Владелец Steam компания Valve выступает против MasterCard в продолжающемся споре по поводу цензуры в играх.

В последнее время участились разногласия по поводу удаления зрелых видеоигр из цифровых магазинов. В ответ на обвинения в том, что они принуждали платформы подавлять или удалять контент для взрослых, Valve Corporation, владелец популярного магазина Steam, открыто оспорила утверждения Mastercard.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Прочитать отчет 10-K

Продолжающиеся дебаты, изначально вызванные усилиями различных групп в игровой индустрии, демонстрируют сложный баланс между платежными системами, регулированием контента и свободой слова в онлайн-коммерческих пространствах.

К 5 августа 2025 года продолжающиеся обсуждения разработчиков, потребителей и ландшафта распространения цифрового контента остаются предметом интереса, имея значительный вес для каждой из соответствующих групп.

Предыстория: Очистка от контента для взрослых на Steam и Itch.io

Проблема может быть прослежена до июля 2025 года, когда Steam и независимая игровая платформа Itch.io начали удалять или делать недоступными многочисленные игры с тематикой для взрослых из своих магазинов.

В качестве решительного сторонника поддержания целостности нашей платформы, я хочу поделиться недавними обновлениями, которые мы внедрили. Valve установила новые правила для контента, исключающие определённые типы материалов с целью соблюдения требований платёжных систем, таких как Mastercard и их аффилированные сети.

Valve сообщила PC Gamer, что некоторые игры в магазине Steam могут нарушать правила платёжных систем. По этой причине они решили прекратить продажу этих игр на платформе.

Подобно этому, Itch.io опубликовал запись в блоге, где говорится о проверке платёжных систем из-за зрелого контента. В статье подчёркивается важность сохранения партнёрских отношений для продолжения работы сервиса. На время были удалены все игры со зрелым контентом из результатов поиска, однако позднее снова начали показывать бесплатные игры после начала поисков совместимых методов оплаты.

Значительное количество работ пострадало, многие из которых содержали контент для взрослых или содержали откровенные сцены. Разработчики утверждали, что изображаемый контент был законным и добровольным.

Кажется, что данные действия обусловлены целенаправленными усилиями австралийской организации Collective Shout, миссия которой заключается в борьбе против представления женщин как объектов и сексуализации молодых девушек в различных средствах массовой информации.

В июле 2025 года Collective Shout публично раскритиковала Steam и Itch.io за размещение спорных видеоигр, призывая Visa, Mastercard и PayPal прекратить транзакции на этих платформах из-за их контента. Организация отметила успех после начала удаления таких игр, хвастаясь в своем блоге своей настойчивостью в привлечении внимания к этой проблеме в течение нескольких месяцев, поскольку Steam изначально проигнорировала их опасения.

Оппоненты, включающие как игроков, так и создателей контента, утверждают, что Collective Shout ведет борьбу за культурные нормы, касающиеся сексуального выражения, о чем сообщил сооснователь Itch.io Leafo в обновлении в социальной сети.

Реакция была сильной: геймеры наводнили центры поддержки платежных систем жалобами, что вызвало обвинения в подавлении законно разрешенного контента. В то же время конкурирующая платформа GOG начала кампанию ‘FreedomToPurchase’, раздавая бесплатно 13 зрелых игр и публично высказываясь против цензуры.

Отказ Mastercard и роль платежных правил

1 августа 2025 года Mastercard прояснил недопонимание, возникшее в некоторых недавних новостных заголовках относительно их позиции по поводу игрового контента. Компания заявила, что не оценивает отдельные игры и не налагает прямых ограничений на платформы, такие как Steam или Itch.io.

Компания уточнила, что Mastercard не оценивает и не налагает никаких ограничений на игры, вопреки некоторым сообщениям СМИ и обвинениям. По сути, их платежная система соответствует законным стандартам, обеспечивая все законные транзакции. Однако от продавцов ожидается установление необходимых мер защиты для предотвращения использования карт Mastercard для незаконных покупок.

