а медленными, шаркающими и почти… грустными. Очевидно, Ромеро подсмотрел эту идею в действительно крутом малобюджетном фильме под названием *Carnival of Souls*. Те упыри были бледными, тихими и тоже двигались медленно, и он явно использовал их в качестве вдохновения для своих культовых зомби!

Даже Роджер Эберт признал влияние, отметив, что сцена с призрачными фигурами в заброшенном парке развлечений перекликается с образами из другого фильма. Это демонстрирует, что этот малоизвестный фильм из Канзаса тонко вдохновил визуальный стиль двух выдающихся фигур в современном хорроре.

Фильм продолжает вдохновлять кинематографистов и сегодня. Аргентинский режиссер Лукресия Мартель, получившая признание за фильмы, такие как *Headless Woman* (2008) и *Zama* (2017), назвала его «блестящим», сказав: «Это важное напоминание для всех нас, кинематографистов… достичь чего-то подобного достаточно. Он передает все, что я считаю самым пугающим в жизни, и я даже не могу смотреть его в одиночестве».

Хотя этот фильм не был снят с большим бюджетом или с участием известных актёров, он обладал кое-чем гораздо более важным: поразительно оригинальным и тревожным художественным стилем. Его концовка — мощное и душераздирающее завершение истории, которая постоянно исследует границу между жизнью и смертью. Как и многие классические фильмы, *Carnival of Souls* остаётся незабываемым и продолжает находить отклик у зрителей.

Смотрите также

2025-10-16 01:40