Рецензия на «Читая Лолиту в Тегеране»: интимная адаптация мемуаров Азара Нафиси по своей сути женственна и политична

Рецензия на «Читая Лолиту в Тегеране»: интимная адаптация мемуаров Азара Нафиси по своей сути женственна и политична

Как киноман, питающий слабость к фильмам, затрагивающим суть женских переживаний, я нашел «Читая Лолиту в Тегеране» пронзительным и сильным повествованием. Изображение путешествия Нафиси в фильме отражает мой собственный опыт, когда я росла светской мусульманкой, преодолевая сложности веры, культуры и социальных ожиданий в различных контекстах.


Сценарий Марджори Дэвид построен как серия хронологических эпизодов и внезапных скачков во времени, которые порой могут показаться неожиданными, поскольку он рассказывает о жизни Нафиси (которую играет Гольшифте Фарахани) на протяжении 24 лет. Мы встречаемся с Нафиси в 1979 году, недавно вернувшейся в Тегеран со своим мужем Биджаном (Араш Маранди) после завершения учебы в Соединенных Штатах после Исламской революции в Иране. Краткая титульная карточка в начале описывает сцену их возвращения на родину, которое было временем оптимизма в Иране, поскольку многие иранцы, живущие за границей, были отстранены обещаниями, которые в конечном итоге оказались ложными.

Сначала Нафиси попадает в выдающийся университет столицы, где преподает мужскую и женскую литературу, в том числе такие произведения, как «Гекльберри Финн», «Великий Гэтсби», «Гордость и предубеждение» и «Лолита». Эти книги также используются в качестве названий глав фильма. Первоначально лишь горстка студенток или прохожих носили традиционную исламскую одежду, такую ​​как хиджабы или платки. Однако по мере развития событий в воздухе, похоже, нарастают консервативные настроения: мужчины все более агрессивно высказываются о женском дресс-коде. Студент-мужчина даже смело заявляет: «Однажды это будет закон», в результате чего несколько возмущенных, но потерявших дар речи женщин стояли в недоумении.

Нафиси упорно ведет свои занятия, поощряя своих учеников, в том числе мужчин, размышлять над этическими дилеммами, которые занимают центральное место в литературе, которую она выбирает. Однако консервативная религиозная группа без колебаний заявит о своем присутствии и бросит вызов академическому содержанию ее курса. Плакаты вокруг университета требуют «очистки учебной программы», направленной против свобод светских женщин, которые сохраняют свою традиционную одежду. Когда охранник-мужчина останавливает ее из-за непокрытой головы, Нафиси отвечает: «Моя бабушка, которая была одной из самых набожных мусульман, которых я знала, никогда не пропускала молитву. Она носила платок из религиозных обрядов, а не как символ. » Эта сцена сильно перекликается с «Читая Лолиту в Тегеране», перекликаясь с аналогичным опытом и дебатами, с которыми я лично сталкивался по поводу давления, с которым сталкиваются женщины в обществах, где сосуществуют мусульмане разного происхождения, каждый из которых имеет свои уникальные взгляды на выражение веры.

Если говорить менее жестко, некоторые сцены кажутся слишком подчеркнутыми в изображении тем фильма. Например, среди студенток идет дискуссия, в которой они проводят параллели между репрессивными улицами Ирана и оскорбительным персонажем Гумберта из «Лолиты», что кажется слишком очевидным, учитывая центральную тему фильма. Подобные случаи происходят, когда сюжетная линия неожиданно перескакивает из 80-х в середину 90-х, но изменения в одежде и прическах минимальны. Тем не менее, Риклису удается создавать острые и личные моменты между Нафиси и ее студентами, например, когда она бросает работу в университете, чтобы тайно преподавать литературу группе нетерпеливых женщин. Фильм может похвастаться впечатляющим актерским составом: Мина Кавани («Нет медведей») в роли Насрина и Зар Амир Эбрахими («Святой паук») в роли Саназа.

В открытом мире они смело сталкиваются с патриархатом, презрением к женщинам и физическим насилием — изображение приема Саназ к врачу и ужасающего насилия, которому она подверглась, выделяется как особенно душераздирающее. Однако в безопасной обстановке дома Нафиси, украшенного пышной выставкой фруктов и выпечки (художественно запечатленных Элен Лувар), эти женщины погружаются в свои самые сокровенные чувства через литературу, делятся своей борьбой, выражают себя через песни и танцы, а также ведут поучительные дебаты. концепции, включая сексуальное освобождение.

В другом месте своего образа Риклис раскрывает обычную жизнь Нафиси, наполненную подавлением, с которым она смирилась, подобно просмотру сильно отредактированной версии «Жертвоприношения» Андрея Тарковского. Далее в повествовании рассказывается о дружбе Нафиси с загадочной фигурой (Шахбаз Ношир), коллегой-интеллектуалом, которого она встречает во время побега из уличных протестов. Этот загадочный человек становится больше, чем просто знакомым, выступая наставником Нафиси. Риклис деликатно следит за развитием их эмоциональной связи и взаимопонимания, тонко намекая на намек на сексуальное напряжение между ними.

Подобно таким фильмам, как «Шайда», «Семя священного инжира» и другим, изображающим разнообразные истории иранских женщин по всему миру, «Читая Лолиту в Тегеране» приобретает политическое измерение, если рассматривать его в свете реальных событий, связанных с Махсой. Смерть Амини в 2022 году. Сообщается, что Амини была избита полицией за то, что она не носила хиджаб должным образом, что привело к глобальным протестам. В двух важных сценах Риклис тонко отсылает к Амини, когда Фарахани смотрит в зеркало, надевает платок, а затем снимает его. Фильм завершается возвращением Нафиси в Америку в начале 2000-х из-за ее нежелания воспитывать детей в репрессивной среде. Хотя адаптация Риклиса, возможно, не полностью передает эмоциональную интенсивность истории Нафиси, она все равно представляет собой похвальное, бунтарское и глубоко женственное исследование.

Смотрите также

2024-10-25 08:46