Эта реакция возникла по мере усиления внимания средств массовой информации и общественного несогласия, при этом Mastercard подчеркнула, что их политика основана на законности, а не на этических соображениях. Однако в заявлении не затрагиваются косвенные влияния через третьих лиц и не дается четкого определения того, что квалифицируется как контент

Попытка Valve ответить на критику: косвенное давление и риски бренда

Valve быстро опровергла это заявление Mastercard, предоставив заявление изданию Kotaku в тот же день.

Представитель Valve заявил, что, несмотря на их запрос, Mastercard не вступил с ними в прямую связь. Вместо этого Mastercard взаимодействовал с платёжными системами и связанными с ними банками. Платежные системы затем передали эту информацию Valve, что побудило Valve подробно описать политику Steam в отношении распространения законных игр с 2018 года. Однако платёжные системы отклонили это объяснение, ссылаясь на пункт 5.12.7 правил Mastercard и потенциальный риск для бренда Mastercard в качестве причины отказа.

Правило 5.12.7, согласно инструкциям Mastercard, запрещает любые транзакции, которые признаются незаконными или по мнению корпорации могут повредить ее репутации или создать негативное впечатление в связи с их торговыми марками.

Политика явно запрещает продажу товаров или услуг, которые считаются крайне неприемлемыми и лишенными подлинной художественной ценности. Это включает в себя такие примеры, как изображения действий без согласия, жестокое обращение с несовершеннолетними, среди прочего неприемлемого контента. Нарушения могут повлечь за собой такие санкции, как штрафы, расследования или отмена услуг.

В 2018 году Valve изменила свою политику, разрешив почти все типы контента на Steam, за исключением незаконного или намеренно деструктивного материала. Это изменение было направлено на распространение игр, которые законны в соответствующих регионах. Однако Valve утверждает, что оспариваемые игры были юридически допустимы, но применение Mastercard правила 5.12.7 подразумевает, что они считают такой контент потенциальным риском для своего бренда, даже если он не является явно незаконным.

Это «явно вызывающее возражения» положение подлежит толкованию и вызвало критику, поскольку оно может позволить обширную цензуру без необходимости прохождения строгих юридических тестов, аналогичных тесту Миллера в США. Тест Миллера оценивает, возбуждает ли материал неподобающие интересы, изображает ли оскорбительное поведение и лишен ли он какой-либо общественной значимости.

Более широкие последствия и взгляды заинтересованных сторон

Создатели затронутых игр, которые часто являются небольшими независимыми студиями, разрабатывающими специализированный контент для взрослой аудитории, выразили обеспокоенность по поводу существенных финансовых потерь и недовольство неоднозначными правилами, поощряющими самоцензуру.

Как страстный рецензент фильмов, я своими глазами увидел преображающее влияние кампании Collective Shout. Это движение побеждает в своем крестовом походе против контента, который тонко или явно нормализует угрозы в отношении женщин. Их прошлые начинания вышли за рамки киноэкрана, и они дают понять, что их возражения выборочны, а не являются всеобщим осуждением всего контента для взрослых.

С другой стороны, сторонники свободы слова предостерегают, что такой шаг может установить потенциально вредную тенденцию. В этом контексте платежные системы, которые выступают ключевыми посредниками в онлайн-транзакциях, могут невольно взять на себя роль неофициальных цензоров.

Проще говоря, юристы отмечают, что контент, считающийся «вопиюще непристойным», может не быть защищенным, если он признан порнографическим. Однако большая часть удаленного контента из Steam (платформы, базирующейся в США) вероятно соответствует конституционным стандартам этой страны.

На платформах, таких как Itch.io, где экспериментируют с различными процессорами и геймеры постоянно высказывают свое мнение, будущее может значительно изменить способы управления контентом для взрослых в цифровых средах. Сопротивление Valve намекает на готовность оспорить платежных гигантов, но без открытого общения исход остается неясным.

Mastercard продолжает подчеркивать свою приверженность законным сделкам, однако неоднозначность в отношении контента, который может нанести ущерб их репутации, может привести к постоянным разногласиям.

Смотрите также

2025-08-05 18:00